Доля государственных издательств в выпуске издательской книжной продукции составила: 49,9 процента по ассортименту, 38,8 процента по тиражу, 35,6 процента по листажу.
В 1994 году сохранилась тенденция последних лет снижения абсолютных показателей выпуска книжной продукции (см. табл.). Продолжилось снижение средних тиражей изданий, и обнаружилось новое явление - снижение средних объемов книг. Наряду с реальным ростом цен на книжную продукцию, соответствующим, а по ряду позиций ассортимента опережающим темпы инфляции, уменьшение объемов книг представляет собой скрытое их удорожание.
Таблица
Годы | Число изданий | Тираж | Печатные листы-оттиски | |||||
единиц | в % к 1991 году | млн. экз. | в % к 1991 году | млн. | в % к 1991 году | |||
1991 | 34050 | 100,0 | 1630,0 | 100,0 | 21071,2 | 100,0 | ||
1992 | 28716 | 84,3 | 1313,0 | 80,6 | 18658,2 | 93,3 | ||
1993 | 29017 | 85,2 | 949,9 | 58,3 | 17466,9 | 82,9 | ||
1994 | 30390 | 89,3 | 594,3 | 36,5 | 10335,7 | 49,1 |
За пределами интересов негосударственных издательских организаций оказываются большинство разделов естественно-научной, технической литературы, произведения писателей, как отечественных, так и зарубежных, не сулящие быстрой экономической отдачи. Обеднен репертуар детской литературы. Сокращается и без того ничтожный объем выпуска книг для малочисленных народов, населяющих Россию. Снижение уровня жизни населения существенно сказывается на сбыте книг. При ассортиментном дефиците проявляются симптомы затоваривания книжного рынка, особенно в издающих центрах (гг. Москве, Санкт-Петербурге). В этих условиях две проблемы книгоиздания - узость и деформированность тематической структуры издательского выпуска и неравноценный рост стоимости книжных изданий предопределяют необходимость государственного участия в оптимизации книжного рынка за счет экономической поддержки изданий некоммерческого толка, однако имеющих важное значение для интеллектуального и культурного уровня российского общества. В этом состоит суть государственной поддержки книгоиздания в России.
Приоритеты федеральной помощи книгоизданию составляют следующие тематические направления и виды социально значимой литературы.
1. Учебная и учебно-методическая литература для всех форм образования, рекомендованная соответствующими организациями и ведомствами к использованию в учебном процессе:
комплекты учебных пособий по каждому предмету обучения для средней школы (кроме федерального комплекта для общеобразовательной школы);
учебники для среднеспециальных и профтехнических учебных заведений, отвечающие современным качественным требованиям, с использованием новых технических средств обучения;
учебные комплекты по профессиям и специальностям;
учебники по новым направлениям технических знаний, технологий и производственной практики;
новые учебники для вузов по истории России, философии, методологии, экономике, биологии, литературе, социологии, искусствознанию и другим общественным и гуманитарным дисциплинам;
учебники для вузов по теории управления, маркетингу, менеджменту, организации производства;
учебная литература по экологии;
факультативные учебники для средней школы по предметам гуманитарного цикла;
вспомогательные учебные материалы в виде сборников документов, справочных пособий;
учебные пособия для учащихся среднеспециальных и профтехнических учебных заведений, ориентированные на самостоятельную работу учащихся;
учебно-методические издания;
программно-методические пособия и практикумы для учащихся техникумов и профтехучилищ;
спецкурсы по научным дисциплинам для вузов.
2. Научная литература (в том числе научно-техническая и научно-популярная), ориентированная на реализацию важнейших государственных программ:
литература, посвященная охране жизни человека и природы, по следующим проблемам:
разрушение окружающей среды современной техносферой;
техногенные аварии и катастрофы;
наиболее опасные с точки зрения экологического риска производства (химические, нефтехимические, биохимические технологии, нефте- и газоперерабатывающие отрасли, атомная энергетика, транспорт);
литература по проблемам безопасности и ликвидации последствий аварий;
издания, посвященные охране здоровья человека, по следующим проблемам:
заболевания (инфекционные, онкологические, сердечно-сосудистые, психические, СПИД и т. д.);
исследования и лечение человека;
деполитизированные издания по следующим проблемам:
история экономики;
теория экономики;
экономические прогнозы;
деидеологизированные издания по следующим проблемам:
философские науки;
методология науки;
государство и право;
исторические науки;
филологические науки;
педагогика;
обществоведение;
издания, посвященные фундаментальным исследованиям в области точных, естественных наук и новейших технологий (монографии);
издания, посвященные прикладным исследованиям в области науки и исследовательской практики (сборники научных трудов, сборники научных статей);
издания научных докладов;
сборники тезисов научных докладов;
издания научных отчетов;
сборники научных рефератов.
3. Воспитательная, познавательная и информационно-справочная литература для детей, подростков и юношества:
издания русской и зарубежной классики, изучаемой по программам учебных заведений;
издания для самых маленьких воспитательного и познавательного характера;