Основа разработки стратегии
- Федеральный закон от 20 июля 1995 года N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации".
- Закон Челябинской области от 30 ноября 2004 года N 328-ЗО "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Челябинской области и областных целевых программах" (в редакции от 31.03.2009 г. N 375-ЗО).
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
- Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов.
- Стратегия социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года", принятая постановлением Законодательного Собрания Челябинской области N 890 от 25 октября 2007 года с изменениями от 28.08.2008 г. N 1325.
- Прогноз социально-экономического развития Челябинской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (постановление Правительства Челябинской области от 17.09.2009 г. N 214-п).
- Прогноз социально-экономического развития города Челябинска на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов (распоряжение Главы города от 21.09.2009 г. N 3792).
- Нормативные документы по реализации приоритетных национальных проектов.
- Прогнозные материалы крупнейших предприятий Челябинска на долгосрочную перспективу.
- Статистические сборники за ряд лет Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области.
- Ежегодные аналитические доклады "Итоги социально-экономического развития города Челябинска" за 2003-2008 годы.
Одной из особенностей и сложностей ситуации стратегического планирования и управления Челябинским городским округом является нехватка собственных доходных источников и необходимость существенного сокращения межбюджетных трансфертов в пользу увеличения закреплённых источников дохода бюджета города, что позволит планировать, своевременно проводить конкурсы и ритмично расходовать бюджетные средства не только в течение года, но и на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Кроме того, было бы полезно законодательно, на уровне Российской Федерации закрепить принцип: при отсутствии законодательной базы, Постановлений Правительства Российской Федерации либо другом правовом вакууме передавать полномочия по установлению регламентов, нормативов, методик и прочего органам местного самоуправления.
Стратегия развития Челябинска до 2020 года основывается на результатах научных исследований, проведенных специалистами в области стратегического менеджмента, городского планирования и управления, охватывает практические достижения и опыт стратегического планирования, имеющийся у отечественных и зарубежных городов.
1. Оценка социально-экономического положения и потенциала Челябинска
Приоритетным направлением социально-экономического развития России, Челябинской области и муниципальных образований является повышение качества жизни населения и конкурентоспособности экономики. Связь этих понятий очевидна: "конкурентоспособность экономики определяется продуктивностью, с которой нация использует свои человеческие, природные и капитальные ресурсы. В свою очередь, конкурентоспособность экономики определяет доходы страны и уровень жизни населения" (М. Портер).
По большому счету, экономика создана Человеком для удовлетворения своих потребностей, обеспечения возможностей для повседневного существования и развития. Она является основным объектом приложения и развития потенциала Человека, а также инструментом, обеспечивающим приемлемое качество жизни Человека и его воспроизводства. Качество жизни, рассматриваемое как наличие условий и расширение возможностей Человека для долгой и здоровой жизни, приобретения знаний, доступа к ресурсам, обеспечивающим достойный уровень жизни, сохраняя их (ресурсы) для будущих поколений, обеспечивая собственную безопасность и равенство для мужчин и женщин, является конечной стратегической целью развития любой социально-экономической системы (Программа развития ООН).
Таким образом, стратегия развития Челябинска до 2020 г. должна быть направлена на:
1. Повышение качества жизни населения города.
2. Формирование городской социальной среды, обеспечивающей развитие человека, рост человеческого капитала города.
3. Создание условий для развития городской экономики и повышения ее конкурентоспособности.
Логика разработки стратегии развития крупных социально-экономических систем, к числу которых относится город Челябинск, предполагает на первом этапе проведение анализа внешней и внутренней среды (SWOT-анализ). Это дает возможность определить стратегические направления развития города, учитывающие благоприятные возможности и угрозы внешней среды, а также ресурсный потенциал и специфику города как объекта муниципального управления.
1.1. Общая характеристика социально-экономического положения города Челябинска
Челябинск - административный центр и самый крупный город Челябинской области. В настоящее время город является одним из ведущих промышленных, научных, культурных и деловых центров Российской Федерации. Среднегодовая численность населения Челябинска в 2007 году составила 1092 тыс. чел., в 2008 году - 1093,1 тыс. чел., по этому показателю город занимает 9 место в России и 2 место в Уральском федеральном округе.
Природно-географические условия и история города
Город расположен на расстоянии 1919 км от Москвы на восточном склоне Уральских гор по обоим берегам реки Миасс (притока р. Исеть) на геологической границе Урала и Сибири. Высота над уровнем моря 210 - 240 м. Географические координаты: 61°08' - 61°17' восточной долготы и 55°03' - 55°19' северной широты.
Климат Челябинска континентальный. Он характеризуется длительной и холодной зимой с устойчивым снежным покровом и непродолжительным, иногда жарким летом.
Природный ландшафт, наличие большого количество озер на территории города и прилегающих территориях области с многопрофильными оздоровительными центрами, а также имеющиеся природные лечебные факторы на областных курортах создают хорошие условия для рекреации и оздоровления жителей города.
