Постановление Правительства Челябинской области от 22 января 2009 г. N 5-П "О Положении о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения"
В соответствии с Федеральным законом "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Правительство Челябинской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения.
2. Главному управлению по делам печати и массовых коммуникаций Челябинской области (Кимайкин С.И.) опубликовать настоящее постановление в официальных средствах массовой информации.
3. Организацию выполнения настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Челябинской области Панова Р.Ю.
Председатель Правительства Челябинской области | П.И. Сумин |
Утверждено
постановлением Правительства
Челябинской области
от 22 января 2009 г. N 5-П
Положение о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами регионального значения
I. Лечебно-оздоровительные местности регионального значения
1. Под лечебно-оздоровительной местностью понимается территория, обладающая природными лечебными ресурсами и пригодная для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения. Лечебно-оздоровительная местность является особо охраняемой природной территорией с ограниченным правом пользования недрами, землей и другими природными ресурсами и объектами.
2. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения, если она:
1) располагает одним или несколькими уникальными природными факторами, обладающими ценными с медицинской точки зрения свойствами;
2) обладает необходимыми запасами минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных факторов;
3) имеет пригодную и достаточную территорию для создания курорта и (или) лечебно-оздоровительной местности;
4) удовлетворяет нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения;
5) доступна в транспортном отношении в течение всего года или ее доступность может быть достигнута путем создания необходимых транспортных коммуникаций;
6) обладает источниками хозяйственно-питьевого и технического водоснабжения, а также надежными системами энергообеспечения и достаточными для удовлетворения потребностей будущего курорта.
3. Территория признается лечебно-оздоровительной местностью регионального значения на основании следующих материалов, подготовленных органами исполнительной власти Челябинской области:
1) бальнеологических заключений о качестве природных лечебных факторов территорий,
2) экспертных заключений о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключений по лечебным факторам;
3) заключений санитарно-эпидемиологической экспертизы о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности и находящихся в ее пределах природных лечебных ресурсов (факторов);
4) заключений государственной экологической экспертизы на материалы комплексного обследования по приданию правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения;
5) перечня промышленных, сельскохозяйственных и других предприятий, расположенных в пределах лечебно-оздоровительной местности, подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации;
6) топографического плана территории с экспликацией угодий и сведений об их пользователях.
4. Режим лечебно-оздоровительной местности регионального значения предусматривает:
1) установление особого режима пользования землей, предусматривающего ограничения в соответствии с требованиями округа санитарной и горно-санитарной охраны;
2) строительство курортных и других объектов, аренда земельных участков под застройку, пользование водоемами, лесными и другими угодьями, разработка месторождений полезных ископаемых, расположенных в пределах лечебно - оздоровительной местности, производятся по решению уполномоченных органов исполнительной власти Челябинской области в соответствии с нормативно-правовыми актами в установленном порядке.
5. Для лечебно-оздоровительных местностей регионального значения разрабатываются программы с целью:
1) изучения природных лечебных ресурсов;
2) разработки округа санитарной и горно-санитарной охраны;
3) внесения в натуру границ лечебно-оздоровительной местности и мониторинга природной среды;
4) поддержания территории лечебно-оздоровительной местности в благоприятном экологическом и санитарно-эпидемиологическом состоянии;
5) проведения работ по сохранению природных лечебных факторов: каптаж источников и скважин, уход за лесопарковой зоной и другие природоохранные работы;
6) создания курортной инфраструктуры (дорожной сети, систем канализации, водоснабжения, энергообеспечения, телерадиовещания и связи).
6. Контроль за состоянием, освоением и эксплуатацией территории лечебно - оздоровительной местности, природных лечебных ресурсов и других природных объектов осуществляют территориальные управления федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти Челябинской области в пределах полномочий, установленных действующим законодательством.
II. Курорт регионального значения
7. Под курортом регионального значения понимается освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория, которая обладает природными лечебными ресурсами, а также располагает необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.
8. Признание территорий курортами регионального значения обуславливается следующими положениями:
1) используемые на курорте природные лечебные факторы являются уникальными, обладающими ценными с медицинской точки зрения свойствами; их ресурсы и степень изученности подтверждены экспертизой, соответствуют требованиям, предъявляемым к лечебно-оздоровительным местностям регионального значения, и удовлетворяют как современную, так и перспективную потребность; на их использование оформлены лицензии в установленном порядке;
2) экологическая и санитарно-эпидемиологическая обстановка на курорте удовлетворяет нормам и правилам, установленным для особо охраняемых территорий лечебно-оздоровительного назначения; основная часть запретительных и санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных округом санитарной и горно-санитарной охраны, выполнена;
3) документы территориального планирования муниципального образования и генеральный план курорта, а также схема функционального зонирования соответствуют рекомендациям округа санитарной и горно-санитарной охраны и предусматривают создание собственной курортной, селитебной и хозяйственной зон;
4) курорт имеет капитальные здания высокого уровня комфорта и благоустроенную территорию; сооружения и технические устройства по использованию природных лечебных ресурсов (каптажи, бюветы, ванные здания, грязелечебницы, солярии, аэрарии, терренкуры, пляжные и парковые сооружения и другие) выполнены на высоком техническом уровне и обеспечивают потребность курорта с учетом действующих норм и правил;
5) курорт располагает развитой сетью культурно-зрелищных учреждений, спортивными сооружениями и другими предприятиями развлекательного и спортивного назначения;
6) курорт обеспечен функционирующей на современном уровне инфраструктурой - системой канализации, хозяйственно-питьевого водоснабжения, энергообеспечения, телерадиовещания и связи; дорожно-транспортная сеть обеспечивает хорошую связь со многими регионами области;
7) лечебно-профилактические учреждения курорта укомплектованы медицинским персоналом и имеют лицензии на свою деятельность.
9. Границы курорта определяются округом санитарной и горно-санитарной охраны. В случае компактного расположения двух и более курортов в пределах одной лечебно-оздоровительной местности, имеющей единый округ санитарной и горно-санитарной охраны и представляющей собой курортный регион (район), границы каждого курорта определяются документами территориального планирования муниципального образования.