Mains busways up to 1200 V, dc. General technical conditions
Дата введения 1 января 1975 г.
Введен впервые
Настоящий стандарт распространяется на магистральные шинопроводы постоянного тока (далее - шинопроводы), предназначенные для выполнения электрических сетей постоянного тока напряжением до 1200 В.
Виды климатических исполнений по ГОСТ 15150 устанавливают в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.
Стандарт устанавливает требования к шинопроводам, изготавливаемым для нужд экономики страны и экспорта.
Стандарт не распространяется на шинопроводы специального назначения, например, для химически активных сред, для взрыво- и пожароопасных зон.
(Измененная редакция, Изм. N 4, 5).
1. Основные параметры
1.1. Номинальные токи шинопроводов и ответвлений от них должны соответствовать значениям, указанным в табл. 1.
Таблица 1
Номинальный ток, А | |
шинопровода | ответвительного устройства |
1600 | 400; 630; 1000 |
2500; 3200 | 630; 1000; 1600 |
4000; 5000 | 1000; 1600; 2500 |
6300 | 1000; 1600; 2500; 4000 |
Примечание. Допускается снижать номинальные токи шинопровода и ответвительных секций по условиям нагрева отдельных элементов, если при проектировании шинопровода, предназначенного для макроклиматических районов с тропическим климатом, в качестве базового исполнения принят шинопровод для районов с умеренным климатом.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).
1.2. Шинопроводы должны изготовляться в виде отдельных секций. Расчетные длины прямых секций (расстояния между осями контактных соединений) должны соответствовать следующему ряду значений: 0,75; 1,00; 1,50; 2,00; 3,00; 4,50; 6,00 м.
Примечание. Допускаются по требованию потребителя другие расчетные длины прямых секций.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
1.3. (Исключен, Изм. N 4).
1.4. Величины электрического сопротивления и падения напряжения при номинальном токе на 100 м прямого участка шинопровода должны быть указаны в эксплуатационной документации на конкретные типы шинопроводов.
(Измененная редакция, Изм. N 3).
1.5. (Исключен, Изм. N 4).
2. Технические требования
2.1. Шинопроводы должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, технических условий на шинопроводы конкретных типов и рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
2.2. Номинальное значение климатических факторов при эксплуатации шинопроводов - по ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).
2.3. Шинопроводы должны быть устойчивы к воздействию механических факторов внешней среды, соответствующих группе условий эксплуатации М2 по ГОСТ 17516.
(Измененная редакция, Изм. N 5).
2.4. Шинопроводы должны состоять из следующих элементов:
а) прямые секции для прямолинейных участков сети;
б) угловые секции для поворота линии сети на 90° в горизонтальной и вертикальной плоскостях;
в) подгоночные секции для подгонки длины линии шинопровода;
г) ответвительные секции для присоединения приемников электрической энергии;
д) торцовые крышки (заглушки) для закрытия торцов крайних секций шинопровода;
е) устройства для крепления шинопровода к элементам строительных конструкций зданий и сооружений;
Необходимая номенклатура элементов шинопроводов должна устанавливаться в технических условиях на конкретные типы шинопроводов.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 3, 5).
2.5. Длительно допустимая температура нагрева токоведущих частей и элементов корпуса шинопровода номинальным током при эффективном значении температуры воздуха, соответствующем климатическому исполнению по ГОСТ 15543, не должна превышать значений, указанных в табл. 1а.
Таблица 1а
Наименование частей шинопровода | Температура нагрева |
Шины | 95°С |
Разборные и неразборные (кроме сварных) контактные соединения | По ГОСТ 10434 |
Сварные контактные соединения | 105°С |
Корпус | По техническим условиям на шинопроводы конкретных типов |
Примечание. Указанная температура нагрева токоведущих частей предусматривает применение электрической изоляции, допустимая температура нагрева которой соответствует классу нагревостойкости А и выше по ГОСТ 8865. При применении изоляции, имеющей более низкую нагревостойкость, температура нагрева токоведущих частей, влияющих на нагрев изоляции, должна быть снижена.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 5).
2.6. Шинопроводы должны выдерживать в течение 0,2 с однократное воздействие тока короткого замыкания, значения которого указаны в табл. 2.
Таблица 2
Номинальный ток шинопровода, А | Ток короткого замыкания, кА, не менее |
1600 | 35 |
2500 | 50 |
3200 | 70 |
4000 | 80 |
5000 | 100 |
6300 | 125 |
Значение тока короткого замыкания для ответвительных секций устанавливают в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
В результате действия тока короткого замыкания повышение температуры токоведущих частей не должно быть более 50°С сверх температуры, которую они имели до момента протекания тока короткого замыкания, не должна нарушаться изоляция шин и установленная степень защиты по ГОСТ 14254, а также не должны возникать деформации элементов шинопровода, затрудняющие его нормальную эксплуатацию. Характер и допустимые значения деформаций следует устанавливать в технических условиях на шинопроводы конкретных типов.
(Измененная редакция, Изм. N 3, 4, 5).