Ведомственные строительные нормы ВСН 188-78"Инструкция по механической обработке сварных соединений в стальных конструкциях мостов"(введен в действие распоряжением Минтрансстроя СССР и МПС РФ от 4 января 1978 г. N А-6/П-287) стр. 2

3.1. Механическая обработка сварных соединений фасонок должна удовлетворять требованиям пп.1.6-1.10 настоящей инструкции и дополнительным требованиям, изложенным ниже.
1339 × 1700 пикс.     Открыть в новом окне
1113 × 1898 пикс.     Открыть в новом окне
3.2. Механическую обработку концов фасонок, привариваемых встык к кромке листа (пояса балки, элемента фермы и т.п.), следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.11,а для растянутой зоны и рис.11,б для сжатой зоны.
1036 × 1740 пикс.     Открыть в новом окне
При совпадении плоскости фасонки и листа концы соответствующего шва, прикрепляющего фасонку, следует зачищать заподлицо с указанной плоскостью (в противном случае эта зачистка не производится).
1092 × 1826 пикс.     Открыть в новом окне
3.3. В узлах главных ферм концевые участки выкружек фасонок-приставок, привариваемых встык, подвергаются механической обработке в соответствии с требованиями, указанными на рис.12,а для растянутой зоны и рис.12,б - для сжатой зоны.
3.4. Механическую обработку концов фасонки связей, привариваемой втавр к плоскости листа (стенки или пояса балки, элемента фермы и т.п.), следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.13,а для растянутой зоны и рис.13,б - для сжатой зоны.
3.5. В узлах главных ферм механическую обработку концевых участков выкружек фасонок, привариваемых втавр, следует выполнять согласно требованиям, указанным на рис.14,а для растянутой зоны и рис.14,б - для сжатой зоны.
3.6. При удалении технологического припуска на концах фасонок газовой резкой следует обеспечивать выполнение требований п.1.5.

4. Требования к механической обработке концов обрываемых частей сварных элементов и балок

4.1. Механическая обработка концов обрываемых частей сварных элементов и балок должна удовлетворять требованиям пп.1.6 - 1.10 настоящей инструкции и дополнительным требованиям, изложенным ниже.
4.2. Механическую обработку конца горизонтального ребра жесткости, обрываемого вблизи монтажного болтового или комбинированного болто-сварного стыка балки, следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.15,а для растянутой зоны и рис.15,б - для сжатой зоны.
4.3. При обрыве стенки, смещенном относительно торца сварного элемента Н-образного, а также двутаврового сечения (например, в случае применения комбинированного стыка), механическую обработку ее концевых участков следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.16.
4.4. При прикреплении элементов Н-образного и крестового сечения к одиночным фасонкам механическую обработку концевых участков скосов в полках следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.17, а, б для растянутых элементов и рис.17, а, в - для сжатых элементов.
1010 × 2060 пикс.     Открыть в новом окне
1103 × 2065 пикс.     Открыть в новом окне
1001 × 1995 пикс.     Открыть в новом окне
1781 × 1084 пикс.     Открыть в новом окне
4.5. В случае обрыва полок сварного элемента Н-образного или двутаврового сечения не у торца элемента механическую обработку концевых участков скосов в полках следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.18,а для растянутых элементов и рис.18,б - для сжатых элементов.
1127 × 1463 пикс.     Открыть в новом окне
4.6. При удалении технологического припуска на концах обрываемых частей сварных элементов и балок газовой резкой следует обеспечивать выполнение требований п.1.5.
4.7. Механическую обработку косых угловых швов на конце обрываемого в пролете поясного листа сплошной балки с многолистовым поясом следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.19.
Допустимая величина ослабления сечения листа (без подварки) вдоль границы косого шва - 1 мм на металле толщиной до 20 мм и 6% толщины на более толстом металле.
При обработке косых угловых швов абразивным кругом на зачищаемой поверхности допускаются риски, расположенные вдоль шва.

