Приказ Минтранса РФ от 4 февраля 2003 г. N 11 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Сертификационные требования к физическим лицам, юридическим лицам, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Процедуры сертификации" стр. 3

Эксплуатант предусматривает в штате должности руководящего персонала, ответственного за:
соблюдение правил летной эксплуатации воздушных судов;
соблюдение правил технического обслуживания и ремонта воздушных судов;
обеспечение оперативного контроля организации, планирования и выполнения полетов;
организационное обеспечение перевозок;
обеспечение авиационной безопасности;
организацию обеспечения безопасности полетов;
управление качеством.
19. При проведении работ по сертификации уполномоченный орган в области гражданской авиации рассматривает соответствие персонала установленным квалификационным требованиям с учетом обязательной аттестации (в том числе по ранее занимаемым должностям) должностных лиц, занимающих следующие (равнозначные им по функциям) должности:
руководитель;
заместитель руководителя по организации летной работы;
заместитель руководителя по инженерно-авиационному обеспечению;
заместитель руководителя по качеству;
руководитель летного подразделения;
главный (старший) штурман, отвечающий за организацию штурманского и аэронавигационного обеспечения полетов;
заместитель руководителя начальник инспекции по обеспечению безопасности полетов;
заместитель руководителя по авиационной безопасности;
заместитель руководителя (сотрудник), ответственный за организацию перевозок;
сотрудник, ответственный за обеспечение оперативного контроля, организации, планирования и выполнения полетов;
руководитель авиационно-учебного центра (при наличии у эксплуатанта авиационно-учебного центра);
руководители других служб и подразделений, выполняющих функции по организации, производству и обеспечению полетов, связанные с обеспечением безопасности полетов.
Если в структуре эксплуатанта имеются должностные лица, в подчинении которых находится вышеуказанный руководящий персонал, то эти должностные лица также рассматриваются уполномоченным органом в области гражданской авиации на соответствие установленным квалификационным требованиям.
Допускаются сокращение указанного перечня должностей по согласованию с уполномоченным органом в области гражданской авиации.
Эксплуатант в течение 10 дней с момента назначения нового лица на любую из вышеперечисленных должностей уведомляет уполномоченный орган в области гражданской авиации.
20. Авиационный персонал заявителя (эксплуатанта) имеет соответствующую квалификационным требованиям специальную подготовку и квалификацию, подтвержденную действующими свидетельствами (сертификатами) и другими документами с необходимыми квалификационными отметками и допусками, выдаваемыми в установленном порядке.
Эксплуатант обеспечивает непрерывное повышение квалификации, профессиональную подготовку авиационного персонала.
21. Заявитель (эксплуатант) принимает на работу в соответствии с законодательством Российской Федерации летный состав, образующий экипажи воздушных судов, в количестве, достаточном для выполнения заявленной программы полетов эксплуатанта, и инженерно-технический состав для организации и выполнения технического обслуживания воздушных судов.
22. Заявитель (эксплуатант) обеспечивает условия труда персонала, соответствующие требованиям нормативных актов по охране труда, разрабатывает и осуществляет организационные и технические мероприятия по их соблюдению.
Функциональные обязанности руководящего персонала по охране труда определяются в соответствующих должностных инструкциях.
23. Заявитель (эксплуатант) разрабатывает систему качества и назначает руководителя по качеству.
Руководитель по качеству подчиняется непосредственно руководителю эксплуатанта.
24. Заявитель (эксплуатант) организует систему получения, доведения до своего персонала и контроль исполнения нормативных актов, а также информации по безопасности полетов и авиационной безопасности.
Эксплуатант обеспечивает контроль состояния безопасности полетов силами собственного аттестованного инспекторского персонала, прошедшего обучение по программам подготовки государственных инспекторов.
25. Заявитель, представивший заявку на получение сертификата эксплуатанта, разрабатывает бизнес-план, содержащий обоснование возможности выполнения планируемой программы полетов в течение 24 месяцев и обеспечения покрытия расходов на ее выполнение без доходов в течение трех месяцев от начала работы.
Эксплуатант, подавший заявку на внесение изменений в условия эксплуатации, предусматривающую освоение новых типов воздушных судов, выполнение международных полетов, изменение аэропорта базирования, прилагает к заявке изменения и дополнения в бизнес-план.
26. Заявитель (эксплуатант) в зависимости от характера заявляемой деятельности обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При выполнении международных полетов заявитель (эксплуатант) обеспечивает обязательные виды страхования в соответствии с законодательством государства, над территорией которого выполняются полеты.
27. Заявитель (эксплуатант), подающий заявку на выполнение полетов по международным воздушным линиям за рубежом, обеспечивает надежные каналы связи с каждым воздушным судном для оперативного управления перевозками. Связь с воздушными судами может обеспечиваться эксплуатантом самостоятельно или по договору с организацией, имеющей сертификат на выполнение соответствующих работ.
28. Воздушная перевозка оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, отравляющих, легковоспламеняющихся, радиоактивных и других опасных предметов и веществ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными авиационными правилами, а также международными договорами Российской Федерации (статья 113 Воздушного кодекса Российской Федерации).
29. Заявитель (эксплуатант) для получения права перевозки опасных грузов обеспечивает наличие:
ответственного специалиста, имеющего документ, подтверждающий уровень квалификации по перевозке опасных грузов, а также наделенного правами принимать решения от имени эксплуатанта о допуске (отказе в допуске) к воздушной перевозке опасных грузов и об условиях их перевозки в зависимости от класса (категории) опасных грузов;
пилотов, бортовых инженеров, операторов, проводников, имеющих документ на право перевозки опасных грузов;
воздушных судов, в которых багажно-грузовые помещения отвечают требованиям норм летной годности и позволяют осуществлять перевозку опасных грузов.
30. Исключен.
31. Исключен.
32. Эксплуатант организует, самостоятельно или по договорам с сертифицированными организациями, загрузку воздушных судов в строгом соответствии с их эксплуатационной документацией.
Загрузка и центровка воздушного судна с отклонениями от предельно допустимых значений являются нарушением требований действующих нормативных документов и международных стандартов в части обеспечения безопасности полетов.
33. Эксплуатант создает условия для проведения в установленные сроки расследования инцидентов и авиационных происшествий, а также для исследования отказавшей авиационной техники в целях предупреждения авиационных происшествий.
34. Персонал эксплуатанта, участвующий в расследовании авиационных происшествий, должен иметь соответствующую квалификацию.