Распоряжение Правительства РФ от 18 января 2003 г. N 69-р стр. 4

Лесным кодексом Российской Федерации вводятся условия, когда арендаторы лесных участков, ведущие заготовку древесины, должны организовать охрану, защиту и воспроизводство лесов на арендуемой территории и нести бремя соответствующих затрат. Вместе с этим существенно расширяются права арендаторов - вместо разрешительных документов (лесорубочных и лесных билетов) вводится заявительная система, при которой арендатор декларирует свои намерения по использованию арендуемого лесного участка.
Переход на аукционную систему предоставления лесных участков будет способствовать повышению уровня транспарентности и конкуренции на рынке лесных ресурсов, повысит заинтересованность субъектов Российской Федерации в процессе управления лесами.
Важной задачей в сфере управления лесами является разработка оптимальной государственной политики ценообразования на используемые лесные ресурсы, прежде всего на древесину. Эта политика должна удовлетворять следующим целям:
стимулировать устойчивое развитие отечественного производства по глубокой переработке древесины;
обеспечивать покрытие расходов по воспроизводству вырубаемых насаждений;
служить источником доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Стратегическим направлением совершенствования ценообразования на лесные ресурсы является формирование условий, необходимых для возникновения добросовестной конкуренции. Эти условия должны быть сформированы с учетом того, что практически все леса в нашей стране находятся в федеральной собственности при федеративном устройстве государства и негосударственной собственности на средства производства в лесопромышленном секторе экономики.
В целях стимулирования инвестиционной активности в лесном секторе целесообразно разработать порядок, предусматривающий более гибкие принципы установления платежей за лесные ресурсы, включая формирование механизмов установления ставок арендной платы на рентной основе и определения ее размера с учетом затрат на выполнение лесохозяйственных работ.

VI. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства

Осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов связано с выполнением соответствующих международных обязательств страны. Конкретными задачами международной деятельности в этой области на ближайшую перспективу являются:
анализ опыта проведения реформ в лесном секторе экономики в странах с различными формами собственности на леса и использование полученных результатов при дальнейшем реформировании лесного хозяйства Российской Федерации;
усиление представительства и влияния Российской Федерации в таких международных организациях, как Форум ООН по лесам, Конференция министров по защите лесов Европы, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и другие;
предоставление в соответствии с международными договорами Российской Федерации международному сообществу актуальной, точной, совместимой с форматами ФАО информации о лесных ресурсах Российской Федерации и об их использовании;
борьба с нелегальными рубками в рамках решений Санкт-Петербургской министерской конференции по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии (ЕСА ФЛЕГ);
признание международным сообществом российской системы добровольной лесной сертификации и увеличение объемов работ по добровольной лесной сертификации в Российской Федерации;
активизация работ по лесовосстановлению и лесоразведению в рамках Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата;
разработка и реализация комплексных программ изучения и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем;
развитие международного сотрудничества по проблемам экологического мониторинга с использованием дистанционного зондирования и геоинформационных систем;
содействие мировой общественности в вопросах пропаганды бережного сохранения и использования лесных ресурсов, сотрудничество по популяризации лесных профессий путем проведения различных международных конкурсов.

VII. Механизм реализации Концепции и ожидаемые результаты

Для решения задач по развитию лесного хозяйства необходимо осуществить комплекс мероприятий, направленных на совершенствование и развитие нормативной базы в области лесного хозяйства и лесопользования, управления лесами, межведомственной и межрегиональной координации в сфере лесных отношений, повышение эффективности деятельности по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов, научное и кадровое обеспечение лесного хозяйства и расширение участия Российской Федерации в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства.
План мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года представлен в приложении.
Предполагается разработать ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование следующих вопросов:
эффективный контроль за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им для осуществления полномочий в области лесных отношений;
эффективное использование лесов на праве аренды лесных участков и на основе договора купли-продажи лесных насаждений;
обеспечение благоприятного инвестиционного климата при использовании лесов, привлечение дополнительных финансовых средств, развитие конкурентной среды в лесном секторе экономики;
обеспечение эффективного экономического механизма использования лесов;
обеспечение защиты деятельности государственных лесных инспекторов при пресечении нелегальных рубок и иных нарушений лесного законодательства;
оценка экономического и экологического потенциала лесных участков.
Основными инструментами реализации настоящей Концепции должны стать целевые программы регионального уровня.
Выполнение плана мероприятий по реализации настоящей Концепции до 2010 года позволит обеспечить:
устойчивое развитие лесного хозяйства;
существенное улучшение состояния лесов;
увеличение поступления платежей за использование лесов в бюджеты всех уровней;
улучшение условий труда работников лесного хозяйства, создание дополнительных рабочих мест;
защиту прав инвесторов и иных пользователей лесными участками, что объективно будет способствовать снижению рисков хозяйственной деятельности, повышению эффективности функционирования лесного сектора экономики и увеличению производства его продукции.
Приложение
к Концепции развития лесного хозяйства
Российской Федерации до 2010 года
от 28 сентября 2007 г. N 1305-р

План мероприятий по реализации Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года

+--------------------------------------+------------+-------------------+
| | Срок | Ответственные |
| | реализации | исполнители |
+--------------------------------------+------------+-------------------+
| I. Нормативная правовая деятельность |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 1. |Подготовка и принятие нормативных| 2007 год |органы |
| |правовых актов субъектов| |государственной |
| |Российской Федерации, необходимых| |власти субъектов |
| |для реализации Лесного кодекса| |Российской |
| |Российской Федерации | |Федерации |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| II. Совершенствование государственного управления в области лесных |
| отношений |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 2. |Формирование новых основных|до 1 января |МПР России |
| |территориальных единиц управления| 2008 г. |Рослесхоз |
| |в области использования, охраны,| |Минобороны России |
| |защиты и воспроизводства лесов -| |органы |
| |лесничеств и лесопарков | |исполнительной |
| | | |власти субъектов |
| | | |Российской |
| | | |Федерации |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 3. |Преобразование лесхозов из|до 1 января |Минобороны России |
| |государственных учреждений в иные| 2008 г. |Рослесхоз |
| |организационно-правовые формы | |органы |
| | | |исполнительной |
| | | |власти субъектов |
| | | |Российской |
| | | |Федерации |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 4. |Контроль и надзор в установленном|2007 - 2010 |МПР России |
| |порядке за осуществлением| годы |Рослесхоз |
| |уполномоченными органами| |Росприроднадзор |
| |государственной власти субъектов| | |
| |Российской Федерации переданных| | |
| |им полномочий в области лесных| | |
| |отношений | | |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| III. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и |
| воспроизводства лесов |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 5. |Разработка и реализация|2007 - 2010 |органы |
| |субъектами Российской Федерации| годы |исполнительной |
| |региональных программ| |власти субъектов |
| |воспроизводства лесов | |Российской |
| | | |Федерации |
| | | |МПР России |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 6. |Организация эффективного|2007 - 2008 |МПР России |
| |межведомственного взаимодействия,| годы |МВД России |
| |а также взаимодействия с органами| |Минсельхоз России |
| |исполнительной власти субъектов| |Минобороны России |
| |Российской Федерации,| |ФТС России |
| |осуществляющими государственный| |Рослесхоз |
| |лесной контроль и надзор, по| | |
| |пресечению незаконных заготовок и| | |
| |оборота незаконно заготовленной| | |
| |древесины и иных противоправных| | |
| |посягательств в отношении лесных| | |
| |участков в составе земель лесного| | |
| |фонда и земель иных категорий | | |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| IV. Научное и кадровое обеспечение развития лесного хозяйства |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 7. |Организация выполнения|2007 - 2010 |МПР России |
| |приоритетных прикладных научных| годы |Рослесхоз |
| |исследований в области| | |
| |использования, охраны, защиты и| | |
| |воспроизводства лесов | | |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 8. |Организация подготовки и|2007 - 2009 |МПР России |
| |повышения квалификации работников| годы |Рослесхоз |
| |лесного хозяйства в части| |органы |
| |государственного управления| |исполнительной |
| |лесами, развития рыночной| |власти субъектов |
| |экономики в лесном секторе и| |Российской |
| |использования ГИС-технологий | |Федерации |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| V. Участие в международном сотрудничестве в области лесного хозяйства |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
| 9. |Разработка и реализация|2007 - 2010 |МПР России |
| |совместных проектов в области| годы |Минпромэнерго |
| |использования, охраны, защиты и| |России |
| |воспроизводства лесов Российской| |МИД России |
| |Федерации в рамках| |Рослесхоз |
| |Продовольственной и| | |
| |сельскохозяйственной организации| | |
| |ООН | | |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
|10. |Участие в разработке|2007 - 2009 |МПР России |
| |Добровольного кодекса по лесам в| годы |МИД России |
| |рамках Форума ООН по лесам | |Рослесхоз |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
|11. |Развитие международного|2007 - 2010 |МПР России |
| |сотрудничества (на двусторонней и| годы |Минпромэнерго |
| |многосторонней основе) по| |России |
| |проблемам охраны лесов от пожаров| |МИД России |
| |и защиты от вредных организмов,| |Минэкономразвития |
| |управления лесами,| |России |
| |лесопатологического мониторинга| |органы |
| |лесов, полного использования| |исполнительной |
| |лесной биомассы, развития| |власти субъектов |
| |национальных систем добровольной| |Российской |
| |лесной сертификации, сохранения| |Федерации". |
| |биологического разнообразия в| | |
| |лесах, развития лесной генетики и| | |
| |селекции, борьбы с нелегальными| | |
| |рубками древесины | | |
+----+---------------------------------+------------+-------------------+
+--------------------------------------+------------+-------------------+