СП 42-102-2004 Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб стр. 55

Наименование показателей Марки битумных мастик
  МБР-90 (ГОСТ 15836) Битумно- атактическая Битумно- полимерная с повышенными адгезионными свойствами (ТУ 5775-001-18314696)
Температура размягчения, °С, не менее 90 80 77-84
Растяжимость при 25 °С, см, не менее 3,0 1,5 6,0
Пенетрация, десятые доли мм 20 14 24-30
8.125 Технология изоляции сварных соединений газопроводов и мест повреждений битумных покрытий, а также нанесения покрытий на фасонные части с использованием битумных мастик и рулонного материала типа "Бризол" или стеклохолста включает следующие основные операции:
- очистку изолируемой поверхности стыка (ручная - щетками или наждачной бумагой N 2, N 3; механизированная - шлиф-машинкой);
- обработку концевых участков примыкающего к зоне сварного стыка битумного покрытия путем срезания его на конус на расстоянии 100-150 мм, для чего удаляют с покрытия обертку из бумаги. Затем срезанное на конус покрытие выравнивают, подплавляя его газовой горелкой или паяльной лампой;
- сушку и подогрев стыка (в зимнее и сырое время года);
- нанесение на очищенную поверхность стыка кистью или валиком битумного праймера, приготовленного из битума БНИ-IV и бензина (не содержащего солярку) в соотношении 1:3 по объему;
- нагрев пламенем газовой горелки (или паяльной лампой) примыкающих к зоне сварного стыка или места врезки концевых участков мастичного битумного покрытия длиной около 100-150 мм до начала оплавления мастики;
- нанесение по подсохшему до "отлипа" праймеру первого слоя горячей 140-160 °С битумно-полимерной мастики, армированной одним слоем рулонного материала типа "Бризол" или стеклотканью Э(с)4-40;
- нанесение второго слоя горячей битумно-полимерной мастики, также армированной одним слоем "Бризола" или стеклотканью Э(с)4-40.
Рекомендуется соблюдать следующие требования:
- ширину нахлеста формируемого на стыке покрытия на мастичное покрытие линейной части трубы следует выполнять не менее 100 мм;
- полотно "Бризола" целесообразно наносить на стык путем оборачивания им стыка, при этом ширина полотна определяется длиной стыка плюс 140-200 мм. При изоляции мест врезок углов поворота и отводов используют узкую ленту "Бризола" или стеклоткани (шириной 70-100 мм) и формируют покрытие методом навивки по спирали, причем витки ленты "Бризола", армирующие первый слой битумно-полимерного покрытия, не должны нахлестывать друг на друга. Второй (оберточный) слой наносится с нахлестом не менее 20 мм;
- при изоляции стыка по указанной технологии проводят послойную прикатку сформированного покрытия валиком в целях избежания пустот и неровностей, а также для улучшения прилипаемости покрытия как к металлу, так и к имеющемуся битумному покрытию;
- толщина изоляционного покрытия зоны сварного стыка на трубах диаметром 159 мм составляет не менее 7,0 мм, на трубах диаметром свыше 159 мм - не менее 8,0 мм;
- "Бризол", температура хрупкости которого согласно ТУ составляет минус 5 °С, хранят в трассовых условиях в зимнее время в вагончиках и перед нанесением на стык слегка прогревают ленту паяльной лампой или мягким пламенем газовой горелки, не допуская деформации полотна;
- степень прилипаемости покрытия как к металлу, так и к существующему покрытию удовлетворительная и соответствует ГОСТ 9.602 (для покрытий на основе битумных мастик);
- во избежание расслоения между наносимой на стык мастикой и существующим на трубе мастичным покрытием рекомендуется в обязательном порядке прогревать до оплавления существующее на трубе покрытие. Качество изоляции стыка или отремонтированного участка покрытия в значительной степени зависит от соблюдения технологии изоляционных работ.
Ремонт поврежденных участков мастичного покрытия в трассовых условиях  
8.126 Ремонту подлежат сквозные повреждения покрытия, а также участки, на которых зафиксировано снижение толщины вследствие продавливания покрытия (вмятины, задиры и т.п.).
Отслоившееся мастичное покрытие в зоне сквозного дефекта удаляется с трубы, а края оставляемого покрытия освобождаются от бумаги, зачищаются на конус в разогретом виде с применением ножа или металлического шпателя.
Поверхность оголенного металла газопровода на участках дефекта рекомендуется зачистить от ржавчины стальными проволочными щетками, высушить и запраймировать битумным праймером.
На подогретый до оплавления участок с поврежденным битумным покрытием наносят из лейки слой горячей битумной мастики и накладывают поверх него заранее приготовленную заплату из "Бризола", перекрывающую дефект в покрытии не менее чем на 50 мм по всему периметру. Затем наносят второй слой расплавленной битумной мастики и его накрывают заплатой из "Бризола" с нахлестом, не менее чем на 100 мм перекрывающим 1-й слой покрытия. Сформированное покрытие в горячем виде прикатывают деревянным валиком для устранения воздушных пузырей, гофр и для более плотного межслойного сцепления покрытия.
Толщина отремонтированных участков битумного покрытия для труб диаметром до 159 мм составляет 7,0 мм, а для труб большего диаметра - не менее 8,0 мм.
Для праймирования поверхности зоны сварного стыка рекомендуется применять битумную грунтовку (праймер).
В качестве армирующих и оберточных материалов для изоляции стыков и ремонта мест повреждений мастичных битумных покрытий рекомендуется использовать рулонные материалы типа "Бризол":
- Поликром-БР (ТУ 66.30.019);