.3 суда на воздушной подушке в эксплуатационном режиме.
12.1.2 Требования настоящего раздела Правил распространяется на глиссеры, парусные суда, суда с воздушной каверной, экранопланы и плавучие доки в той мере, в какой это целесообразно и осуществимо в соответствии с обоснованиями проектанта, согласованными с Речным Регистром.
12.1.3 Судно признается остойчивым, если оно при всех вариантах нагрузки, устанавливаемых настоящим разделом, удовлетворяет:
.1 основному критерию остойчивости, определяемому согласно 12.3 - 12.7 в зависимости от класса судна;
.2 дополнительным требованиям к остойчивости, принимаемым согласно 12.8 - 12.16 в зависимости от типа и назначения судна;
.3 требованию к начальной остойчивости, согласно которому для всех судов поперечная (начальная) метацентрическая высота, принятая с учетом поправок на влияние свободных поверхностей жидких грузов, а для ледоколов и с учетом обледенения, должна быть не менее 0,2 м.
Определение начальной метацентрической высоты с учетом обледенения должно проводиться для наихудшего в отношении остойчивости варианта нагрузки. При этом массу льда на 1
площади общей горизонтальной проекции открытых палуб следует принимать равной 15 кг. В общую горизонтальную проекцию палуб должна входить сумма горизонтальных проекций всех открытых палуб и переходов независимо от наличия навесов.

Момент по высоте от этой нагрузки определяется по возвышениям центров тяжести соответствующих участков палубы и переходов.
Палубные механизмы, устройства, крышки люков и т.п. входят в проекцию палуб и специально не учитываются.
12.1.4 Проверка остойчивости судна должна быть выполнена при всех вариантах нагрузки, указанных в 12.8 - 12.16. При отсутствии специальных указаний для судов какого-либо типа остойчивость необходимо проверять при следующих состояниях нагрузки:
.1 судно в полном грузу с полной нормой запасов и топлива;
.2 судно без груза, с 10% запасов и топлива, без балласта и с балластом.
12.1.5 Если по условиям эксплуатации для данного судна предусматриваются нагрузки, более неблагоприятные для его остойчивости, чем перечисленные в 12.1.4 или указанные в 12.8 - 12.16, то для них также должна быть проверена остойчивость судна.
12.1.6 Допустимые углы крена следует определять при равнообъемных наклонениях судна.
12.1.7 С целью уточнения положения центра тяжести следует креновать:
.1 головное судно каждого проекта;
.2 серийное судно, конструктивные изменения которого по сравнению с первым судном серии по расчетным данным вызывают существенные изменения остойчивости. Такое судно следует считать относительно остойчивости первым судном новой серии;
.3 суда после переоборудования, модернизации или изменения способа эксплуатации, если при этом может ухудшаться остойчивость;
12.1.8 Для наблюдения за остойчивостью судна и практической оценки безопасности его эксплуатации при всех возможных состояниях нагрузки на судно должна быть выдана Информация об остойчивости и непотопляемости судна, согласованная с Речным Регистром.
Необходимо соблюдать ограничения по эксплуатации судна, оговоренные в Информации, режимные мероприятия, налагаемые Правилами и Информацией, а также осуществлять все необходимые мероприятия по обеспечению остойчивости судна при всех условиях эксплуатации и в аварийных ситуациях.
12.1.9 Информация об остойчивости и непотопляемости должна быть составлена для:
.1 пассажирских, разъездных, буксирных и промысловых судов;
.2 непассажирских судов, перевозящих организованные группы людей;
.3 грузовых судов, к остойчивости которых предъявляются дополнительные требования (см. 12.9.2 и 12.9.4);
.4 судов других типов и назначений по требованию Речного Регистра.
12.1.10 Информацию об остойчивости и непотопляемости судна следует составлять по результатам расчетов остойчивости, выполненных в соответствии с настоящими Правилами. Она должна быть откорректирована по результатам кренования, если расхождения между расчетными и опытными данными будут более:
по водоизмещению порожнем
;

по метацентрической высоте
.

Информация должна быть оформлена согласно Указаниям по составлению Информации об остойчивости и непотопляемости судна (приложение 3), а протокол кренования - согласно Инструкции по определению положения центра массы судна из опыта (приложение 4).
Примечание. Для грузовых судов Информацию допускается составлять только на основании расчетов остойчивости (без проведения кренования).
12.1.11 При пользовании таблицами, приведенными в настоящем разделе, промежуточные значения параметров следует определять линейной интерполяцией.
12.2 Определения и пояснения
12.2.1 В настоящем разделе и для разд. 13 и 14 настоящей части Правил приняты следующие определения:
.1 Аварийная ватерлиния - ватерлиния поврежденного судна при затоплении отсека (отсеков).
.2 Амплитуда качки - расчетная условная амплитуда бортовой качки судна на нерегулярном волнении, интенсивность которого задается высотой волн в водных бассейнах того или иного разряда.
.3 Брызгонепроницаемость - характеристика устройства, которое предотвращает проникновение воды внутрь судна при поливе рассеянной струей воды, направленной перпендикулярно к контролируемой поверхности.
.4 Водонепроницаемость - характеристика элементов конструкции корпуса и оборудования, которые предотвращают проникновение воды внутрь судна при воздействии струи воды из брандспойта, диаметр выходного отверстия которого составляет не менее 16 мм, на расстоянии 3 м под напором 10 м водяного столба.
.5 Высота волн - расчетная высота ветровых волн с обеспеченностью, принятой для водных бассейнов данного разряда (см. табл. 12.4.3).
.6 Давление ветра - условное расчетное давление ветра (динамически или статически приложенное).
.7 Закрытое судно - судно, имеющее водонепроницаемые или брызгонепроницаемые закрытия грузовых и прочих люков, расположенных на открытых участках палубы надводного борта.
.8 Закрытые отверстия - при проверке остойчивости судна по основному критерию остойчивости прочные непроницаемые створчатые открывающиеся иллюминаторы, люки и двери необходимо считать закрытыми отверстиями.
При назначении надводного борта и проверке непотопляемости закрытыми отверстиями следует считать:
все люки, шахты, лазы, двери, горловины и другие отверстия, снабженные прочными, непроницаемыми закрытиями;
глухие бортовые и палубные иллюминаторы;
створчатые иллюминаторы с постоянно навешенными штормовыми крышками.
.9 Коэффициент проницаемости объема помещения
- отношение объема помещения, который может быть заполнен водой при полном затоплении отсека, к полному теоретическому объему помещения.

.10 Коэффициент проницаемости поверхности
,

где
- площадь ватерлинии затопленного отсека за вычетом площадей груза, механизмов, оборудования, пересекаемых ею;

S - площадь ватерлинии затопленного отсека.
.11 Линия предельной осадки - полоса, верхняя кромка которой определяет наибольшую осадку судна при плавании его в бассейне соответствующего разряда.