Закон Ленинградской области от 5 ноября 2004 г. N 84-оз "О региональной целевой программе "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 14 октября 2004 года)

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы".

Статья 2

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Утверждена
областным законом
от 5 ноября 2004 г. N 84-оз
(приложение)

Региональная целевая программа "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы"

Паспорт региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы"

+--------------+----------------------------------------------------+
|Полное |Региональная целевая программа "Научно-техническое и|
|наименование |инновационное развитие Ленинградской области на|
|Программы |2004-2008 годы" (далее - Программа) |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Основание для |Основные направления политики Российской Федерации в|
|разработки, в |области развития инновационной системы на период до|
|том числе |2010 года, утвержденные Председателем Правительства|
|постановление |Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7;|
|(распоряжение)|протокол заседания Правительственной комиссии по|
|об утверждении|совершенствованию взаимодействия федеральных органов|
|Программы или |исполнительной власти и органов исполнительной|
|задания на ее |власти субъектов Российской Федерации от 16 июня|
|разработку |2006 года N 8; постановление Законодательного|
| |собрания Ленинградской области от 23 апреля 2002|
| |года N 249 "О разработке региональной целевой|
| |программы "Научно-техническое и инновационное|
| |развитие Ленинградской области"; постановление|
| |Правительства Ленинградской области от 10 октября|
| |2002 года N 181 "Об участии региональной науки в|
| |экономическом и социальном развитии Ленинградской|
| |области"; Методические рекомендации по оценке|
| |эффективности региональных целевых программ в|
| |Ленинградской области, утвержденные постановлением|
| |Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006|
| |года N 54 |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Период |2004-2008 годы |
|реализации | |
|Программы | |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Цель Программы|Создание экономических, правовых и организационных|
| |условий для инновационной деятельности,|
| |обеспечивающих устойчивую динамику экономического|
| |развития Ленинградской области за счет роста|
| |конкурентоспособности продукции, эффективное|
| |использование научно-технического потенциала,|
| |решение задач социально-экономического развития |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Основные |Формирование нормативно-правовой базы по обеспечению|
|задачи, |инновационной деятельности на территории|
|мероприятия |Ленинградской области. |
|Программы |Развитие инфраструктуры по поддержке инновационной|
| |деятельности и передаче результатов научно-|
| |технических разработок в промышленный сектор|
| |экономики. |
| |Реализация механизма финансирования инновационных|
| |проектов с переходом от бюджетного финансирования к|
| |внебюджетным источникам. |
| |Выполнение мероприятий по поддержке предприятий и|
| |организаций, действующих в инновационной сфере |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Объем пре- |2004 год - 6200 тысяч рублей (областной бюджет) |
|дусмотренных |2005 год - 33080 тысяч рублей (областной бюджет) |
|в рамках | |
|Программы | |
|финансовых | |
|ресурсов на | |
|2004-2005 годы| |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Объем |2006 год - 18330 тысяч рублей (областной бюджет) |
|финансовых | |
|средств, за- | |
|планированных | |
|по Программе | |
|на текущий год| |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Объем финан- |Областной бюджет - 42665 тысяч рублей, в том числе: |
|сирования, |2007 год - 20346 тысяч рублей, |
|необходимый |2008 год - 22319 тысяч рублей |
|для завершения| |
|Программы | |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Ожидаемые |Формирование нормативно-правовой базы для|
|конечные |обеспечения инновационной деятельности на территории|
|результаты, |Ленинградской области, инфраструктура продвижения|
|социальный и |инновационных проектов от разработки до внедрения в|
|экономический |промышленность, информационная система обеспечения|
|эффект, |инновационного процесса. |
|важнейшие |Общий экономический эффект от реализации|
|целевые |дополнительного объема продукции, выпускаемой|
|показатели |созданными инновационно активными предприятиями,|
|Программы |составит 180-200 миллионов рублей в год при|
| |достижении данными предприятиями запланированных|
| |показателей. |
| |Совокупный объем налоговых поступлений после выхода|
| |создаваемых инновационных предприятий на|
| |запланированные показатели составит 20 миллионов|
| |рублей в год. Таким образом, окупаемость бюджетных|
| |средств, направленных на реализацию мероприятий|
| |Программы, составляет 5,5 года. |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Представитель |Комитет экономического развития Ленинградской|
|заказчика |области |
|Программы | |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Основной |Комитет экономического развития Ленинградской|
|исполнитель и |области, государственное учреждение "Агентство|
|соисполнители |экономического развития Ленинградской области" |
|Программы | |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Фамилия, имя, |Куклин Сергей Борисович - заместитель председателя|
|отчество, |комитета экономического развития Ленинградской|
|должность, |области, тел. 576-40-14 |
|номер телефона| |
|руководителя | |
|Программы | |
+--------------+----------------------------------------------------+
|Система |Общий контроль за ходом реализации Программы|
|организации |осуществляет вице-губернатор Ленинградской области -|
|контроля за |председатель комитета экономического развития Двас|
|выполнением |Григорий Викторович. Комитет экономического развития|
|Программы |Ленинградской области обеспечивает оценку|
| |эффективности Программы в ходе ее реализации.|
| |Система управления предусматривает постоянный|
| |мониторинг достигнутых результатов с коррекцией|
| |Программы на основе накопленного опыта и контроля|
| |запланированных показателей |
+--------------+----------------------------------------------------+
+--------------+----------------------------------------------------+

Содержание

Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы

1. Анализ исходной ситуации и обоснование Программы

В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции и (или) новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.
Стабилизационные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что в Ленинградской области намечается снижение объема инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий региона.

Таблица 1. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области

+----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
| |1998 |1999 |2000 |2001 |2002 |2003|2004|2005|
| | год | год | год |год | год | год| год| год|
+----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
|Количество в процентах| 5,9 | 7,0 | 1,2 |1,3 | 1,1 | 1,0| 1,2|1,21|
|от общего объема| | | | | | | | |
|выпускаемой продукции | | | | | | | | |
+----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
+----------------------+-----+-----+-----+-----+-----+----+----+----+
Ленинградская область сохраняет достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. На начало 2003 года на территории Ленинградской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 12 тысяч специалистов, в том числе 154 доктора наук и более 780 кандидатов наук.
Несомненно, что значительная роль в разработке и внедрении передовых технологий в регионе должна принадлежать научным организациям Ленинградской области. Ежегодно проводимые выставки научно-технических разработок научно-исследовательских и проектных организаций региона показали, что в организациях имеется значительный научный и научно-технический задел для положительного решения большого объема задач.
В связи с этим развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами.
Основными принципами, на базе которых формируется политика Правительства Ленинградской области в части развития научно-технической и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно-технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот.
Разработка и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ленинградской области, то есть переход на инновационный путь развития, требует серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области при активном государственном участии в ходе ее создания и функционирования.
Приоритеты развития науки и техники в регионе определяются с учетом приоритетов социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективы и имеющегося научно-технического и инновационного потенциала. В Ленинградской области в целях создания необходимых условий для реализации научно-технической политики в интересах социально-экономического развития региона утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ленинградской области до 2008 года в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации Основами политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области формируются на основе выявления и определения путей решения важнейших научно-технических проблем, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. На период до 2008 года этими направлениями являются: разработка и внедрение безотходных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий; экология и рациональное природопользование; информационные и телекоммуникационные технологии; перспективные технологии топливно-энергетического комплекса; диагностика, профилактика и лечение заболеваний населения; производство и переработка сельскохозяйственного сырья; совершенствование региональной транспортной системы. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники, конкретизированные до уровня проектов, являются основой при принятии решений по государственной поддержке разработки, формирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области. Ежегодно с 2001 года из областного бюджета по разделу "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса" выделяются средства на финансирование работ, отобранных на конкурсной основе, ориентированных на реализацию приоритетных направлений. В таблице 2 показаны объемы финансирования работ для государственных нужд Ленинградской области из средств областного бюджета.

