По строке записываются сведения о земельных участках, предоставленных санаториям, профилакториям, специализированным санаториям по реабилитации больных, детским санаторно-курортным оздоровительным учреждениям и иным юридическим лицам, на территории которых есть природные лечебные ресурсы и факторы, пригодные для целей, лечения, реабилитации, профилактики заболеваний и улучшения здоровья людей, а также земельных участках, которые соответствующими постановлениями отнесены к землям оздоровительного назначения и не предоставленные иным землепользователям.
По строке 22 показываются сведения о землях рекреационного назначения. Это - земли для организации отдыха и туризма: земли, предоставленные домам отдыха, пансионатам, кемпингам, объектам физической культуры и спорта, туристическим базам, стационарным и палаточным туристско-оздоровительным лагерям, домам рыболова и охотника, паркам, лесопаркам, детским лагерям и т.д., как юридическим лицам, а также не предоставленные земли, но отнесенные соответствующим решением к землям рекреации с выделением в категорию особо охраняемых территорий. К землям рекреации относятся также земли пригородных зеленых зон.
По строке 23 показываются сведения о землях историко-культурного назначения.
К землям историко-культурного назначения относятся земли:
объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры), в том числе объектов археологического наследия;
достопримечательных мест, в том числе мест бытования исторических промыслов, производств и ремесел;
военных и гражданских захоронений.
К памятникам истории и культуры относятся, в частности:
памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, а также с развитием науки и техники, культуры, быта народов и т.п.;
памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, лабиринты, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов;
памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кремли, кварталы, площади, улицы, набережные, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты.
К памятникам истории и культуры относятся и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
Ансамбли и комплексы памятников истории и культуры, представляющие особую историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, могут быть объявлены решениями Правительства Российской Федерации историко-культурными заповедниками. Территория историко-культурного заповедника изымается из хозяйственного использования и передается в пользование заповедника в порядке, установленном действующим законодательством.
По строке показываются сведения о землях, предоставленных организациям и учреждениям, на территории которых размещены исключительно историко-культурные заповедники, музеи-заповедники, историко-культурные заповедные территории, мемориальные парки, мемориальные (гражданские и военные) кладбища, могилы, исторические или мемориальные усадьбы и т.д.
Кроме того, земельные участки, занятые объектами историко-культурного значения могут быть отнесены к другим категориям земель.
К землям особо охраняемых территорий относятся также земли природоохранного назначения. Это - земли водоохранных зон рек и водоемов, запретных и нерестовых полос, лесов, выполняющих защитные функции, противоэрозионных, пастбищезащитных и полезащитных насаждений, иные земли, выполняющие природоохранные функции. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
По строке 24 записываются сведения о землях лесного фонда.
К землям лесного фонда в соответствии со ст. 101 ЗК РФ относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства и данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный кадастр недвижимости.
Отнесение земель к землям лесного фонда и перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществляется в соответствии с действующим земельным и лесным законодательством. Сведения об изменениях в категории земель в отчетной документации отражаются после осуществления учетных действий в государственном кадастре недвижимости (т. е., земельный участок в установленном порядке должен быть сформирован (образован) и поставлен на государственный кадастровый учет как земельный участок данной категории земель).
Не изъятые в установленном порядке из других категорий земель земли, покрытые лесами, показываются в прежней категории, соответствующей их правовому состоянию на момент составления отчета.
До вступления в силу нового Лесного кодекса Российской Федерации непосредственными фондодержателями лесного фонда являлись лесхозы и лесничества. Они являлись юридическими лицами, за которыми закреплялись определенные участки лесного фонда с целью осуществления конкретной деятельности по управлению лесным фондом на подведомственной территории.
В соответствии с Кодексом участки лесного фонда предоставлялись гражданам и юридическим лицам.
В составе земель лесного фонда кроме земель под объектами служебного назначения, предоставленных для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности, учитываются в настоящее время земельные участки, предоставленные предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам, занимающимся производством сельхозпродукции, и для иных целей.
Здесь же (по строке с кодом 24) показываются сведения о землях, занятых природными парками, заповедниками и т. п., а также о землях, занятых "лесными" поселками, не изъятых из состава земель лесного фонда в установленном порядке.
Площади земельных угодий, входящих в лесной фонд, заносятся в графы в соответствии с требованиями учета угодий в земельной документации.
Действующим с 1 января 2007 года Лесного кодекса Российской Федерации основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов определены лесничества и лесопарки.
