Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 59

.3 арматурные стержни не должны закрывать отверстия, через которые подается бетон в нижележащие части конструкции, более чем на 40% их площади.
7.2.12 Арматура корпуса должна быть сварной и состоять из плоских сварных сеток или объемных сварных каркасов.
Вязаная арматура допускается при изготовлении монолитных частей корпуса, а также отдельных секций при условии, что их арматуру собирают на месте бетонирования и в собранном виде не транспортируют.
7.2.13 Сварку арматуры следует выполнять в соответствии с указаниями действующих стандартов.
Стыковые соединения стержней необходимо выполнять контактной или дуговой сваркой (фланговыми швами или ванным способом в желобчатых накладках). Во всех случаях арматура в месте соединения должна быть равнопрочна соединяемым стержням, а при соединении стержней разных диаметров - стержню меньшего диаметра.
7.2.14 Соединения пересекающихся стержней необходимо выполнять контактной точечной электросваркой, полуавтоматической сваркой в среде углекислого газа, ручной дуговой сваркой в труднодоступных местах.
7.2.15 Соединения стержней с металлическими конструкциями выполнять электродуговой сваркой (сплошной шовной, точечной в среде защитных газов или под слоем флюса).
7.2.16 Концы арматурных стержней должны быть надежно закреплены, в связи с чем необходимо:
.1 все учитываемые в расчете прочности гладкие растянутые стержни арматуры диаметром 10 мм и более, а также все анкеры, подвергающиеся растяжению и имеющие длину менее 20 диаметров, заканчивать концевыми крюками;
.2 растянутые стержни закреплять по возможности в сжатой зоне;
.3 перепускать стержни на участках, где они требуются по расчету, на следующую длину:
растянутые стержни из арматурной стали классов A-I (А240) и А-II (А300) на 30 диаметров, класса A-III (А400) на 40 диаметров;
сжатые стержни из стали класса A-I (А240) без крюков на 30 диаметров; других классов на 10 диаметров меньше, чем растянутые;
.4 все нагруженные продольные стержни, обрывающиеся в местах пересечения или протыкания балок, приваривать к специальным анкерам и ближайшим пересекающим стержням.
7.2.17 Отгибы арматуры выполняют по дуге радиусом не менее 10 диаметров.
Концевые нормальные крюки арматуры должны иметь диаметр в свету не менее 2,5 диаметра стержня, прямые крюки - длину отгибаемой части не менее 3 диаметров.
7.2.18 Перегиб растянутой арматуры при углах менее 165° не допускается. В этом случае арматура должна состоять из отдельных пересекающихся стержней, располагающихся вдоль граней сопрягаемых элементов.
При углах, превышающих 165°, перегиб растянутой арматуры допускается при условии установки в них хомутов.
7.2.19 Толщина защитного слоя бетона для всех наружных поверхностей корпуса и для внутренних поверхностей, подвергающихся смачиванию, должна быть не менее 10 мм, а для остальных поверхностей - не менее 5 мм.
Части корпуса, соприкасающиеся с морской водой, а также интенсивно истираемые участки палуб, не имеющие специальных покрытий, должны иметь толщину защитного слоя, увеличенную не менее чем на 5 мм по сравнению с указанной.
Для арматуры диаметром более 10 мм толщина защитного слоя должна быть не менее диаметра стержня.
7.2.20 При конструировании корпуса судна нельзя допускать образования очагов концентрации напряжения, для чего следует:
.1 обрывы стержней в основных связях корпуса рассредоточивать по длине и ширине элемента таким образом, чтобы в одном сечении площадь растянутой арматуры изменялась не более чем на 25% для плит и 30% для балок, а для сжатой арматуры - не более чем на 40%;
.2 обрывающиеся связи закреплять на ближайших перекрестных связях или усиленных участках плит;
.3 изменять толщину плит и размеры балок постепенно, обеспечивая уклон не более 1:3;
.4 у прямых и острых углов деталей из бетона предусматривать фаски размером не менее 25 мм.

