МДС 12-11.2002 Методическое пособие к СНиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования" для проведения обучения и проверки знаний по охране труда руководящих работников и специалистов в строительстве стр. 81

5.2.9 В каком случае не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами?
В соответствии с п.8.2.13 СНиП 12-03-2001 "Не допускается выполнять погрузочно-разгрузочные работы с опасными грузами при обнаружении несоответствия тары требованиям нормативно-технической документации, утвержденной в установленном порядке, неисправности тары, а также при отсутствии маркировки и предупредительных надписей на ней".
5.2.10 Как проводятся погрузочно-разгрузочные операции с сыпучими, пылевидными и опасными материалами?
В соответствии с п.8.2.14 СНиП 12-03-2001 "Погрузочно-разгрузочные операции с сыпучими, пылевидными и опасными материалами должны производиться с применением средств механизации и использованием средств индивидуальной защиты, соответствующих характеру выполняемых работ.
Допускается выполнять вручную погрузочно-разгрузочные операции с пылевидными материалами (цемент, известь и др.) при температуре материала не более 40°С".
5.2.11 При каких условиях производится погрузка опасного груза на автомобиль и его выгрузка с автомобиля?
В соответствии с п.8.2.15 СНиП 12-03-2001 "Погрузка опасного груза на автомобиль и его выгрузка из автомобиля должны производиться только при выключенном двигателе, за исключением случаев налива и слива, производимого с помощью насоса с приводом, установленного на автомобиле и приводимого в действие двигателем автомобиля. Водитель в этом случае должен находиться у места управления насосом".
5.2.12 Какие меры безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного крана обязаны провести владелец крана и организация, производящая работы?
В соответствии с п.8.2.16 СНиП 12-03-2001 "Для обеспечения безопасности при производстве погрузочно-разгрузочных работ с применением грузоподъемного крана его владелец и организация, производящая работы, обязаны выполнять следующие требования:
на месте производства работ не допускается нахождение лиц, не имеющих отношения к выполнению работ;
не разрешается опускать груз на автомашину, а также поднимать груз при нахождении людей в кузове или в кабине автомашины.
В местах постоянной погрузки и разгрузки автомашин и полувагонов должны быть устроены стационарные эстакады или навесные площадки для стропальщиков.
Разгрузка и загрузка полувагонов крюковыми кранами должны производиться по технологии, утвержденной владельцем крана, в которой должны быть определены места нахождения стропальщиков при перемещении грузов, а также возможность их безопасного выхода на эстакады и навесные площадки.
Нахождение людей в полувагонах при перемещении груза не допускается".
5.2.13 Кто допускается к выполнению такелажных или стропильных работ при погрузке и разгрузке грузов?
В соответствии с п.8.2.17 СНиП 12-03-2001 "Такелажные работы или строповка грузов должны выполняться лицами, прошедшими специальное обучение, проверку знаний и имеющими удостоверение на право производства этих работ".
5.2.14 Допускаются ли к строповке груза рабочие, обученные по профессии стропальщика в качестве второй смежной профессии?
В соответствии с п.8.2.18 СНиП 12-03-2001 "Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии стропальщика в порядке, установленном Госгортехнадзором России".
5.2.15 При каких условиях не допускается строповка груза при выполнении погрузочно-разгрузочных работ?
В соответствии с пп.8.2.19 - 8.2.20 СНиП 12-03-2001 "Способы строповки грузов должны исключать возможность падения или скольжения застропованного груза. Установка (укладка) грузов на транспортные средства должна обеспечивать устойчивое положение груза при транспортировании и разгрузке".
Согласно п.8.2.20 СНиП 12-03-2001 "При выполнении погрузочно-разгрузочных работ не допускаются строповка груза, находящегося в неустойчивом положении, а также исправление положения элементов строповочных устройств на приподнятом грузе, оттяжка груза при косом расположении грузовых канатов".
5.2.16 Какие требования предъявляются к полам и платформам, по которым перемещаются грузы?
В соответствии с п.8.2.21 СНиП 12-03-2001 "Полы и платформы, по которым перемещаются грузы, должны быть ровными и не иметь щелей, выбоин, набитых планок, торчащих гвоздей.
Проходы для перемещения грузов должны соответствовать требованиям государственных стандартов".
5.2.17 Что должно быть подвергнуто санитарной обработке после окончания погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами?
В соответствии с п.8.2.22 СНиП 12-03-2001 "После окончания погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами места производства работ, подъемно-транспортное оборудование, грузозахватные приспособления и средства индивидуальной защиты должны быть подвергнуты санитарной обработке в зависимости от свойств груза".
5.2.18 Разрешается ли перевозка людей межцеховым и внутрицеховым транспортом?
Согласно п.8.3.1 СНиП 12-03-2001 "Запрещается перевозка людей межцеховым и внутрицеховым транспортом, предназначенным для перевозки грузов".
5.2.19 Разрешается ли при работе с авто- и электропогрузчика перевозить грузы, поднятые на высоту более 1 м?
В соответствии с п.8.3.5 СНиП 12-03-2001 "При работе авто- и электропогрузчика запрещается перевозить грузы, поднятые на высоту более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков с грузовыми шинами".
5.2.20 Каким способом следует укладывать и перевозить штучные грузы?
В соответствии с п.8.3.2 СНиП 12-03-2001 "Штучные грузы должны укладываться в габаритах грузовых площадок тележек. Мелкие штучные грузы следует перевозить в таре, контейнерах.
Масса груза не должна превышать грузоподъемности для данного транспортного средства".
5.2.21 Может ли водитель находиться на транспортном средстве во время погрузки или разгрузки его краном?
В соответствии с п.8.3.3 СНиП 12-03-2001 "Нахождение водителя на транспортном средстве во время погрузки или разгрузки его краном запрещается".
5.2.22 Какую высоту должен иметь штабель при ручной погрузке груза в ящиках в вагоны, пакгаузы?
В соответствии с п.8.3.8 СНиП 12-03-2001 "Грузы в ящиках при погрузке в вагоны, пакгаузы и склады укладываются в устойчивые штабеля. Высота штабеля не должна превышать 3 м при ручной погрузке, а при использовании механизмов - 6 м.
Укладывать ящики и кипы в закрытых складах разрешается так, чтобы ширина главного прохода была не менее 3 м".
5.2.23 Как следует укладывать грузы на вилочные захваты авто- и электропогрузчика?
В соответствии с п.8.3.4 СНиП 12-03-2001 "Укладывать грузы на вилочные захваты авто- и электропогрузчика следует так, чтобы исключалась возможность падения груза во время захвата груза, его подъема, транспортирования и выгрузки".
5.2.24 Какие действия запрещается выполнять при работе авто- и электропогрузчика?
В соответствии с п.8.3.5 СНиП 12-03-2001 "При работе авто- и электропогрузчика запрещается:
- захватывать груз вилами с разгона путем врезания;
- поднимать раму с грузом на вилах при наклоне на себя;
- поднимать, опускать и изменять угол наклона груза при передвижении;
- захватывать лежащий на поддонах груз при наклоне вил на себя;
- перевозить грузы, поднятые на высоту более 0,5 м для погрузчиков на колесах с пневматическими шинами и 0,25 м для погрузчиков с грузовыми шинами;
- пытаться поднимать примерзший груз, груз неизвестной массы, груз, не предназначенный для перемещения авто- и электропогрузчиком (листовой металл, вентиляционные короба и др.).
Скорость движения автопогрузчика в затрудненных местах и при движении задним ходом должна составлять не более 3 км/ч.

5.3 Требования безопасности при работе автотранспорта и применении машин непрерывного действия