Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 72

где n - коэффициент снижения модулей упругости материала;
Е - модуль нормальной упругости материала (по лабораторным испытаниям сухих образцов);
модули сдвига
. (8.3.3-2)
G - модуль сдвига (по лабораторным испытаниям сухих образцов).
Для стеклопластиков со стеклонаполнителями, обработанными гидрофобно-адгезионными составами (или подобных им материалов), коэффициент n для судов длиной свыше 15 м может быть принят:
для настилов открытых палуб - 0,50;
для настилов закрытых палуб, платформ и обшивки переборок - 0,75;
для обшивки днища и бортов - 0,60;
для набора палуб, платформ, переборок - 0,75;
для набора днища и бортов - 0,65.
Для судов длиной до 15 м коэффициент n может быть принят равным 0,60. Для пластмасс горячего отверждения он принимается равным 0,80.
8.3.4 Значения опасных напряжений в районе стыковых соединений с двумя накладками для стеклопластиков должны определяться по выражению
, (8.3.4)
где р = k - при деформации изгиба и сжатия (k - см. указания 8.3.1 и 8.3.2) и p = 0,8 - при деформации растяжения.
Значения для стеклопластиков на основе стеклоткани при деформациях изгиба (при двух накладках) и сжатия принимаются равными значениям временного сопротивления материала при этих же видах деформации, а при деформациях растяжения они должны быть не менее , назначаемых по графику рис. 8.3.4, соответственно для различных толщин t соединяемых листов и длин накладок.
8.3.5 Допускаемые напряжения назначаются в долях от опасных.
При расчетах общей прочности допускаемые нормальные напряжения принимаются равными , касательные - ,
Где и - см. 8.3.1.
При расчетах местной прочности допускаемые нормальные напряжения принимаются равными , касательные - .
8.3.6 Эйлеровы нормальные напряжения жестких связей корпусов судов всех классов, вычисленные в соответствии с указаниями 8.3.3, должны удовлетворять условию
, (8.3.6)
где - см. 8.3.1.
Для судов длиной свыше 15 м эйлеровы напряжения перекрытий должны определяться с учетом сдвига и анизотропии.
Для судов длиной до 15 м сдвиг и анизотропию допускается не учитывать.
8.3.7 Эйлеровы нормальные напряжения листов обшивки должны удовлетворять условию
, (8.3.7)
где - расчетные нормальные напряжения от общего изгиба или суммарные.
8.3.8 Кроме проверки прочности по напряжениям, необходимо производить проверку отдельных связей и корпуса в целом по величине деформации, причем наряду с прогибом от изгиба для судов длиной свыше 15 м и отдельных связей должен учитываться прогиб от сдвига.
Допускаемые стрелки прогибов не должны превышать, мм:
.1 от общего изгиба корпуса - ;
.2 от местных нагрузок для основных связей корпуса:
для балок набора - ;
для пластин обшивки - .
Здесь L и - длина (пролет) соответственно корпуса и отдельных связей, мм.
Примечание. При контрольных замерах стрелок прогиба необходимо выдерживать конструкции под нагрузкой не менее 0,5 ч.
8.3.9 Для клеевых угловых соединений из стеклопластика - набора с обшивкой, борта с палубой и прочной надстройки с корпусом, выполненных в соответствии с указаниями настоящего раздела, касательные напряжения в месте соединения не должны превышать 6,86 МПа.
При действии отрывающих нагрузок значение напряжений, МПа, при отрыве не должно превосходить для толщин:
6 мм и более - 5,88 МПа;
3 мм - 2,94 МПа.
Для промежуточных значений толщин от 6 до 3 мм значение опасных нормальных напряжений определяют линейной интерполяцией.
За расчетную принимается суммарная толщина соединительных угольников.
Для судов длиной до 15 м прочность соединения набора с обшивкой можно не проверять расчетом, если толщина соединительного угольника будет не менее половины толщины стенки балки, а ширина полки - не менее восьми его толщин.
8.3.10 Определение расчетных изгибающих моментов и перерезывающих сил при общем изгибе и нагрузок при расчете местной прочности должно проводиться по существующим методам для стальных судов.
При этом для судов длиной более 15 м должно учитываться влияние прогиба судна на значения изгибающих моментов.
Прогиб корпуса необходимо определять как от изгиба, так и от сдвига с учетом указаний 8.3.3.
8.3.11 Расчет элементов эквивалентного бруса судов длиной более 15 м производится для расчетных случаев состояния нагрузки и поперечных сечений корпуса, оговоренных в разд. 2.
Для судов длиной до 15 м достаточно рассматривать только миделевое сечение.
8.3.12 При расчете элементов эквивалентного бруса связи корпуса должны вводиться в расчет с коэффициентами, учитывающими: