Город науки, ориентированной на крупное промышленное производство
Ключевые отрасли экономики в Челябинске традиционно поддерживаются наукой. Так, ЮУрГУ, например, давно сотрудничает с производителями дорожной техники. Однако для инновационного прорыва челябинским машиностроителям не хватает специального современного оборудования и современных технологий. Именно поэтому для новых разработок ЧТЗ, например, привлекает российских специалистов из разных регионов России, сотрудничает с конструкторами из Англии, Германии. Также челябинская наука пока не может предложить образцы техники, технологии для перевооружения металлургического и машиностроительного производства на современном мировом уровне.
Для приборостроителей, занимающихся инновационной деятельностью, в Челябинске создан НП "ТЕХНОПАРК ЮУрГУ-ПОЛЕТ", но он пока не заработал в полную мощь.
Таким образом, несмотря на то что в Челябинске есть научные кадры - достаточно много докторов и кандидатов технических наук, целая армия инженеров, рационализаторов, изобретателей, реализовать свой научный потенциал в полной мере город не может.
Челябинск пока находится в стороне от возможностей инновационного развития и широкого использование наукоемких производств. Пока в городе нет собственных разработок в области нанотехнологий, новых полимерных материалов, биотехнологий, современных средств связи, вычислительной техники, нет собственной научной базы в области новых материалов. Новые технологии импортируются.
Следует отметить также, что в Челябинске нет запроса на местный интеллектуальный продукт в управленческой сфере - крупные предприятия ориентируются на московские или зарубежные компании.
Челябинск - город с проблемной экологией
Челябинск - крупный город с развитой промышленностью и проблемной экологией. Металлургия традиционно остается самой загрязняющей окружающую среду отраслью экономики.
Увеличение производства продукции ведущих предприятий и несовершенство оборудования приводят к увеличению выбросов загрязняющих веществ.
Часть городской территории занимают шлакоотвалы, которые также негативно влияют на экологию города.
Воздушное пространство Челябинска загрязняют не только промышленные предприятия, но и более 300 тысяч автомобилей. По прогнозу их число в ближайшее десятилетие может удвоиться.
Еще одна острая проблема мегаполиса - единственный источник воды - Шершневское водохранилище. В случае чрезвычайной ситуации миллионный город может остаться без воды.
Эта ситуация требует ввода в действие резервных источников водоснабжения - за счет подземных вод Сухарыжского месторождения или подачи воды из реки Уфа.
При этом незамедлительного решения требуют следующие проблемы:
- необходимость закрытия действующей городской свалки, рекультивации, занятой свалкой территории, создание полигона для захоронения твердых бытовых отходов, соответствующего требованиям законодательства, мусороперерабатывающего комплекса и мусоросжигательного завода в целях уменьшения объема размещаемых на свалке отходов;
- необходимость увеличения обеспеченности зелеными насаждениями городских территорий особенно во вновь застраиваемых микрорайонах Курчатовского, Ленинского, Калининского, Советского и Тракторозаводского районов города;
- увеличение бактериального загрязнения реки Миасс и ее притоков выше водозабора и ухудшение состояния Шершневского водохранилища;
- загруженность автотранспортом городских дорог, регулярное образование заторов в час пик на центральных магистралях, увеличение доли выбросов от автотранспорта в атмосферный воздух, недостаточность мест для парковки автомобилей, низкая эффективность мероприятий по решению проблемы хранения автотранспорта;
- отсутствие у многих организаций города, являющихся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, утвержденных в установленном порядке проектов санитарно-защитных зон; проживание части населения города на территории санитарно-защитных зон промпредприятий;
- необходимость корректировки нормативной правовой базы (в части предоставления права органам местного самоуправления полномочий в сфере экологического контроля, расширения перечня должностных лиц, правомочных привлекать к административной ответственности за нарушение муниципальных правовых актов в сфере благоустройства и природопользования; изменения подхода в расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и др. норм).
Муниципальной власти переданы отдельные государственные полномочия, в части контроля за соблюдением в установленном федеральным законодательством порядке платы за негативное воздействие на окружающую среду по объектам хозяйственной и иной деятельности, за исключением объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; обращения в суд с требованием об ограничении, о приостановлении и запрещении в установленном порядке хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды; предъявления исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды посредством которых она имеет возможность влиять на предприятия, загрязняющие окружающую среду. Кроме того, при рассмотрении инвестиционных проектов необходимо отбирать только экологически чистые, высокотехнологичные, безотходные технологии.
В перспективе целесообразно создание предприятий и рабочих мест по производству оборудования для очистки окружающей среды: а) для нужд региона, б) для нужд других регионов России и в) для экспорта в другие экологически неблагополучные регионы мира.
А также внедрять мероприятия по охране окружающей среды, включающие в себя: совершенствование нормативного правового и методического обеспечения охраны окружающей среды; охрану водного бассейна и очистку сточных вод; совершенствование системы управления обращением с отходами производства и потребления; развитие природного комплекса, охрану и содержание зеленых насаждений, создание и функционирование особо охраняемых природных территорий; экологическое образование и просвещение населения, пропаганду охраны окружающей среды; информирование населения и органов местного самоуправления о состоянии окружающей среды; организацию и проведение контроля в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования; мероприятия по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организацию работы с безнадзорными животными для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения города Челябинска.
Решение экологических проблем дает возможность рассчитывать на значительный прирост рабочей силы (населения, желающего жить) и инвестиций в сферу высоких технологий (экологически ориентированные технологии уже сами несут множество инноваций и готовят специалистов для освоения инновационных технологий).
Эффективное управление городом
Стабильная политическая ситуация в городе и регионе - одно из необходимых условий для успешного развития, для привлечения в регион внешних инвестиций. Она умело поддерживается согласованной информационной политикой.
Для обеспечения развития города руководством используется современный менеджмент, идет активное дорожное строительство, строительство жилья. Челябинск и область входят в десятку регионов России с самыми высокими темпами жилищного строительства. Строится жилье премиум-класса. Естественно, в этих отраслях востребованы и активно внедряются новые технологии.
Проблемы с планированием городского развития возникают по независящим от города причинам, из-за несовершенства российского законодательства: нет четкого механизма перераспределения областных и федеральных бюджетных средств. Постоянно снижается доля остающихся в городе собранных налогов.
Опережающими темпами в Челябинске открываются торговые площади. Сегодня их в 2,3 раза больше норматива. Город обеспечен необходимым количеством офисных зданий и помещений.
Из строящихся социальных объектов самые крупные на ближайшую перспективу - ледовый дворец и кардиоцентр. Есть планы построить на Университетской Набережной современный Экспоцентр.
Развитие ЖКХ Челябинска сдерживает излишняя централизация ряда услуг этой сферы.
Город и область: взаимный обмен
У Челябинска пока нет известности как города - общероссийского культурного центра. Несмотря на многолетние усилия "перелицевать" имидж Челябинска, он является культурным центром только для жителей области.
Существует промышленное взаимопроникновение города и области - крупные предприятия имеют на территории области не только сырьевую базу, но и структурные подразделения.
Челябинск притягивает население области как деловой, финансовый, учебный, научный, торговый центр. Здесь жители области получают полный спектр услуг высококвалифицированной медицинской помощи.
С другой стороны, жители Челябинска поправляют свое здоровье на областных курортах, активно строится жилье для челябинцев в экологически чистых районах области. На территории области размещены садовые кооперативы и дачи.
Челябинск привлекателен для молодежи области как город, где можно получить хорошее образование и работу с более высоким заработком.
Менее всего Челябинск используется жителями области, особенно отдаленных районов, как место отдыха и развлечений.
Новый статус пограничной области
Относительно новый статус пограничной области, граничащей с Казахстаном, создает перспективы выхода на международный рынок трудовых ресурсов. Из Казахстана могут вернуться квалифицированные специалисты, которые были там в советское время. Они вернутся на историческую родину вместе с детьми и внуками.
Из Казахстана и других азиатских государств идет приток неквалифицированной рабочей силы.
Близость границы может упростить нам экспорт инженерных технологий, техники и эффективно использовать рынок минеральных ресурсов, которыми обладает Казахстан.
Но близость к границе создает не только условия для развития города, но и серьезные проблемы. Приходится бороться с контрабандой товаров из Китая, мяса из Казахстана, наркотиков из Центральной Азии.
2.1.2. Целевое описание будущего Челябинска в глобальной экономике
Необходимо осознать, что Челябинск не просто город - "миллионник", не просто динамично развивающийся город, который входит в десятку наиболее экономически сильных городов России. Он должен и может развиваться, с учетом складывающихся мировых тенденций экономического развития. И должен занять достойное место в числе экономически сильных и привлекательных для жизни городов, найти свое место не только в регионально-российском, но и в мировом разделении труда, использовать стабильный экономический рост для улучшения качества жизни жителей города.
Сейчас, по оценкам экспертов Института общественного проектирования, мировая экономика находится в начале новой "длинной" экономической волны. Её особенности:
1) переход на высокотехнологическое производство в рамках постиндустриальной экономики, использование экологических и ресурсосберегающих технологий;
2) предъявление дополнительных высоких требований к квалификации рабочей силы;
3) переход к экономике, ориентированной на сервис - экономике услуг.
Для сохранения устойчивого развития Челябинска как города-"миллионника", центра промышленности, науки, культуры и спорта, города с высоким уровнем жизни населения, необходимо целенаправленно проводить качественные изменения во всех сферах жизнедеятельности города. Только так можно прийти к соответствию требованиям современного этапа развития - требованиям глобальной постиндустриальной экономики.