Плиты

7.2.21 Толщину плит корпуса следует назначать в зависимости от типа и размерений судна, его конструкции и условий обеспечения прочности. Во всех случаях толщина плит не должна быть менее указанной в табл. 7.2.21.
Таблица 7.2.21
Элементы корпуса
Минимально допустимая толщина плит при классе бетона, мм
В30
В40 - В60
Переборки и крытые участки палуб
40
35-40
Днище и открытые участки палуб
40-50
40
Борта и транцы
50-60
50-60
Примечания.1. Меньшие значения толщин относятся к судам длиной до 40 м.2. У судов безнаборной конструкции толщина наружной обшивки должна быть не менее 60 мм.
7.2.22 Толщина плит в районе скулы, а также в местах расположения закладных деталей или в местах установки механизмов, устройств и оборудования должна быть увеличена не менее чем на 25%.
7.2.23 Плиты корпуса следует армировать двумя одинарными сетками, расположенными на расстоянии, равном не менее толщины защитного слоя (см. 7.2.19).
7.2.24 При армировании тонких плит, не испытывающих ударных нагрузок (плиты переборок, выгородок и палуб, защищенных настилами), разрешается применять вместо двух одинарных сеток одну полуторную, состоящую из средних распределительных стержней, к которым с обеих сторон следует крепить перпендикулярно расположенные рабочие стержни.
Плиты наружной обшивки армировать полуторной сеткой запрещается.
7.2.25 Арматуру плит в районе скулы, палубного стрингера, а также в местах, подверженных значительным ударным или сосредоточенным нагрузкам, необходимо усиливать путем увеличения размеров или установкой дополнительных стержней и местных сеток.
7.2.26 Площадь поперечного сечения распределительной арматуры плиты во всех случаях должна составлять не менее 20% площади поперечного сечения рабочей арматуры и не менее требуемой 7.2.9.
7.2.27 Размеры арматурных стержней и их расположение должны удовлетворять следующим требованиям:
.1 в одном ряду сетки по всей длине пролета плиты должны быть расположены не менее 5 и не более 25 стержней на 1 м длины;
.2 расстояние между рабочими стержнями не должно превышать 2,5 толщины плиты, а между распределительными - 4 толщины плиты;
.3 стержни основных сеток при толщине плиты до 80 мм должны быть расположены в шахматном порядке, а не один над другим;
.4 диаметр стержней должен быть не менее 6 мм и не более 0,25 толщины плиты;
.5 при армировании плит стержнями разных диаметров последние должны отличаться друг от друга не более чем на 2 мм.
7.2.28 В плитах днища, палубы и переборок разрешается до 40% общего количества рабочей арматуры наружной сетки выполнять в виде отдельных стержней, расположенных над опорами плиты, при условии, что длина их будет не менее ширины опоры плюс 0,4 пролета плиты.
7.2.29 Опорные сечения плит необходимо усиливать путем устройства вутов.
Если вут учитывается при расчете прочности, то его следует армировать специальными стержнями или сетками с таким расчетом, чтобы перпендикулярно ребру было не менее 5 стержней на 1 м погонной длины вута.
При устройстве вута не допускается применение отдельных стержней, указанных в 7.2.28.
7.2.30 Арматуру плит, образующих угол, соединяют с помощью сварки или путем перепуска из одной плиты в другую не менее 60% стержней каждой плиты на длину 15 диаметров стержней, но не менее 150 мм.
7.2.31 Арматуру плит, образующих тавр, соединяют с помощью сварки или путем отгиба всех стержней притыкаемой плиты между сетками другой плиты. Длина отгиба должна быть не менее 10 диаметров стержня.

Балки

7.2.32 Высота ребра должна быть не более 10 толщин плиты, а ширина - менее 1,5 толщины плиты.