СТО 221 НОСТРОЙ 2.25.48-2012 Автомобильные дороги Ремонт асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог Часть 2 Устройство защитных слоёв и слоёв износа стр. 3

Вид ремонтаВиды смесей
Классы дорог:
по ГОСТ Р 52398 и категориипо ГОСТ Р 50597
автомагистралискоростныеобычные (не скоростные)городские
II
III
IV
А
Б
В
Устройство шероховатого покрытия с использованием горячей асфальтобетонной смесиВ.п. и плотные типов А и Б марки I
В.п.
А
В.п А
А
Б
Б
В.п
А
Б
БМО смеси с содержанием щебня, %
75-85
65-75
55-65
?
75-85
65-75
55-65
ЩМА-20 ссодержанием щебня, %
75-80
75-80
75-80
70-75
70-75
?
75-80
70-75
70-75
П р и м еч а н и е – знак минус означает – применение не рекомендуется.
4.2.2.1. В открытых битумоминеральных смесях БМО 55/65; БМО 65/75, БМО 75/85 содержание щебня и вид битумоминеральных открытых смесей следует выбирать в зависимости от категории дороги и условий движения [1, 2] в соответствии с таблицей 4.2.
4.2.2.2. Состав заполняющей части битумоминеральных открытых смесей БМО 55/65, БМО 65/75 и БМО 75/85 подбирают согласно таблице 4.3 для смесей:
  • рыхлой консистенции;
  • пластичной консистенции (по верхним пределам требований к содержанию частиц мельче 0,071 мм и вяжущего).
Таблица 4 . 2 – Рекомендуемое содержание щебня в БМО
Наименование Показателя
Условия движения
легкие
затрудненные
опасные
Содержание щебня, % от массы
55 – 65
66 – 75
76 – 85
Расход битума для обработки щебня,% от массы щебня*
3,0 – 4,0
4,0 – 5,0
П р и м е ч а н и е – Соотношение щебня фракции 10 (15) – 20 мм и щебня фракции 5 – 10 (15) мм принимают равным 2:1 или 1:1; соотношение 2:1 обеспечивает повышенную шероховатость поверхности.
* Расход битума принимают максимальным – при производстве работ в сухую погоду поздней осенью или ранней весной и температуре воздуха не выше +15 ?С; минимальным летом при температурах воздуха выше + 15 ?С.
Таблица 4 . 3 – Составы заполняющей части БМО
Консистенция заполняющей части
Содержание зерен, % по массе, мельче данного размера, мм
Примерный расход битума, % от минеральной части
??
5
2,5
1,25
0,63
0,315
0,16
0,071
Рыхлая
?
80-100
60-93
45-85
30-75
20-55
15-33
10-16
7-9
80-100
65-82
45-65
30-50
20-36
15-25
8-16
Пластичная
95-100
55-65
40-55
32-47
25-45
20-40
16-30
14-18
6,5-8,5
4.2.2.3. Оптимальное содержание битума в открытой битумоминеральной смеси определяют как сумму количества битума, необходимого для обработки щебня и достижения требуемых свойств заполняющей части смеси [1]. Оптимальное количество битума в битумоминеральной открытой смеси должно обеспечивать остаточную пористость в пределах: для смесей высокой плотности свыше 1,5 % до 3,0 % (для ремонтируемых слоев с остаточной пористостью свыше 5 % до 10 %) и для смесей плотных свыше 3 % до 5 % (для ремонтируемых слоев с остаточной пористостью до 5 %).
4.2.2.4. Зерновой состав щебеночно-мастичных смесей должен отвечать требованиям ГОСТ 31015 [11, 12].
4.2.2.5. Оптимальное содержание битума в щебеночно-мастичной смеси определяют из условия обеспечении требуемых показателей свойств по ГОСТ 31015 [13, 14, 15].
4.2.2.6. Требуемые показатели свойств битумоминеральных открытых смесей указаны в таблице 4.4.
Таблица 4.4 – Показатели свойств битумоминеральных открытых смесей
Наименование свойствПоказатели для смесейМетодика определения свойств
высокой
плотности
плотных
Водонасыщение Wн , % объ-ема, не более
3,0
5,0
ГОСТ 12801
Водостойкость при длительном водонасыщении по прочности на растяжение при рас-
коле Кдв , не менее
0,9
0,8
ТУ 218 РСФСР 601-88
Сцепление битума с минеральной частью смесивыдерживает
ГОСТ 12801
П р и м е ч а н и е – Образцы из смесей рыхлой консистенции уплотняют через прослойку деформируемого материала (кружок из резинового коврика) нагрузкой 40 МПа, пластичной консистенции – 20 МПа.
Требования к свойствам заполняющей части битумоминеральных открытых смесей приведены в таблице 4.5.
Таблица 4.5 – Требования к физическим свойствам заполняющей части БМО смесей
Наименование показателяНормы для заполняющей части смесей
БМО 75/85
БМО 65/75
БМО 55/65
Остаточная пористость или водо-насыщение W , % объема, не бо-
н
лее, для смесей:высокой плотности
10
8
6
плотных
15
12
10
4.2.3. Характеристики исходных компонентов.
4.2.3.1. Щебень из плотных горных пород изверженного происхождения [6, 7, 25] должен соответствовать требованиям ГОСТ 8267 и таблицы 4.6.
Таблица 4.6 – Требования к щебню
Наименование показателейЗначение для смесей высокоплотных, плотных типа А, Б, БМО, ЩМА
Марка, не ниже: по дробимости
1200
по истираемости
И1
по морозостойкости
F50
Средневзвешенное содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в смеси фракций, %, не более по массе
12
4.2.3.2. Природный песок и песок из отсевов дробления должен соответствовать требованиям ГОСТ 8736, ГОСТ 9128, ГОСТ 31015 и ГОСТ 31424.
4.2.3.3. Минеральный порошок, должен соответствовать требованиям ГОСТ Р 52129 к марке МП-I.
4.2.3.4. Для приготовления В.п и плотных типов А и Б, БМО и ЩМА смесей применяют нефтяные дорожные битумы по ГОСТ 22245, а также модифицированные, полимерно-битумные вяжущие и другие битумы и битумные вяжущие с улучшенными свойствами (в том числе выпускаемые по зарубежным нормам при условии соответствия их качества требованиям отечественных нормативных документов) по технической документации, согласованной заказчиком в установленном порядке для конкретных условий дорожно-климатической зоны, категории дороги и вида (марки) асфальтобетонной смеси.
4.2.3.5. При использовании поверхностно-активных веществ (ПАВ) температуру асфальтобетонных смесей снижают на 10 °С – 20 °С [24].
4.2.3.6. В качестве стабилизирующих добавок при изготовлении щебеночно-мастичной смеси применяют целлюлозные и минеральные волокна или специальные гранулы на их основе, отвечающие требованиям ГОСТ 31015.
4.2.3.7. Битумные эмульсии для подгрунтовки должны отвечать требованиям ГОСТ Р 52128.

