За счет повышения оперативности передачи информации может быть существенно повышена конспиративность подготовки и проведения, как следствие и эффективность, операций по задержанию преступных групп и других крупных оперативно-следственных мероприятий. Информация в полном объеме может передаваться в дежурные части непосредственно перед проведением мероприятия, причем в гораздо больших объемах и корректироваться в ходе операции.
2.2. Прием и регистрация заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях
В дежурные части ОВД поступают письменные и устные заявления, а также иная информация в виде телеграфных, телефонных, факсимильных, радио сообщений, либо сигналов о срабатывании сигнализации.
Для автоматизации приема заявлений от граждан в дежурных частях ГУВД г.Москвы необходимо разработать средства автоматизированного формализованного составления необходимых документов (карточки происшествий).
В службе "02" необходимо создание автоматизированного рабочего места (АРМ) по приему сообщений.
Поскольку в настоящее время отсутствует техническая возможность организации службы "02" в округах города Москвы, предполагается оснастить средствами автоматизации существующую службу в ГУВД г.Москвы. За счет подключения этой службы к единой вычислительной сети необходимо организовать автоматическую рассылку "карточек происшествий" непосредственно в органы реагирования и контроля.
Для этого, в дополнение к существующей системе "02", необходимо создать электронный классификатор зон территориальности и подследственности. С помощью этого классификатора информация о происшествиях и преступлениях должна автоматически рассылаться в органы реагирования, взаимодействия и контроля.
2.3. Организация раскрытия преступлений по "горячим следам"
Успешность проводимых мероприятий по оперативному раскрытию преступлений целиком и полностью зависит от оперативности передачи информации.
Использование в этих целях единого информационного пространства позволит существенно повысить оперативность оповещения всех ответственных лиц, и передачи необходимой оперативной информации.
В совокупности с "электронными" оперативными картами можно ожидать более оперативного и точного планирования операций.
2.4. Разбирательство с правонарушителями, доставленными в дежурную часть
Для решения данной задачи необходимо создать АРМ для составления протокола. При этом наибольшее время занимают действия по установлению личности доставленного. В этих целях необходимо организовать возможность доступа по единой коммуникационной сети к базам данных Центрального Адресного Бюро (ЦАБ) и базам данных зонального информационного центра (ЗИЦ) расположенным на больших HOST-ЭВМ.
Использование Коммуникационной сети позволит в автоматизированном виде по формализованным признакам обеспечить рассылку необходимой информации по зонам ответственности и подчиненности.
2.5. Водворение (освобождение) в ИВС лиц
В перспективе предполагается организация автоматизированного учета помещенных в ИВС лиц.
2.6. Подготовка служебных нарядов и контроль за их работой
Для автоматизации подготовки служебных нарядов необходимо разработать АРМ "Книга постовых ведомостей", на который возложить машинный учет личного состава с разбивкой его по сменам.
Автоматизация контроля за работой служебных нарядов предполагает создание целого комплекса технических средств. В первую очередь автоматизированный контроль за выходом сотрудников на связь и сигнализации о потерях связи.
Наиболее перспективной, с точки зрения оперативного руководства и контроля несения службы нарядов милиции, является задача оперативного контроля местоположения подвижных патрульных групп, прежде всего автомобильных, в последствии и пеших. В этих целях необходимо создать систему определения координат патрульных групп с автоматическим нанесением на "электронную карту" их местоположения и состояния, например, выполнение патрулирования, разбор происшествия, временное прерывание (например, обед).
В целях повышения оперативности и эффективности действий служебных нарядов, необходимо оснащение служебных нарядов средствами доступа к единой коммуникационной сети ГУВД г.Москвы. Это предполагает оснащение терминалами доступа, к сети стационарных и автомобильных патрульных нарядов, что позволит проводить первоначальное разбирательство с правонарушителями на месте без доставления их в дежурную часть.
2.7. Прием-передача служебной информации в подразделения
Использование единой коммуникационной сети позволит осуществлять передачу части информации в автоматическом и полуавтоматическом режимах с полным учетом документооборота дежурной части, осуществляемому по коммуникационной сети.
В целях обеспечения наиболее полного контроля за деятельностью дежурных частей необходимо создать средства документирования всех служебных телефонных и радиопереговоров должностных лиц дежурной части (запись диспетчерских переговоров).
