22. Приводы и тормозные устройства специальных кранов, работающих на открытом воздухе, должны обеспечивать возможность эксплуатации кранов с учетом воздействия на кран со штатным грузом максимального размера ветра со скоростью не менее 12 м/с или давления не менее 250 Па.
23. Для специальных кранов, которые в период сооружения ОИАЭ могут работать на открытом воздухе или в зоне вероятного воздействия агрессивных сред, должна быть предусмотрена возможность установки временных укрытий над механизмами и электрооборудованием кранов.
24. Специальные краны, работающие на открытом воздухе, должны быть оснащены противоугонными или стопорными устройствами в соответствии с техническим заданием на кран.
Мостовой кран, работающий на открытом воздухе, может не снабжаться противоугонными или стопорными устройствами, если при действии на кран ветра с максимально допустимой скоростью, принимаемой для нерабочего состояния крана, коэффициент запаса торможения механизмов передвижения составляет не менее 1,2.
25. При использовании в качестве противоугонного или стопорного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закреплять специальный кран на всем пути его перемещения.
26. Специальный кран должен быть оборудован ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна его перегрузка по технологии производства.
Допускается не применять ограничители грузоподъемности для механизмов подъема грузов при отсутствии возможности перегрузки крана по технологии производства.
27. Приводы всех механизмов специальных кранов должны иметь автоматически действующие тормоза (кроме механизма передвижения электрической тали). Каждый привод механизмов подъема должен иметь два тормоза - основной и дополнительный, действующие независимо друг от друга. Основной тормоз должен быть установлен либо на реборде барабана механизма подъема, либо на валу редуктора. Дополнительный тормоз может размещаться в любом месте кинематической цепи механизма подъема. Для случая действия эксплуатационной нагрузки каждый из тормозов должен быть рассчитан с коэффициентом запаса торможения не менее 1,5 (для электрических талей - не менее 1,25).
28. Ускорения (замедления), возникающие при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую, не должны превышать 0,2
для горизонтальных перемещений груза и 0,1
- для вертикальных перемещений, если иное не оговорено в техническом задании на специальный кран.


29. Конструкция узлов механизмов специальных кранов и марки применяемых смазочных материалов должны исключать возможность загрязнения смазкой как самого крана, так и пространства под ним. В случае необходимости на специальном кране должны быть предусмотрены приспособления, исключающие попадание смазки на расположенное под краном оборудование.
30. Механизмы подъема груза специального крана должны иметь два независимых концевых выключателя. Срабатывание каждого из них должно разрывать цепь питания контактора.
Второй концевой выключатель должен срабатывать после прохождения крюковой подвеской первого концевого выключателя в случае его отказа. Возможный ход крюковой подвески после срабатывания первого концевого выключателя определяется в соответствии с требованиями документации организации-изготовителя крана.
При срабатывании как первого, так и второго концевого выключателя груз не должен самопроизвольно опускаться.
При воздействии крюковой подвески на первый концевой выключатель должна включаться звуковая сигнализация независимо от его срабатывания.
После опускания груза эксплуатация крана не допускается до определения и устранения причин отказа первого концевого выключателя.
31. Ошибки крановщика при управлении специальным краном не должны приводить к потере работоспособности приборов и устройств безопасности крана.
32. Органы управления механизмами и грузозахватными органами специального крана должны быть устроены так, чтобы были исключены ошибки крановщика при выборе направления движения механизмов, и должны иметь надписи, символы или схемы, показывающие направление движения механизмов.
33. Токоподвод к специальному крану и грузовой электрической тележке должен быть выполнен с применением гибкого кабеля или питающих троллеев.
34. Для крана, управляемого из кабины или со стационарного поста управления специального крана (далее - стационарный пост), срабатывание блокировок или первого концевого выключателя при достижении механизмами крана недопустимых положений или движений должно дополнительно сопровождаться включением сигнализации (световой или звуковой) в кабине управления крана (на стационарном посту).
При приведенном в действие втором концевом выключателе в кабине управления крана (на стационарном посту) должна быть включена световая сигнализация, которая может быть выключена после выяснения причины и устранения неисправности, приведшей к продолжению работы привода после прохождения крюком крана положения, при котором должен срабатывать первый концевой выключатель.
Сигналы о срабатывании блокировок или концевых выключателей должен хорошо различать и (или) слышать персонал кранов (крановщики).
35. Специальные краны грузоподъемностью более 10 т должны быть оснащены устройствами для регистрации параметров, необходимых для записи и оценки фактических режимов работы как самого крана, так и его механизмов.
36. Для специальных кранов, имеющих общие участки крановых путей, должна быть предусмотрена защита от столкновений. Аналогичная защита должна быть и для грузовой подвески специального крана верхнего (верхних) яруса (ярусов) с расположенным ниже краном.
37. Датчики систем сигнализации не должны использоваться в качестве концевых выключателей.
38. На специальных кранах с дистанционным управлением и приводным грузозахватным устройством должна быть предусмотрена световая или звуковая сигнализация, регистрирующая полное замыкание грузозахватного органа и срабатывание блокировки, исключающей его несанкционированное размыкание.
