В расписании указываются: подразделение курсантов, учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.
Исходными документами для составления расписания занятий являются: учебные планы и образовательные программы, структурно-логические схемы (сетевые графики), план-календарь основных мероприятий вуза, график-календарь учебного процесса, тематические планы изучения дисциплин и планы распределения преподавателей по батальонам (факультетам) курсантов, ротам (курсам) и учебным группам (взводам).
Расписание занятий должно удовлетворять следующим основным требованиям:
соответствовать учебному и тематическим планам по количеству учебного времени, видам и темам занятий;
строго выдерживать логическую последовательность изучения дисциплин;
соответствовать принципам научной организации труда обучаемых и профессорско-преподавательского состава;
учитывать возможности учебно-материальной базы и предусматривать ее рациональное использование.
При составлении расписания учебных занятий учебным отделом вуза учитываются:
согласование по времени изучения тем и занятий взаимосвязанных дисциплин;
последовательности в изучении взаимосвязанных дисциплин образовательной программы;
равномерное распределение в учебном году (семестре, месяце) учебных занятий по дисциплине с обязательным учетом логической последовательности изучения дисциплины;
равномерное распределение по неделям, семестрам (месяцам) сложных видов учебных занятий и контрольных мероприятий;
соблюдение рациональных временных интервалов между лекциями и семинарами, практическими занятиями и упражнениями;
целесообразное распределение в семестре (месяце) плановых часов самостоятельной работы курсантов;
соблюдение бюджета календарного времени по неделям, месяцам и семестрам;
выделение для командного, профессорско-преподавательского состава, командиров учебных подразделений дней для проведения занятий в группах командирской подготовки и методических занятий на факультетах, кафедрах и батальонах курсантов;
возможности командного, профессорско-преподавательского состава по учебной нагрузке, объему методической и научной работы;
емкость и пропускная способность учебно-материальной базы и обеспеченность техникой;
требования общевоинских уставов, наставлений, руководств, курсов стрельб, вождения и других руководящих документов;
рациональное использование времени для следования к местам занятий.
38. Расписание занятий и экзаменов составляется учебным отделом вуза, утверждается начальником военно-учебного заведения и доводятся до преподавателей, курсантов не позднее чем за две недели до начала экзаменационной сессии.
Расписание занятий и экзаменов вывешивается в учебном корпусе в специально отведенных местах.
Выписки из расписаний занятий и экзаменов для каждого учебного подразделения (курса, роты, батальона курсантов) выдаются в подразделения и на кафедры (факультеты).
Расписания учебных занятий и экзаменов хранятся в учебном отделе военно-учебного заведения в течение обучения данного подразделения курсантов в вузе.
39. В ротах (на курсах) курсантов лично командирами рот (курсов) составляются расписания занятий с личным составом роты (курса) на неделю, которые подписываются им и утверждаются накануне в пятницу командиром батальона (факультета).
В расписании занятий с личным составом роты (курса) на неделю указываются: дата и дни проведения; часы проведения физических зарядок, факультативов, занятий, самостоятельных подготовок и других мероприятий согласно утвержденному распорядку дня для каждого учебного взвода (подразделения) курсантов; предметы обучения, виды занятий, номера и содержание тем занятий, учебных вопросов, номера, название и время отрабатываемых нормативов; место проведения; должностное лицо, ответственное за проведение; название руководств и пособий с указанием страниц; отметка о выполнении с датой и росписью командира подразделения курсантов.
Расписание хранится в роте (на курсе) курсантов в течение обучения данного подразделения курсантов в вузе.
40. Продолжительность всех видов учебных занятий под руководством преподавателей - не более 6 академических часов в день (кроме дней нахождения на полевых выходах, в учебном центре, стажировки, практики и при проведении других гарнизонных мероприятий), самостоятельной работы - не менее 3-4 академических часов. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико-специальные, командно-штабные учения проводятся, как правило, непрерывно.
Учебные занятия
41. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа курсантов, консультации, войсковая стажировка и практика. Кроме того, дополнительно в военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета военно-учебного заведения.
42. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.
Проблемный характер лекции базируется на принципе проблемности знаний. Лектор создает систему проблемных ситуаций, излагает учебный материал, объясняет его, управляет процессом усвоения в виде готовых выводов или в форме постановки учебных проблем. Обучаемые усваивают знания и способы деятельности в условиях проблемных ситуаций путем восприятия объяснений лектора, их анализа.
Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеоматериалов, кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием средств вычислительной техники.
Лекции читаются командованием вуза, начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника военно-учебного заведения могут допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Если преподавание дисциплины осуществляется только одним преподавателем (специалистом), то он допускается к чтению лекции по данной дисциплине независимо от педагогического стажа. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики служебно-боевого применения внутренних войск МВД России могут читаться руководящим составом Главного командования, округов внутренних войск МВД России. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других высших учебных заведений, ведущие специалисты из округов внутренних войск МВД России, научных учреждений, предприятий оборонных отраслей промышленности.
43. Групповые занятия предназначены для более углубленного изучения организации, боевого применения и тактики действий воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России и иностранных армий; изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта; других теоретических положений изучаемых дисциплин, если проведение лекций по данной тематике нецелесообразно. Групповые занятия проводятся по различным дисциплинам учебного плана. Теоретическую базу их проведения составляют знания, полученные курсантами на лекциях и других занятиях.
Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы.
44. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументировано излагать и отстаивать свое мнение. Подготовка курсантов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре (предметно-методической комиссией) и доводится обучающимся до проведения первых занятий по теме семинара.
Достижение целей семинара может осуществляться различными методами. Наряду с традиционным вопросно-ответным методом могут применяться дискуссии, игровые ситуации, семинары с разделением учебного отделения, взвода на оппонирующие коллективы.
На семинаре, проводимом методом дискуссии, курсантам представляется возможность свободно излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам, обосновывать и отстаивать его, критически оценивать выступления товарищей и вступать с ними в полемику, ставить перед преподавателем вопросы и требовать ответа на них.
В ходе семинара с использованием игровых ситуаций все теоретические вопросы после их обсуждения отрабатываются практически.
Семинар проводится не ранее 3-4 дней после завершения последнего занятия изучаемой темы. Продолжительность семинара, как правило, не менее четырех часов.
45. Лабораторные занятия (работы) имеют целью практическое освоение курсантами научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы курсанты представляют отчет и защищают его. После защиты отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения курсантов в военно-учебном заведении.
При проведении лабораторных занятий (работ) допускается разделение учебных групп на подгруппы по 12-15 курсантов, а для работ с вредными и опасными веществами - на подгруппы по 8-10 курсантов.
46. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта.
47. Групповые упражнения проводятся по тактическим и тактико-специальным дисциплинам и имеют целью приобретение курсантами практического опыта в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении подразделениями. На групповом упражнении, как правило, все курсанты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.
Групповые упражнения могут проводиться на местности, на картах, на макете местности, в классах управления боем, с применением вычислительной техники.
48. Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов и направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою.
Они проводятся на местности с вооружением и военной техникой и могут быть односторонними, двусторонними, с обозначением противника, с боевой стрельбой.
На тактических (тактико-специальных) занятиях совершенствуются ранее приобретенные и прививаются новые умения и навыки по выполнению обязанностей командира в бою. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой, по времени и в темпе, присущим характеру изучаемого вида боя, без предварительного объяснения курсантам требуемых действий. Действия противника на них обозначаются управляемыми мишенями, средствами имитации, отдельными образцами военной техники, которыми управляет помощник руководителя занятий.
49. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер и проводятся в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование умений и навыков курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными). Курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.