Постановление Правительства РФ от 12 октября 1995 г. N 1005 "О федеральной целевой программе "Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996 - 2001 годах" стр. 3

Доля государственных издательств в выпуске издательской книжной продукции составила: 49,9 процента по ассортименту, 38,8 процента по тиражу, 35,6 процента по листажу.
В 1994 году сохранилась тенденция последних лет снижения абсолютных показателей выпуска книжной продукции (см. табл.). Продолжилось снижение средних тиражей изданий, и обнаружилось новое явление - снижение средних объемов книг. Наряду с реальным ростом цен на книжную продукцию, соответствующим, а по ряду позиций ассортимента опережающим темпы инфляции, уменьшение объемов книг представляет собой скрытое их удорожание.
Таблица
Годы
Число изданий
Тираж
Печатные листы-оттиски
единиц
в % к 1991 году
млн. экз.
в % к 1991 году
млн.
в % к 1991 году
1991
34050
100,0
1630,0
100,0
21071,2
100,0
1992
28716
84,3
1313,0
80,6
18658,2
93,3
1993
29017
85,2
949,9
58,3
17466,9
82,9
1994
30390
89,3
594,3
36,5
10335,7
49,1
За пределами интересов негосударственных издательских организаций оказываются большинство разделов естественно-научной, технической литературы, произведения писателей, как отечественных, так и зарубежных, не сулящие быстрой экономической отдачи. Обеднен репертуар детской литературы. Сокращается и без того ничтожный объем выпуска книг для малочисленных народов, населяющих Россию. Снижение уровня жизни населения существенно сказывается на сбыте книг. При ассортиментном дефиците проявляются симптомы затоваривания книжного рынка, особенно в издающих центрах (гг. Москве, Санкт-Петербурге). В этих условиях две проблемы книгоиздания - узость и деформированность тематической структуры издательского выпуска и неравноценный рост стоимости книжных изданий предопределяют необходимость государственного участия в оптимизации книжного рынка за счет экономической поддержки изданий некоммерческого толка, однако имеющих важное значение для интеллектуального и культурного уровня российского общества. В этом состоит суть государственной поддержки книгоиздания в России.
Приоритеты федеральной помощи книгоизданию составляют следующие тематические направления и виды социально значимой литературы.
1. Учебная и учебно-методическая литература для всех форм образования, рекомендованная соответствующими организациями и ведомствами к использованию в учебном процессе:
комплекты учебных пособий по каждому предмету обучения для средней школы (кроме федерального комплекта для общеобразовательной школы);
учебники для среднеспециальных и профтехнических учебных заведений, отвечающие современным качественным требованиям, с использованием новых технических средств обучения;
учебные комплекты по профессиям и специальностям;
учебники по новым направлениям технических знаний, технологий и производственной практики;
новые учебники для вузов по истории России, философии, методологии, экономике, биологии, литературе, социологии, искусствознанию и другим общественным и гуманитарным дисциплинам;
учебники для вузов по теории управления, маркетингу, менеджменту, организации производства;
учебная литература по экологии;
факультативные учебники для средней школы по предметам гуманитарного цикла;
вспомогательные учебные материалы в виде сборников документов, справочных пособий;
учебные пособия для учащихся среднеспециальных и профтехнических учебных заведений, ориентированные на самостоятельную работу учащихся;
учебно-методические издания;
программно-методические пособия и практикумы для учащихся техникумов и профтехучилищ;
спецкурсы по научным дисциплинам для вузов.
2. Научная литература (в том числе научно-техническая и научно-популярная), ориентированная на реализацию важнейших государственных программ:
литература, посвященная охране жизни человека и природы, по следующим проблемам:
разрушение окружающей среды современной техносферой;
техногенные аварии и катастрофы;
наиболее опасные с точки зрения экологического риска производства (химические, нефтехимические, биохимические технологии, нефте- и газоперерабатывающие отрасли, атомная энергетика, транспорт);
литература по проблемам безопасности и ликвидации последствий аварий;
издания, посвященные охране здоровья человека, по следующим проблемам:
заболевания (инфекционные, онкологические, сердечно-сосудистые, психические, СПИД и т. д.);
исследования и лечение человека;
деполитизированные издания по следующим проблемам:
история экономики;
теория экономики;
экономические прогнозы;
деидеологизированные издания по следующим проблемам:
философские науки;
методология науки;
государство и право;
исторические науки;
филологические науки;
педагогика;
обществоведение;
издания, посвященные фундаментальным исследованиям в области точных, естественных наук и новейших технологий (монографии);
издания, посвященные прикладным исследованиям в области науки и исследовательской практики (сборники научных трудов, сборники научных статей);
издания научных докладов;
сборники тезисов научных докладов;
издания научных отчетов;
сборники научных рефератов.
3. Воспитательная, познавательная и информационно-справочная литература для детей, подростков и юношества:
издания русской и зарубежной классики, изучаемой по программам учебных заведений;
издания для самых маленьких воспитательного и познавательного характера;