собранная таким образом информация может использоваться при различного рода служебных расследованиях, разборе и анализе действий дежурной части в конкретных ситуациях, текущем контроле деятельности дежурной части.
2.8. Охрана здания органа внутренних дел и ИВС
В этих целях, на базе существующих и вновь создаваемых средств, необходимо создание единой интегрированной системы безопасности. Эта единая система должна позволять дублировать при необходимости все сигналы от охранных систем, поступающие на пульт охранной сигнализации дежурной части, на пульт вышестоящей или соседней дежурной части. Возможно дублирования должна предусматриваться как для сигналов от охранных датчиков так и от систем наружного видеонаблюдения (телекамер и датчиков контроля доступа). Необходимые технические средства для этого должны быть предусмотрены в единой коммуникационной сети.
2.9. Оповещение личного состава органа внутренних дел и руководителей органов власти и управлений
В этих целях, на базе существующих и эксплуатируемых, систем оповещения необходимо создать единую систему оповещения личного состава. Необходимая техническая база для создания в перспективе надежной системы оповещения, оснащение должностных лиц дежурных частей пейджинговыми устройствами связи.
Вторым необходимым элементом системы оповещения является создание автоматизированного учета кадров. Данная система необходима для получения оперативной информации о личном составе на любой момент времени: несение службы, отдых, отпуск, болезнь и т.д.
2.10. Реагирование на чрезвычайные ситуации
В настоящее время реагирование на различного рода чрезвычайные ситуации (ЧС) возлагается на штатный состав дежурных частей всех уровней. Однако, в современных условиях успешное реагирование на чрезвычайные ситуации социального и техногенного характера зависит от своевременного привлечения соответствующих специалистов и экспертов, штатного состава дежурной службы оказывается недостаточно. Для выдачи рекомендаций по оптимальному реагированию на возникающие ситуации привлекаемые специалисты должны обладать полной информацией о происходящих событиях.
В целях более эффективного реагирования на особо значимые ЧС необходимо в составе ДЧ ГУВД, а впоследствии и в составе ДЧ окружных подразделения ВД предусмотреть наличие дополнительных резервных средств связи, анализа и обработки информации. Должны быть предусмотрены необходимые помещения для экстренной организации работы специализированных групп аналитиков, экспертов, руководителей различных рангов - ситуационные центры.
Эти центры должны оснащаться дополнительными резервными средствами радио, телефонной и документальной электросвязи. Особое значение для таких центров имеет картографическое обеспечение с повышенными требованиями к актуализации электронных карт и возможности их вывода на твердый носитель (бумагу).
В перспективе предполагается оснащение ситуационных центров подвижными средствами для организации выездных оперативных штабов с необходимым набором средств связи, получения и обработки информации.
2.11. Резервный пункт управления
Необходимо предусмотреть обеспечение возможности развертывания резервного пункта управления (РПУ) на базе дежурной части одного их окружных УВД в чрезвычайных обстоятельствах, приводящих к нарушению сложившейся системы управления силами и средствами органов Внутренних дел (милиции) г.Москвы из Дежурной части Главка. РПУ должен включать в себя необходимый комплект технических средств и коммуникаций, позволяющих осуществять прием информации по линиям "02" (10 рабочих мест) от спец. узлов МГТС, дублировать основные средства проводной, специальной и радио связи ДЧ ГУВД, обеспечивать возможность работы с электронной картой города (нанесение оперативной обстановки, задействованных сил и средств и управления ими) и т.д.
3. Функционирование узлов системы автоматизации
Систему автоматизации службы ГУВД предполагается построить на базе трех основных автоматизированных рабочих мест:
- АРМ службы "02";
- АРМ оперативного дежурного;
- АРМ радиоцентра.
В дежурных частях органов внутренних дел (милиции) на различных уровнях управления необходимо предусмотреть наличие следующих категорий автоматизированных рабочих мест:
1. ГУВД
- АРМ начальника смены Дежурной части (1 комплект)
- АРМ помощника начальника Дежурной части - оперативного дежурного (1 комплект)
- АРМ старшего оперативного дежурного (2 комплекта)
- АРМ оперативного дежурного (6 комплектов)
- АРМ помощника оперативного дежурного по радиоцентру 6 комплекта)
- АРМ помощника оперативного дежурного по службе "02" (40 комплектов)