5.2.5 Процессный подход
Желаемый результат достигается эффективнее, когда деятельностью и соответствующими ресурсами управляют как процессом [см. ИСО 9000, пункт 0.2d)].
Процессы проектирования должны быть идентифицированы и документированы. Инициирующая организация должна сообщить проектной организации свой опыт разработки и использования процессов, а также аналогичный опыт других организаций. Проектная организация должна учесть этот опыт при выборе процессов проектирования. Однако может возникнуть необходимость в процессах, которые являются уникальными.
При выборе и назначении процессов необходимо идентифицировать:
- соответствующие процессы проектирования;
- цели процессов проектирования;
- владельцев процессов и установить их полномочия и ответственность;
- разработать процессы проектирования, прогнозируя будущие процессы жизненного цикла проекта;
- определить взаимосвязи и взаимодействия между процессами.
Результативность и эффективность процесса могут быть оценены на основе внутреннего или внешнего анализа. Оценки могут также быть получены с помощью "бенчмаркинга" или определения уровня зрелости процессов. Уровни зрелости процессов обычно изменяются от "нет формализованного подхода" до "лучшие показатели деятельности в классе". Несколько способов оценки зрелости описаны в приложении А ИСО 9004.
Примечание - Семейство стандартов ИСО 9000 устанавливает руководство по методам менеджмента качества процессов и продукции. Эти методы могут быть полезны организации при достижении целей проекта.
5.2.6 Системный подход к менеджменту
Выявление, понимание и менеджмент взаимосвязанных процессов как системы содействуют результативности и эффективности организации при достижении ее целей [см. ИСО 9000, пункт 0.2е)].
Обычно системный подход к управлению процессами позволяет обеспечивать координацию и совместимость запланированных процессов организации, а также четкое определение их интерфейсов.
Проект выполняют как набор запланированных, взаимосвязанных и взаимозависимых процессов. Проектная организация управляет процессами проекта. Чтобы управлять процессами проекта, следует определить и соединить необходимые процессы, интегрировать их и управлять ими как системой, вписанной в общую систему инициирующей организации.
Необходимо четкое разделение ответственности и полномочий между проектной организацией и другими заинтересованными сторонами (включая инициирующую организацию) по отношению к процессам проекта. Они должны быть определены и зарегистрированы.
Проектная организация должна гарантировать, что соответствующие процессы обмена информацией определены и что происходит обмен информацией между процессами проекта, а также между данным проектом, другими проектами и инициирующей организацией.
5.2.7 Постоянное улучшение
Постоянное улучшение деятельности организации в целом следует рассматривать как ее неизменную цель [см. ИСО 9000, пункт 0.2f)].
Цикл постоянного улучшения основан на концепции "планирование, осуществление, проверка, действие" (РDСА) (см. ИСО 9004, приложение В).
Инициирующая и проектная организации несут ответственность за постоянное улучшение результативности и повышение эффективности процессов, за которые они отвечают.
Изучение опыта менеджмента проекта должно быть разработано предпочтительно как процесс, а не как изолированная задача. Должна быть разработана система регистрации и анализа информации, полученной при проектировании, для использования в процессе постоянного улучшения.
Должны быть идентифицированы возможности для улучшения при самооценке (см. ИСО 9004, приложение А), внутреннем и внешнем аудите при необходимости (см. ИСО 9000, пункт 3.9.1). Следует также учитывать время и необходимые ресурсы.
5.2.8 Принятие решений, основанных на фактах
Эффективные решения основываются на анализе данных и информации [см. ИСО 9000, пункт 0.2g)].
Информация относительно продвижения и эффективности проекта должна быть зарегистрирована, например, в проектном файле регистрации.
Оценки эффективности и продвижения проекта (см. 3.4 и 5.3) должны быть выполнены для оценки состояния проекта. Проектная организация должна анализировать информацию об оценке эффективности и продвижении проекта для принятия эффективных решений относительно проекта и для пересмотра плана менеджмента проекта.
Информация из заключительных отчетов по предыдущим проектам должна быть проанализирована и использована для улучшения текущих или будущих проектов.
5.2.9 Взаимовыгодные отношения с поставщиками
Организация и ее поставщики взаимозависимы, и отношения взаимной выгоды повышают способность обеих сторон создавать ценности [см. ИСО 9000, пункт 0.2h)].
Проектная организация при определении стратегии получения поставок должна работать с поставщиками, особенно в тех случаях, когда для продукции характерно большое время поставки. Может быть рассмотрено разделение риска с поставщиками.
Требования к процессам и спецификациям поставщиков должны быть разработаны проектной организацией совместно с ее поставщиками. Проектная организация должна определить способность поставщика выполнять ее требования к процессам и продукции, а также учитывать утвержденный заказчиком список поставщиков или критерии выбора поставщиков.
Возможность использования общего поставщика в нескольких проектах должна быть исследована (см. ИСО 9004, пункт 7.4).
5.3 Анализ менеджмента и оценка продвижения
5.3.1 Анализ менеджмента
Проектная организация должна проводить анализ системы менеджмента качества проекта через запланированные интервалы времени и гарантировать ее пригодность, адекватность, результативность и эффективность (см. ИСО 9004, пункт 5.6). Инициирующая организация может участвовать в анализе менеджмента.
5.3.2 Оценка продвижения
Оценка продвижения (см. 3.4) должна охватывать все процессы проекта и позволять оценить достижение целей проекта. Выводы оценки продвижения, дающие информацию об эффективности проекта, используют для анализа менеджмента:
a) Оценка продвижения должна быть использована для:
- оценки адекватности плана менеджмента проекта и его выполнения;
- оценки степени синхронизации и взаимодействия процессов проекта;
- идентификации и оценки действий и результатов, которые неблагоприятно или благоприятно влияют на достижение целей проекта;
- получения данных для остальных действий проекта;
- улучшения обмена информацией;
- управления процессом улучшения проекта на основе идентификации отклонений и изменений риска опасных событий.
b) Планирование для оценки продвижения должно предусматривать:
- подготовку полного графика оценок продвижения (для включения в план менеджмента проекта);
- назначение ответственности за менеджмент отдельных оценок продвижения;
- спецификацию цели, требований и выходов процессов для каждой оценки продвижения;
- назначение персонала, участвующего в оценке (например, специалистов, ответственных за процессы проекта, и других заинтересованных сторон);