Срок введения 1 июля 1974 г.
Раздел 1. Общие сведения
1.1. Настоящими указаниями устанавливается классификация зданий и сооружений дорожной и автотранспортной служб по признакам их функционального назначения и даются рекомендации по выбору их расчетных параметров и размещению на внегородских автомобильных дорогах общего пользования в зависимости от перспективной интенсивности движения (категории автомобильной дороги).
1.2. Указания используются при составлении технико-экономических обоснований строительства и реконструкции автомобильных дорог; технико-экономических докладов по развитию сети автомобильных дорог; комплексных технических проектов строительства и реконструкции автомобильных дорог и при разработке генеральных схем обустройства существующих дорог.
1.3. В Указаниях приведены рекомендации по компоновке различных по назначению сооружений на отдельных площадках и на одной общей; перечислены основные требования, предъявляемые к площадкам, и необходимые согласования.
1.4. При выборе площадок под здания и сооружения автотранспортной и дорожной служб, а также при их проектировании следует руководствоваться требованиями СНиП и указаниями по безопасности движения ВСН 39-67 в части размещения их относительно дороги и устройства подъездов к ним. Генеральные планы должны разрабатываться с учетом расчетной перспективы.
1.5. При компоновке отдельных зданий в пределах площадки и относительно окружающей застройки должны соблюдаться действующие нормы приближения к существующим зданиям, сооружениям, аэродромам, линиям электропередач и т.п., противопожарные и санитарные нормы, нормы проектирования в районах вечной мерзлоты, подвижных песков, оползней, карст, в районах опасных в сейсмическом отношении и другие нормы строительного проектирования.
1.6. Для обеспечения обслуживающего персонала необходимыми бытовыми удобствами (школы, магазины, жилье, культурно-бытовые учреждения и т.д.) линейные сооружения и комплексы автотранспортных и дорожных служб целесообразно размещать у населенных пунктов.
1.7. При расположении сооружения в условиях, требующих возведения жилых строений для обслуживающего персонала, нормы обеспечения жилой площадью принимаются по СНиПу.
1.8. Вопросы общественного питания, медицинского обслуживания, пожарной охраны в отдельных случаях могут решаться путем кооперирования с местными предприятиями и организациями.
1.9. Автомобильная дорога с размещенными на ней сооружениями автотранспортной и дорожной служб должна быть обеспечена ведомственной линейной радиотелефонной и телефонной связью. Для обеспечения связи с автотранспортной и дорожной службами непосредственно с дороги, что необходимо в экстренных случаях, рекомендуется устройство телефонных установок на перегонах.
Проектирование дорожной линейной связи выполняется по специальному заданию с учетом действующих норм и правил проектирования и эксплуатации средств связи.
1.10. Пункты ГАИ не входят в систему автотранспортной и дорожной служб на автомобильных дорогах общего пользования. Пункты ГАИ, как правило, размещаются на входах в крупные города (областные и областного подчинения), а также на пересечениях автомобильных дорог I-III категорий. Местоположение их устанавливается Областным управлением ГАИ. При пунктах ГАИ должны устраиваться площадки - стоянки для служебных транспортных средств и автомобилей, останавливаемых для контроля.
1.11. Руководство и планирование обустройства дорог сооружениями автотранспортной и дорожной служб осуществляется дорожными органами Минавтодора РСФСР.
Раздел 2. Классификация сооружений
2.1. Для обеспечения нормальной эксплуатации, ремонта и содержания всех автомобильных дорог и дорожных сооружений, а также обслуживания автотранспортных средств и пассажиров, двигающихся по автомобильным дорогам, обязательной принадлежностью автомобильных дорог должны быть сооружения дорожно-эксплуатационной и автотранспортной служб.
2.2. К сооружениям линейной дорожно-эксплуатационной службы в зависимости от установленной организационной структуры ее относятся комплексы зданий: дорожно-ремонтных строительных управлений (ДРСУ); дорожно-эксплуатационных участков (ДЭУ); линейных управлений автомобильных дорог (ЛУАД); производственных дорожных участков (ПДУ); дорожно-ремонтных пунктов (ДРП); пунктов охраны больших мостов и содержания паромных переправ.
2.3. Сооружения автотранспортной службы на автомобильных дорогах разделяются на три группы: сооружения для обслуживания пассажирских перевозок; сооружения для обслуживания грузовых перевозок; сооружения для обслуживания подвижного состава.
2.4. К сооружениям для обслуживания пассажирских перевозок относятся: автопавильоны; пассажирские автостанции; автовокзалы; мотели; предприятия общественного питания; остановочные площадки.
2.5. К сооружениям для обслуживания грузовых перевозок относятся: грузовые автостанции; перецепные пункты; контрольно-диспетчерские пункты.
2.6. К сооружениям для обслуживания подвижного состава относятся: станции обслуживания; автозаправочные станции; моечные пункты.
А. Сооружения дорожной службы
2.7. Основными задачами дорожно-ремонтного строительного управления (ДРСУ) являются: содержание и ремонт автомобильных дорог и мостов, строительство и реконструкция участков дорог, осуществление мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильных дорогах.
Для выполнения своих функций ДРСУ должно располагаться в комплексе зданий и сооружений, включающим в себя: административные помещения, жилые здания, ремонтные мастерские для дорожных машин, гаражи и стоянки для автомобилей, АБЗ (ЦБЗ), пескобазы, склады, хозяйственные постройки.
2.8. Дорожно-эксплуатационный участок является административно-производственным подразделением службы ремонта и эксплуатации автомобильных дорог общегосударственного значения протяженностью 100-300 км. В комплекс дорожно-эксплуатационного участка входят следующие здания и сооружения:
а) производственного значения - ремонтная мастерская, административно-бытовое помещение, мойка (или эстакада) для автомобилей и дорожных машин, хранилище ГСМ с раздаточными колонками, открытые и закрытые стоянки для автомобилей и дорожных машин;
б) хозяйственно-бытового назначения - хозяйственные службы (сараи, навесы), овощехранилище, котельная, трансформаторная подстанция, жилой дом, душевые, санузлы.
Строительство комплексов ДЭУ осуществляется, как правило, по типовым проектам, привязанным к местным условиям.
+-----------------------------------------------------+
|Здания и сооружения дорожной и автотранспортной служб|
+------------------------+----------------------------+
+-----------------------------------------------------+
+---------------------------------+--------------+
| |
+-------+-------+ +-----------+-----------+
|Дорожная служба| |Автотранспортная служба|
+-------+-------+ +-----------+-----------+
+---------------------------------+--------------+
+-------+----------+ +------------------+----------------+
| | | | |
+------+------+ +-------+--------+ +------+--------+ +-------+-------+ +------+---------+
|Комплексы | |Комплексы | |Сооружения | |Сооружения | |Сооружения |
|зданий и | |зданий | |по обслуживанию| |по обслуживанию| |по обслуживанию |
|сооружений | |и сооружений | |пассажиров | |грузовых | |подвижного |
|управления | |производственных| | | |перевозок | |состава |
|автомобильных| |управлений | +-------+-------+ +-------+-------+ +---------+------+
+-------+----------+ +------------------+----------------+
|дорог | |строительства | | | |
| | |и эксплуатации | | | +--------------------+
| | |автомобильных | | | |
+-----+-------+ |дорог | | +------------------------------+ |
| +--------+-------+ +---------------------------------+ | |
| | | | |
| +-------------------+--------+-----+ | | |
+-+------------------------+ | | | | | |
| | | | | | | |
+-+--+ +-+-+ +-+--+ +--+-+ +-+-+ +--------+ | +--------+ |+-------+|
|ДРСУ| |ДЗУ| |ДРСУ| |ЛУАД| |ПДУ| ++Автопа- +---+ |Грузовые| || АЗС ++
+-+--+ +-+-+ +-+--+ +--+-+ +---+ |вильоны | | |авто- +---++-------+|
+-+------------------------+ | | | | | |
+---------+ +-------+ +----+----+ +---+ |+--------+ | |станции | | |
+---+---+ +---+---+ +--+-+ +---+---+ +-------+ +-+-+ +----------+ | +--------+ | |
+---------+ +-------+ +----+----+ +---+ |+--------+ | |станции | | |
|Эксплу-| |Строи- | |ДРП | |Эксплу-| |Строи- | |ДРП| ||Пассажир- | | +--------+ |+-------+|
|атаци- | |тельное| | | |атаци- | |тельное| | | |ские авто-+-+ |Пере- | ||Моечные||
|онное | |прораб-| | | |онное | |прораб-| | | ||станции | | |цепные +---+|пункты ++
|прораб-| |ство | | | |прораб-| |ство | | | +----------+ | |пункты | |+-------+|
|Эксплу-| |Строи- | |ДРП | |Эксплу-| |Строи- | |ДРП| ||Пассажир- | | +--------+ |+-------+|
|ство | | | | | |ство | | | | | |+----------+ | +--------+ | |
| | | | | | | | | | | | |Автовок- +-+ +-----------+|+-------+|
+---+-+-+ +-------+ +-+-++ +---+-+-+ +-------+ +-+-+ ||залы | | |Контрольно-|||Станции||