4.3. Технология устройства защитных слоев и слоев износа

4.3.1. Подготовительные работы.
4.3.1.1. Подготовительные работы на проезжей части производятся после установки технических средств обеспечения безопасности дорожного движения (дорожные знаки с улучшенными светотехническими характеристиками, импульсные дорожные стрелки, сигнальные фонари).
4.3.1.2. Организация движения и ограждение места производства работ осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 52289.
4.3.1.3. В состав подготовительных работ входит:
    • проверка ровности ремонтируемого асфальтобетонного покрытия, продольных и поперечных уклонов, ширины проезжей части и правильность установки люков колодцев подземных сооружений;
    • выравнивание или профилирование поверхности покрытия с удалением старого асфальтобетона;
Примечание – Выравнивание заниженных участков поверхности покрытия производит-
ся путем укладки асфальтобетонной смеси с крупностью зерен в 2,0 - 2,5 раза меньшей наращиваемой толщины. Категорически запрещается выравнивание профиля производить методом устройства слоя переменной толщины. Зазор под трехметровой рейкой, при контроле ровности поверхности покрытия не должен превышать 5 мм.
    • ремонт покрытия;
    • очистка и просушивание поверхности;
    • проверка состояния бортового камня и при необходимости его выравнивание и замены (при работе в городских условиях) [8];
    • проверка высотных отметок люков колодцев подземных коммуникаций и водоприемных решеток, и приведение их в соответствие с проектной отметкой покрытия.
Примечания
В случае необходимости наращивают колодцы с использованием металлических вкладышей, железобетонных сегментов или опорных плит.
4.3.1.4 До укладки асфальтобетонной смеси необходимо произвести обработку ремонтируемой поверхности, вертикального края ранее уложенной продольной полосы и поперечного сопряжения битумом или битумной эмульсией [4, 5].
Примечание – Расход битума или битумной эмульсии принимается для смесей:
    • В.п., плотных типа А и Б – жидкий битум от 0,2 до 0,3 л/м2, битумная эмульсия – от 0,3 до 0,4 л/м2 по СНиП 3.06.03;
    • битумоминеральных открытых – жидкий битум от 0,2 до 0,3 л/м2, вязкий битум от 0,3 до 0,4 л/м2, битумная эмульсия от 0,15 до 0,2 л/м2 [2];
    • щебеночно-мастичных, с фрезерованием нижнего слоя – битумная эмульсия от 0,4 до 0,5 л/м2, без фрезерования – от 0,2 до 0,3 л/м2 [9].
К распределению асфальтобетонных смесей можно приступить только после того, как из эмульсии испарится вода, и цвет ее изменится с коричневого на черный.
4.3.1.5. Место поперечного сопряжения устанавливают, прикладывая шаблон или трехметровую рейку в продольном направлении.
4.3.1.6. Место снижения толщины принимают за место обрезки слоя. Обрезку слоя производят по рейке нарезчиком швов.
4.3.1.7. Обрезку продольной кромки ранее уложенной полосы в случае устройства «холодного» сопряжения следует произвести нарезчиком швов с алмазным отрезным диском, затем обработать ее битумной эмульсией.
4.3.1.8. Прогрев ровно обрезанной кромки на ширину до 150 мм производят непосредственно перед проходом асфальтоукладчика с помощью инфракрасной линейки до температуры:
свыше 80 °С до 100 °С при укладке асфальтобетонных и битумоминеральных открытых смесей;
4.3.1.9. Асфальтоукладчик должен быть оснащен системой контроля ровности и поперечного уклона. Настройка системы производится по копирной струне или лыже [10].
Примечание – Подробные рекомендации по настройке работы следящей системы при использовании копирной струны или лыжи приведены в [9].
4.3.1.10. Асфальтоукладчик перед началом укладки должен быть установлен в исходное положение, а его рабочие органы приведены в готовность, в том числе: