При планировании повышенного облучения персонала группы А, участвующего в работах по ликвидации или предотвращению аварии, следует руководствоваться положениями раздела 3.2 НРБ-99.
20.10. На АТЭС должен быть разработан в установленном порядке план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами госсанэпиднадзора.
20.11. В организации должен быть нормативный документ, регламентирующий действия персонала в аварийных ситуациях.
20.12. В производственных помещениях, в санпропускнике и здравпунктах ПЭБ и организации должны быть аптечки с набором необходимых средств первой помощи пострадавшим при аварии и восполняемый запас средств санитарной обработки лиц, подвергшихся радиоактивному загрязнению.
В проектной документации АТЭС ММ должен быть раздел об инженерно-технических мероприятиях гражданской обороны, мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Раздел должен включать номенклатуру, объем и места хранения СИЗ, медикаментов, аварийного запаса радиометрических и дозиметрических приборов, средств дезактивации и санитарной обработки, инструментов и инвентаря для проведения неотложных работ по ликвидации последствий радиационной аварии.
20.13. При обнаружении признаков радиационной аварии должны быть приняты срочные меры по прекращению развития аварии, восстановлению контроля над источником излучения и сведению к минимуму доз облучения и количества облучаемого персонала и населения, радиоактивного загрязнения помещений, окружающей территории и акватории.
20.14. В случае установления факта радиационной аварии вводится в действие аварийный план и система оповещения работников предприятия и сторонних организаций.
20.15. К проведению работ по ликвидации аварии и ее последствий должны привлекаться, прежде всего, члены специализированных аварийных групп. При необходимости может быть привлечен другой персонал предпочтительно старше 30 лет, не имеющий медицинских противопоказаний, с учетом ранее полученных доз облучения. Женщины могут привлекаться к работам лишь в исключительных случаях.
20.16. Перед началом аварийных работ должен проводиться инструктаж персонала по вопросам РБ с разъяснением характера и последовательности работ. При особо неблагоприятной радиационной обстановке рекомендуется проводить предварительную отработку предстоящих операций.
20.17. Работы по ликвидации последствий аварии, связанные с возможным переоблучением персонала, должны проводиться с обязательным индивидуальным дозиметрическим контролем. Облучение персонала при этом не должно превышать более чем в 10 раз среднего значения основных гигиенических нормативов (0,2 Зв), при этом эффективная доза за период трудовой деятельности, включая работу по ликвидации аварий, не должна превышать 1 Зв.
20.18. В экстремальных обстоятельствах (спасение людей, предотвращение переоблучения большого числа людей, прекращение развития аварии) планируемое повышенное облучение персонала аварийных групп регламентируется разделом 3.2 НРБ-99.
20.19. На стадиях аварии осуществляется контроль радиационной обстановки и контроль внешнего и внутреннего облучения персонала и населения. При этом осуществляется оперативная оценка радиационной обстановки перед началом проведения аварийных работ и защитных мероприятий, оценка выполнения аварийных работ и оценка соблюдения установленных пределов аварийных доз облучения и степени радиоактивного загрязнения рабочих помещений и оборудования, территории и акватории предприятия, СЗЗ и ЗН после завершения мероприятий по их реабилитации.
20.20. СРБ организации должна быть укомплектована необходимым оборудованием и методиками для измерения аварийных уровней мощности эквивалентной дозы, индивидуальных доз внешнего и внутреннего облучения, уровней радиоактивного загрязнения поверхностей, объемной активности проб объектов окружающей среды (воздуха, воды, осадков, почвы, растительности и т.д.).
20.21. Людей с травматическими повреждениями, химическими отравлениями или подвергшихся при аварии облучению в дозе выше 0,2 Зв необходимо направить на медицинское обследование и лечение.
20.22. При радиоактивном загрязнении должна проводиться санитарная обработка людей и дезактивация загрязненной одежды. Допустимые уровни радиоактивного загрязнения кожи и спецодежды приведены в таблице 8.9 НРБ-99.
20.23. Для ликвидации последствий аварии в организации и расследования ее причин администрацией организации создается специальная комиссия, в состав которой входит представитель органов Госсанэпиднадзора.
20.24. В случае возникновения радиационной аварии, повлекшей за собой радиоактивное загрязнение СЗЗ организации, ликвидация ее последствий в пределах санитарно-защитной зоны осуществляется силами этой организации.
XXI. Требования к выводу из эксплуатации АТЭС ММ на базе ПЭБ
21.1. Раздел, посвященный выводу АТЭС из эксплуатации, а также утилизации образующегося при этом оборудования и материалов, является составной частью проекта АТЭС. При его отсутствии в проектных материалах указанный раздел должен быть разработан и согласован с органами госсанэпиднадзора не позднее чем за 5 лет до назначенного срока окончания эксплуатации АТЭС.