5. Требования к механической обработке швов прикрепления конструктивных деталей

5.1. Механическая обработка швов прикрепления конструктивных деталей должна удовлетворять требованиям пп.1.6 - 1.10 настоящей инструкции и дополнительным требованиям, изложенным ниже.
5.2. Механическую обработку косых угловых швов на конце накладного компенсатора следует выполнять в соответствии с требованиями, указанными на рис.20.
При смещенном относительно торца элемента положении накладного компенсатора край его лобового шва (если шов выполнен ручной сваркой) подвергается механической обработке в соответствии с требованиями, указанными на рис.21; в этом случае допустимая величина ослабления сечения основного металла принимается в соответствии с требованиями п.1.9.
Если лобовой шов выполняется полуавтоматической сваркой под флюсом, то механическую обработку можно исключить, при условии обеспечения плавного перехода от шва к основному металлу.
5.3. Выполненные ручной сваркой лобовые швы прикрепления противоугонных уголков обрабатывают в соответствии с указаниями, приведенными на рис.22.
5.4. Механическую обработку выполненных ручной сваркой угловых швов в прикреплении** диагоналей горизонтальных связей и вертикальных ребер жесткости к ветровому поясу, расположенному в растянутой зоне балки, следует осуществлять в соответствии с указаниями, приведенными на рис.23.
783 × 1240 пикс.     Открыть в новом окне
975 × 1064 пикс.     Открыть в новом окне
705 × 1146 пикс.     Открыть в новом окне
839 × 1226 пикс.     Открыть в новом окне
777 × 1779 пикс.     Открыть в новом окне
5.5. Выполненные ручной сваркой поперечные угловые швы, прикрепляющие вертикальные ребра жесткости, диафрагмы или фасонки поперечных связей к растянутому элементу или поясу сплошной балки в пролете, обрабатывают в соответствии с указаниями, приведенными на рис.24.

6. Контроль качества механической обработки сварных соединений в стальных конструкциях мостов

6.1. При приемке готовых элементов стальных мостовых конструкций ОТК завода и заводская инспекция одновременно с другими параметрами контролируют и качество механической обработки.
Контроль качества механической обработки сварных соединений в стальных конструкциях мостов производится визуальным способом, с применением в необходимых случаях эталонов, простейших измерительных инструментов и шаблонов.
Контролируют наличие обработки во всех зонах, оговоренных в чертежах КМД, и соответствие полученной формы требованиям настоящей инструкции.
6.2. Качество обработки признается удовлетворительным, если осмотром зоны обработки установлено:
а) полное снятие прокатной окалины, а также окисленного поверхностного слоя на протяжении заданной зоны обработки с чистотой не ниже 5 класса по ГОСТ 2789-73, проверяемой по эталонам;
б) плавность (с заданным радиусом) переходов от металла обрабатываемого шва, детали или части сечения;
в) отсутствие на обработанной поверхности надрывов и трещин, а также рисок, расположенных поперек направления усилий, действующих в элементе при его работе;
г) отсутствие в зоне обработки ослаблений сечения, превышающих установленный нормами допуск;
д) отсутствие у деталей и элементов в зоне обработки острых кромок и заусенцев;
е) отсутствие на обработанной абразивным кругом поверхности поджогов металла в виде черных пятен и цветов побежалости, а также шлифовочных трещин;
ж) отсутствие в зоне обработки технологических дефектов сварки (трещин, несплавлений, пор, шлаковых включений, подрезов, а также неполного проплавления толщины детали в случаях, когда требование сквозного проплавления является обязательным);
з) отсутствие следов прихваток, прикрепляющих выводные планки и сборочные приспособления, а также следов газовой резки, применявшейся перед механической обработкой для удаления технологических припусков, выводных планок и т.п.
6.3. Уменьшение размеров зон обработки и радиусов плавных переходов против указанных выше в разделах 2 - 5 не допускается.
Увеличение размеров зон обработки и радиусов не является браковочным признаком.

7. Техника безопасности при выполнении механической обработки сварных соединений в стальных конструкциях мостов

7.1. К выполнению механической обработки сварных соединений в стальных конструкциях мостов допускаются лица, сдавшие экзамен по технике безопасности при фрезеровании и зачистке металла абразивами.
7.2. Все инженерно-технические работники, связанные с механической обработкой сварных соединений, должны пройти инструктаж и иметь удостоверение о сдаче испытаний по правилам техники безопасности.
7.3. Детали и узлы, подвергаемые механической обработке, должны быть надежно закреплены, а рабочее место освобождено для свободного доступа работающего.