Челябинск основан в 1736 году как сторожевая крепость на торговых путях из Зауралья в Оренбург. С 1743 года был центром крупной Исетской провинции. До 1781 года Челябинск представлял собой военное поселение, жителями которого были казаки. В XIX веке и начале XX Челябинск - место политической ссылки и каторжного транзита. Известность, выходящую даже за пределы Российской Империи, Челябинск приобрел в 1892 году с окончанием строительства железной дороги Самара - Златоуст, когда было открыто движение из Москвы до Челябинска. За несколько лет он стал одним из крупнейших торговых центров России и занял одно из первых мест по торговле хлебом, маслом, мясом и чаем. В 1896 году была запущена в эксплуатацию железная дорога на Екатеринбург. Челябинск стал важным промежуточным пунктом передвижения населения, своеобразными воротами Сибири. По административному статусу до 1917 года Челябинск оставался уездным городом Оренбургского края.
Особую роль в судьбе Челябинска сыграло создание в 1934 году Челябинской области. Челябинск стал ее административным центром, а область получила имя города.
Главным толчком к развитию города стали первые десятилетия советской власти, когда здесь начали строиться гиганты индустрии - тракторный, абразивный, ферросплавный, станкостроительный, цинковый заводы. Во время Великой Отечественной войны на Урал были эвакуированы многие предприятия из центра страны.
За 272 года своего существования Челябинск прошел большой путь становления: от крепости на пересечении торговых путей до столицы Южного Урала и одного из крупнейших промышленных центров Урало-Сибирского региона.
Экономика города
Челябинск сегодня является крупнейшим в России индустриальным центром. Промышленный комплекс является лидером развития территории, на его долю приходится 66% объема оборота организаций города.
На территории города свою производственную деятельность ведут 52,9 тыс. хозяйствующих субъектов, из них 1511 - крупные и средние предприятия и организации различных видов деятельности. Ведущая роль принадлежит 192 промышленным предприятиям, основные направления которых - металлургическое производство, производство готовых металлических изделий и машиностроение. Производство стали, чугуна, проката и стальных труб в Челябинске составляет соответственно 7,2%, 7%, 5,5%, 12,5% от общероссийских объемов.
В целом же структура экономики города выглядит следующим образом:
1. Обрабатывающие производства (металлургическое производство, производство готовых металлических изделий, машиностроение) - 56,1%.
2. Производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 10%.
3. Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,8%.
4. Транспорт и связь - 11,1%.
5. Прочие виды деятельности - 7%.
Крупнейшими предприятиями города являются: ОАО "Челябинский металлургический комбинат", ОАО "Челябинский электрометаллургический комбинат", ОАО "Челябинский трубопрокатный завод", ОАО "Челябинский цинковый завод", ООО "ЧТЗ-УРАЛТРАК", ОАО "Уралавтоприцеп", ОАО "Челябинский механический завод", ЗАО "Завод "Анкер", ОАО "Челябинский завод металлоконструкций", ЗАО "Промышленная группа "Метран", ЗАО "Челябинские строительно-дорожные машины". Перечисленные предприятия участвуют в реализации проекта "Урал промышленный - Урал полярный", который позволит приступить к освоению природных ресурсов северного Урала - железных руд, углей, полиметаллических руд, металлического лома, низконапорного газа, что будет способствовать снижению производственных издержек челябинских металлургов и укреплению их рыночных позиций.
Металлургическое производство и производство готовых изделий из металла сегодня являются экономической базой города. В металлургическо-машиностроительном комплексе сосредоточено более трети всех промышленно-производственных фондов города и почти 40 % ее промышленно-производственного персонала. Предприятия отрасли обеспечивают около 30 % налоговых отчислений всех предприятий города.
Существенный вклад в общий объем произведенной продукции вносят предприятия машиностроения. Производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, а также транспортных средств составляет 13,8 % от общего объема отгруженной продукции промышленных предприятий города (см табл. 1).
Таблица 1
Основные показатели промышленного сектора
Показатель | Ед. измерения | 2006 | 2007 |
Объем валового муниципального продукта (ВМП) | млн. руб. | 167570 | 220450 |
Доля промышленности в объеме ВМП | % | 37,7 | 38 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по "чистым" видам деятельности | млн. руб. | 175945 | 252285 |
Индекс производства | в % к пред. году в сопост. ценах | 112,5 | 114,5 |
Индекс производства по отдельным видам деятельности: | |||
металлургическое производство и производство металлических изделий | - // - | 115,4 | 106,3 |
производство машин и оборудования | - // - | 139,6 | 123,4 |
производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования | - // - | 100,2 | 104,1 |
производство транспортных средств и оборудования | - // - | 145,7 | 149,5 |
Федеральные бюджетные средства на развитие промышленного производства города Челябинска в предыдущие 1991-2007 годы не выделялись, финансирование развития предприятий обеспечивалось собственными средствами. В 2006 году инвестиции в основной капитал промышленности составили 9,3 млрд. руб., в 2007 году - 7,6 млрд. руб.
Интенсивное развитие металлургии и машиностроения, специализация на отраслях тяжелой промышленности, обслуживающей оборонно-промышленный комплекс, обусловили концентрацию в городе экологически грязных предприятий, созданных еще в довоенные 1930 - 40-е годы. Сегодня областной центр медленно сокращает индустриальные функции, постепенно заменяя их сервисными.