21.2. При безаварийной эксплуатации АТЭС и отсутствии радиоактивного загрязнения территории промплощадки, СЗЗ и ЗН снятие с эксплуатации береговых объектов организации не требует специальных мер по обеспечению радиационной безопасности и охране окружающей среды от радиоактивного загрязнения. После проведения контрольного обследования объектов окружающей среды на территории организации, в СЗЗ и ЗН производится дезинтеграция строительных конструкций береговых объектов и удаление на свалку строительного мусора. При этом оборудование береговых объектов демонтируется и отправляется для дальнейшего использования или на свалку.
21.3. При авариях на АТЭС с загрязнением промплощадки, СЗЗ и ЗН территории должны дезактивироваться при ликвидации их последствий.
21.4. Утилизация плавучего энергоблока проводится в специализированной организации (судоремонтном заводе). Определяющим по уровню радиоактивности, воздействию на персонал и окружающую среду при выводе ПЭБ из эксплуатации является демонтаж РУ. Ввиду незначительной остаточной радиоактивности оборудования хранилищ ОТВС и ТРО их демонтаж практически не влияет на величину коллективной дозы облучения персонала.
21.5. Возможны различные варианты вывода ПЭБ из эксплуатации и демонтажа РУ:
- демонтаж РУ непосредственно на ПЭБ после выдержки 50 лет ("отсроченный" демонтаж);
- демонтаж РУ с разборкой на отдельные части непосредственно на ПЭБ после выдержки 2 года ("немедленный" демонтаж);
- демонтаж на ПЭБ без длительной выдержки РУ крупным блоком и его захоронение;
- демонтаж на ПЭБ без длительной выдержки РУ блоком минимального размера, его разборка и разделка (без длительной выдержки или с длительной выдержкой) в условиях цеха специализированной организации.
21.6. В проектной документации на вывод из эксплуатации ПЭБ должен быть определен вариант утилизации и должны быть приведены:
- оценка радиационной обстановки на судне на момент снятия с эксплуатации, включая расчетные уровни внешнего гамма-нейтронного излучения, загрязнения поверхностей помещений, оборудования, а также наведенной активности оборудования и конструкций судна;
- объем, активность и нуклидный состав РАО на момент снятия с эксплуатации, способы их переработки, хранения и захоронения;
- количество и суммарная активность ОТВС в хранилищах и реакторах судна;
- последовательность операций по удалению на берег ионообменных смол, ТРО, ЖРО, ОТВС и демонтированного оборудования;
- последовательность операций по подготовке ПЭБ к разделке и утилизации, таких как дезактивация и промывка оборудования I и III контуров, цистерн ЖРО, систем охлаждения ОТВС, дезактивация помещений и оборудования;
- ориентировочная длительность выдержки ПЭБ до начала работ по разделке (если выдержка необходима);
- оценка радиационной обстановки перед началом работ по разделке ПЭБ;
- последовательность работ по разделке ПЭБ;
- технологический регламент работ с оборудованием защитной оболочки;
- прогноз индивидуальных доз внутреннего и внешнего облучения персонала при проведении различных работ по подготовке к утилизации и разделке ПЭБ;
- оценка трудозатрат на проведение планируемых работ;
- оценка коллективных доз персонала за весь период работ по выводу из эксплуатации ПЭБ;
- перечень возможных аварийных ситуаций при производстве работ по снятию с эксплуатации, разделке и утилизации ПЭБ, меры по предупреждению, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий;
- оценка возможных выбросов радиоактивных веществ в окружающую среду в нормальных и аварийных условиях;
- оценка количества и активности РАО, образующихся при проведении работ по снятию с эксплуатации, разделке и утилизации ПЭБ.
21.7. Решение о продлении срока или снятии ПЭБ с эксплуатации принимается специальной комиссией, в состав которой входят представитель органов госсанэпиднадзора, по результатам комплексного обследования радиационной обстановки и технического состояния корпусных конструкций, технологических систем и оборудования.
21.8. После принятия решения о снятии ПЭБ с эксплуатации с учетом данных комплексного обследования должен быть разработан рабочий проект вывода судна из эксплуатации, подготовки к разделке и утилизации судна.
21.9. При разработке рабочего проекта положения п. 21.5 должны быть уточнены и конкретизированы с учетом данных комплексного обследования ПЭБ и производственных возможностей принимающей судно организации. Особое внимание при разработке проекта следует обратить на анализ последствий радиационных аварий, имевших место в период эксплуатации ПЭБ.
21.10. Организация, производящая разделку и утилизацию ПЭБ (судоремонтный, судостроительный завод), должна иметь:
- специальный причал для отстоя судна, выдачи с него и передачи в специальные хранилища ТРО, ЖРО и демонтированного оборудования;
- участки для временного хранения ТРО и загрязненного демонтированного оборудования;
- систему сбора, транспортировки и хранения ЖРО;