39. Система управления механизмом специального крана, имеющим многодвигательный электрический привод, должна обеспечивать в случае выхода из строя одного из приводных электрических двигателей продолжение технологической операции при условии отключения от питания электрической сети поврежденного двигателя коммутационным аппаратом ручного управления.
40. Система управления должна иметь защиту от замыкания на землю.
41. Грузозахватные органы и (или) приспособления специальных кранов должны быть сконструированы таким образом, чтобы они надежно фиксировали и перемещали груз, имели устройства и (или) блокировки, исключающие самопроизвольное высвобождение груза и (или) препятствующие его несанкционированному высвобождению.
Применение при эксплуатации специальных кранов грузозахватных приспособлений, действие которых основано на фрикционной связи элементов захвата с перемещаемым грузом, должно обосновываться.
Раскрытие захвата грузозахватного приспособления с электрическим приводом при внезапном прекращении энергоснабжения крана должно быть исключено.
42. Грузозахватные приспособления со стальными канатами не должны допускаться к дальнейшей работе при числе обрывов проволок и уменьшении диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии более 75% от значений, указанных в Правилах безопасности по кранам.
IV. Требования к специальным кранам группы А
43. Должны быть выполнены все требования, изложенные в разделе III настоящих Правил, за исключением указанных в пунктах 20 и 29.
44. Элементы металлоконструкций, механизмов и электрооборудования специальных кранов для условий безопасной эксплуатации ОИАЭ должны быть выбраны и рассчитаны, исходя из показателей групп классификации (режима) кранов не ниже А6 и механизмов М5, а для условий монтажа - соответственно не ниже А2 и М2 согласно Правилам безопасности по кранам.
45. Специальные краны не должны допускаться к дальнейшей работе при числе обрывов проволок грузовых канатов и уменьшении диаметра проволок в результате поверхностного износа или коррозии более 75% от значений, указанных в Правилах безопасности по кранам.
46. Ходовые части и крановые пути мостовых кранов кругового радиуса действия ОИАЭ должны быть выполнены с учетом обеспечения беспрепятственного перемещения кранов по круговым рельсам и сохранения допуска на отклонения рельсов от проектного положения в пределах, устанавливаемых организацией-изготовителем крана в конструкторской документации.
47. Механизм главного подъема специального крана (за исключением кранов, в механизме главного подъема которых используется электрическая таль) должен иметь дублированные электрические двигатели (приводы). Каждый из электрических двигателей механизма главного подъема должен обеспечивать независимое транспортирование груза в заданное безопасное положение в условиях безопасной эксплуатации ОИАЭ. В случаях, предусмотренных техническим заданием на кран, аналогичные требования должны быть выполнены при нарушениях нормальной эксплуатации ОИАЭ, включая проектные аварии на ОИАЭ.
48. Приводы механизма главного подъема должны иметь фиксированные установочные скорости. Ускорения (замедления) при пуске, остановке и переходе с одной скорости на другую не должны превышать 0,15
для горизонтальных перемещений груза и 0,05
- для вертикальных перемещений.


49. Приводы механизма главного подъема должны автоматически отключаться с наложением тормозов при превышении номинальной скорости опускания груза на 30%.
50. Концевые выключатели специальных кранов, ограничивающие ход горизонтальных перемещений грузов, должны быть дублированы.
51. Специальные краны должны быть оснащены устройствами для регистрации параметров, необходимых для записи и оценки фактических режимов работы как самого крана, так и его механизмов. Информация о величине нагрузки, действующей на крюк крана, должна отображаться на пульте крана.
52. Шкафы системы управления круговым краном следует устанавливать в отдельном помещении вне гермозоны.
V. Основные требования к сейсмостойкости специальных кранов
53. Специальные краны должны быть устойчивы против опрокидывания, сдвига (смещения) вдоль и поперек рельсов (на расстояния, превышающие зазоры между головкой рельса и направляющими роликами (ребордой колеса) и отрыва от рельсов при действии сейсмических нагрузок. Специальные краны необходимо оборудовать устройствами, предотвращающими отрыв крана (грузовой электрической тележки) на высоту, при которой ходовые колеса могут сойти с рельсов. Эти устройства не должны препятствовать передвижению крана (грузовой электрической тележки) по окончании сейсмических воздействий, вплоть до достижения уровня максимального расчетного землетрясения. Отсутствие таких устройств должно быть обосновано в проектах кранов и в ООБ.
54. Расчет на сейсмостойкость специальных кранов следует выполнять для одновременного сейсмического воздействия по трем пространственным координатам.
55. Расчет на сейсмостойкость специального крана должен выполняться линейно-спектральным методом с использованием сейсмических спектров ответа и сейсмических коэффициентов динамичности или методом динамического анализа.
Расчет на сейсмостойкость специальных кранов группы Б с электрическими талями (однобалочных мостовых опорных и подвесных, козловых, консольных) допускается проводить статическим методом.
VI. Требования к испытаниям специальных кранов
56. Вне зависимости от серийности выпуска все специальные краны после изготовления должны подвергаться испытаниям.
57. В технических заданиях на специальные краны должны быть указаны условия проведения испытаний и необходимые для этого оборудование и приспособления. Применение заменяющих груз нагрузочных устройств, а также установка грузовой электрической тележки не по центру пролета при проведении испытаний должны быть обоснованы и согласованы с организацией-разработчиком крана.