Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 10006-2005"Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании"(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 6 сентября 2005 г. N 221-ст) стр. 3

e) системный подход к менеджменту;
f) постоянное улучшение;
g) принятие решений, основанных на фактах;
h) взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Эти принципы должны формировать основу систем менеджмента качества для инициирующей и проектной организаций.
Примечание - Руководство по применению принципов менеджмента качества к планированию в соответствии со стратегическим процессом приведено в 5.2.2-5.2.9.
4.2.2 Система менеджмента качества проекта
Управление процессами проекта следует осуществлять в соответствии с системой менеджмента качества. Для достижения проектных целей система менеджмента качества проекта должна быть, насколько возможно, взаимоувязана с системой менеджмента качества инициирующей организации.
Примечание - ИСО 9004 содержит рекомендации по результативности и эффективности систем менеджмента качества.
Проектная организация должна определить необходимую документацию, которую она разрабатывает, и управлять этой документацией (см. ИСО 9004, пункт 4.2).
4.2.3 План качества проекта
Система менеджмента качества проекта должна быть документирована и включена в план качества проекта или на нее должны быть ссылки в этом плане.
План качества должен идентифицировать действия и ресурсы, необходимые для достижения целей проекта в области качества. План качества должен быть включен в план менеджмента проекта или упомянут в нем.
В договорных ситуациях заказчик может определить требования к плану качества. Эти требования не должны ограничивать план качества проектной организации.
Примечание - ИСО 10005 содержит руководство по разработке плана качества.

5 Ответственность руководства

5.1 Обязательства руководства

Для разработки и поддержания результативной и эффективной системы менеджмента качества при проектировании необходимы обязательства и активное участие высшего руководства инициирующей и проектной организаций.
Высшее руководство инициирующей и проектной организаций должно обеспечить вход в стратегический процесс (см. 5.2).
Так как проектная организация направляет свои усилия на завершение проекта, высшее руководство инициирующей организации должно гарантировать непрерывное выполнение действий, направленных на улучшение текущих и будущих проектов.
Высшее руководство инициирующей и проектной организаций должно создать культуру качества, которая является важным фактором в обеспечении успеха проекта.

5.2 Стратегический процесс

5.2.1 Применение принципов менеджмента качества в стратегическом процессе
Планирование создания, выполнения и сопровождения системы менеджмента качества, основанной на применении принципов менеджмента качества, является стратегией, устанавливающей процесс руководства. Такое планирование выполняется проектной организацией.
В этом планировании для выполнения проектных целей необходимо сосредоточить внимание на качестве продукции и процессов.
Общее руководство в соответствии с 5.2.2-5.2.9 должно быть применено к процессам, описанным в 6.1, 6.2. 7.2-7.8 и в разделе 8.
5.2.2 Ориентация на потребителя
Организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания [см. ИСО 9000, пункт 0.2а)].
Удовлетворение требований заказчиков и других заинтересованных сторон необходимо для успеха проекта. Эти требования должны быть ясно осознаны для обеспечения того, чтобы все процессы были направлены на их выполнение.
Цели проекта, которые включают в себя цели продукции, должны учитывать потребности и ожидания заказчика и других заинтересованных сторон. Цели могут быть усовершенствованы в ходе выполнения проекта. Цели проекта должны быть зафиксированы в плане менеджмента проекта (см. 7.2.2). Они должны детализировать, что должно быть выполнено (с указанием времени, стоимости и качества продукции) и что должно быть измерено.
При определении баланса между временем, стоимостью и качеством продукции должны быть учтены требования заказчиков.
Для обеспечения обмена информацией должны быть установлены интерфейсы со всеми заинтересованными сторонами. Любые конфликты между требованиями заинтересованных сторон должны быть разрешены.
Обычно при возникновении конфликтов между требованиями заказчика и других заинтересованных сторон требования заказчика имеют приоритет, кроме случаев, установленных законом, или регулирующих требований.
Разрешение конфликтов должно быть согласовано заказчиком. Заинтересованные стороны должны быть зарегистрированы. При выполнении проекта необходимо обращать внимание на изменения требований заинтересованных сторон, в том числе дополнительных требований новых заинтересованных сторон, которые подключились к работе после ее начала.
5.2.3 Руководство
Руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации. Им следует создавать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могут быть полностью включены в решение задач организации [см. ИСО 9000, пункт 0.2b)].
Руководитель проекта должен быть назначен как можно раньше. Руководитель проекта должен быть наделен необходимыми ответственностью и полномочиями для управления проектом. Он обеспечивает создание, функционирование и сопровождение системы менеджмента качества проекта. Полномочия, делегированные руководителю, должны быть скоординированы с его ответственностью.
Высшее руководство инициирующей и проектной организаций должно выполнять лидирующую роль в создании культуры качества:
- устанавливая политику в области качества и определяя цели проекта (включая цели в области качества);
- обеспечивая инфраструктуру и ресурсы, необходимые для достижения целей проекта;
- обеспечивая организационную структуру, способствующую выполнению целей проекта;
- принимая решения, основанные на данных и фактах;
- наделяя необходимыми полномочиями и вовлекая весь персонал, участвующий в выполнении проекта, в улучшение проектных процессов и проектируемой продукции;
- планируя будущие предупреждающие действия.
Примечание - В каждом проекте может быть свой руководитель проекта.
5.2.4 Вовлечение работников
Работники всех уровней составляют основу организации, и их полное вовлечение дает возможность организации с выгодой использовать их способности [см. ИСО 9000, пункт 0.2с)].
Для персонала проектной организации, участвующего в проекте, должны быть четко определены ответственность и полномочия. Полномочия участников должны быть скоординированы с их ответственностью.
Персонал проектной организации должен обладать необходимой компетентностью. Для выполнения контроля и управления процессами персонал должен располагать соответствующими инструментальными средствами, методами и технологиями.
При выполнении многонациональных проектов и проектов, относящихся к разным культурам, а также совместных и международных проектов и т.п. в менеджмент проекта должен быть включен менеджмент по вопросам различных культур.