Также определено, что земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков. В свою очередь, лесничества и лесопарки могут располагаться на землях обороны и безопасности, населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий.
Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определил, что лесные участки соответствуют участкам лесного фонда, которые с 1 марта 2008 года (п. 3 ст. 1 ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие лесного кодекса Российской Федерации") в составе земель лесного фонда и не прошедшие государственный кадастровый учет признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Сведения о таких лесных участках, находящихся в других категориях земель, в формах отчетности необходимо отражать в категории земель лесного фонда только после документирования соответствующей информации о них - внесения изменений в разделы ЕГРП, а также в государственный кадастр недвижимости. Лесной участок должен быть поставлен на кадастровый учет в качестве земельного участка, границы его описаны и внесены соответствующие изменения в ранее учтенные сведения об исходном земельном участке.
По строке 25 записываются сведения о землях водного фонда.
К землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах, а также занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Согласно Водному кодексу Российской Федерации водный объект - это сосредоточение вод на поверхности суши, в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима. Перечень водных объектов должен содержаться в государственном водном кадастре. Для целей ведения земельного кадастра, прежде всего, требуется информация о землях, занимаемых поверхностными водными объектами, к которым относятся:
реки, водохранилища, ручьи, каналы межбассейнового перераспределения и комплексного использования водных ресурсов, озера, болота (отдельная графа), пруды, ледники и снежники.
Особенностью сложившегося учета земельного фонда в границах территорий является то, что в учет не включены земли, занятые внутренними морскими водами и территориальным морем, за исключением тех участков, покрытых водой, которые вошли в состав землеотвода для строительства и эксплуатации гидротехнических (и других) сооружений или других видов использования.
Водопокрытые земли, закрепленные за различными хозяйствующими субъектами и отнесенные к различным категориям земель, могут быть выведены из состава этих категорий земель и переведены в категорию земель водного фонда на основании заключения компетентных органов власти.
Земли водного фонда - это, прежде всего, водопокрытые земли. Другой составной частью этих земель являются участки суши. К ним относятся земельные участки, расположенные в водоохранных зонах, которые до внесения изменений в Земельный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации") должны были входить в состав земель категории. Обобщение изменений сведений о землях водного фонда, касающихся учтенных в кадастре водоохранных зон, в форму отчетности необходимо осуществлять только после соответствующих учетных действий в государственном кадастре недвижимости.
Водоохранной зоной является территория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливается специальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществления иной хозяйственной деятельности.
Установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель, землевладельцев, землепользователей, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Предоставление земельных участков, расположенных в водоохранных зонах водных объектов, осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда.
В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, участки земель, в пределах которых предоставляются, в частности, для размещения объектов водоснабжения, водозаборных, гидротехнических сооружений, и которые могут быть отнесены к категории земель водного фонда согласно выданным документам.
Гидротехнические сооружения - плотины, водосборные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод.
Территория гидротехнического сооружения - территория в пределах границ землеотвода, установленных в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Гидротехническое сооружение находится на балансе эксплуатирующей его организации.
Сведения о землях, не вошедшие в другие категории земель, записываются по строке с кодом 26, в категории земель запаса.
Согласно ст. 103 Земельного кодекса Российской Федерации к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, которые согласно статье 80 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В состав земель запаса включаются земельные участки различного целевого назначения, права на которые прекращены или не возникали.
В земли запаса в установленном порядке могут переводиться деградированные сельскохозяйственные угодья - земли, на которых в результате антропогенных или природных факторов происходят устойчивые негативные процессы изменения состояния почв.
К землям запаса могут относиться и земли, выведенные из хозяйственного использования на которых запрещается производство и реализация сельскохозяйственной продукции. Ими могут быть земельные участки, которые подвергались радиоактивному и химическому загрязнению.
В случае реквизиции земельных участков, что может иметь место согласно ст. 242 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, когда имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственников в порядке и на условиях, установленных законом с выплатой ему стоимости имущества - земельные участки переходят в собственность Федерации, собственность субъектов или же муниципальную собственность в зависимости от того, какие органы принимали решение о реквизиции.
Земли, конфискованные у собственников за совершение преступлений, включаются также в земли запаса.
В состав земель запаса входят природные массивы, не вовлеченные в хозяйственный оборот, представляющие собой скалы, ледники, болота и т. д., а также лесные и водные площади, в отношении которых необходимо провести мероприятия по выводу и соотнесению их к другим категориям в соответствии с их целевым назначением в установленном порядке.