Таблица 2. Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области из средств областного бюджета

+-------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+----+
| | 2001 |2002 |2003 |2004 |2005 |2006|
| | год | год | год | год | год | год|
+-------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+----+
|Объем финансирования (млн.руб.)| 10,9 |15,0 |19,0 |26,3 |26,0 |27,6|
+-------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+----+
+-------------------------------+------+-----+-----+-----+-----+----+
Использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств областного бюджета, составит основу для внедрения в предпринимательский сектор экономики новых наукоемких технологий для производства конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка освоения инноваций направлена на решение научно-технических проблем, ориентированных на получение научно-технической продукции с высоким потенциалом рыночной реализации. Выбор инновационных проектов будет осуществляться с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ленинградской области. Координация усилий органов исполнительной власти области, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий предусматривает создание благоприятных условий для развития инновационной системы региона.
В целях развития фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития Ленинградской области, сохранения научного интеллектуального потенциала учреждены 40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области. Ежегодно из средств областного бюджета на конкурсной основе осуществляется финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области, предварительно рассмотренных на Научно-техническом совете при Губернаторе Ленинградской области. Данное положение определяет необходимость перехода предпринимательского сектора экономики на инновационный путь развития.
Основное содержание процессов преобразования и перехода промышленности на инновационный путь развития включает комплекс экономических и организационно-правовых мер стимулирования инновационной деятельности на территории Ленинградской области. В этом процессе возникают проблемы как у хозяйствующих субъектов, желающих промышленно осваивать технологические инновации, так и у создателей технических инноваций. Практически отсутствует обратная связь между научно-техническими разработками и рынком: научными организациями не учитываются потребности производителей продукции. Большое количество научно-технических разработок остаются на уровне идей, которые не доводятся до выпуска востребованного рынком продукта. Существующие научные коллективы нацелены на решение задач, которые часто не имеют выхода в виде конечного продукта, результаты их научно-технической деятельности не востребованы. Это обусловлено тем, что направления работ сформированы без учета потребностей рынка. При современном уровне научно-технических разработок ученые испытывают трудности в коммерциализации результатов своего труда в связи с отсутствием возможностей оценки рыночного потенциала создаваемой продукции. Отсутствуют механизм привлечения инвестиций в инновационную сферу, а также рыночно-ориентированные структуры, которые могли бы выступить заказчиком научно-технической продукции.
Недостаток финансовых средств у хозяйствующих субъектов при внедрении на промышленных предприятиях инновационных разработок является одной из основных причин, сдерживающих освоение новых видов конкурентоспособной продукции и технологий. Банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют такие высоко рискованные операции, как и финансирование всего инновационного процесса. Причинами этого являются несовершенство системы финансово-кредитных механизмов, поддерживающих инновационную деятельность. Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет многих создателей инноваций отказаться от их внедрения. В этих условиях на начальном этапе поддержки инновационных процессов без кредитных институтов, осуществляющих поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности, невозможно внедрять результаты прикладных научных исследований, выводить их на отечественный и зарубежный рынки, а также проводить реструктуризацию и развитие научно-технической сферы.
Во многих странах существует практика создания кредитных институтов с участием государства в целях финансирования инновационной деятельности. Такие структуры, предоставляющие гарантии, позволяют значительно снизить объем привлекаемых бюджетных средств и риск банка за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом, которым является созданная с участием государства специализированная организация.
В последние годы наметилась тенденция к абсолютному количественному сокращению высококвалифицированных специалистов, выполняющих научно-исследовательские разработки. Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что число аспирантов, обучающихся в научно-исследовательских организациях, за последнее время снизилось.

Таблица 3. Число аспирантов в научно-исследовательских организациях Ленинградской области

+------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+
| |1998 |1999 |2000 |2001|2002|2003|2004|2005|
| | год | год | год | год| год| год|год | год|
+------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+
|Всего аспирантов (чел.) | 44 | 42 | 39 | 32 | 27 | 51 | 79 | 110|
+------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+
|Выпуск аспирантов (чел.)| 18 | 16 | 10 | 13 | 11 | 3 | 13 | 7 |
+------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+
+------------------------+-----+-----+-----+----+----+----+----+----+
Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке или повышению квалификации научных кадров, способных участвовать в инновационной деятельности в современных условиях.
Таким образом, состояние инновационной сферы деятельности в регионе можно характеризовать как требующее принятия радикальных мер по ее становлению и развитию.
В Ленинградской области отсутствуют:
организационные структуры, непосредственно занимающиеся инновационной деятельностью и осуществляющие весь инновационный цикл: начиная от идеи и заканчивая выпуском востребованной на рынке конкурентоспособной продукции с высокими потребительскими свойствами;
механизм вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в предпринимательский сектор экономики региона;
механизм государственной поддержки инновационной деятельности.

2. Цели и задачи Программы

Основной целью Программы является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, эффективного использования научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.
Основными задачами Программы являются: