Приказ Минобороны РФ, Минтранса РФ и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51"Об утверждении Федеральных авиационных правил полетов в воздушном пространстве Российской Федерации" стр. 19

Приложение N 6
к Правилам (п. 213)

Порядок передачи сигнала и сообщения о бедствии

I. Передача сигнала бедствия

+------------------------------------+----------------------------------+
| Радиотелефоном | Радиотелеграфом |
+------------------------------------+----------------------------------+
|"Терплю бедствие" - 3 раза ("MAYDAY"|"SOS" (...---...) - 3 раза |
|при международных полетах) | |
+------------------------------------+----------------------------------+
|"Я" - 1 раз |Сочетание "ДЕ" - 1 раз |
+------------------------------------+----------------------------------+
|Позывной экипажа воздушного судна,|Позывной экипажа воздушного судна,|
|терпящего бедствие, - 3 раза |терпящего бедствие, - 3 раза |
+------------------------------------+----------------------------------+
Сигнал бедствия должен повторяться с короткими интервалами до тех пор, пока не будет получено подтверждение о его приеме. Если позволяют условия, то непосредственно за сигналом бедствия должно быть передано сообщение о бедствии.

II. Передача сообщения о бедствии

+-------------------------------------+---------------------------------+
| Радиотелефоном | Радиотелеграфом |
+-------------------------------------+---------------------------------+
| В первую очередь |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|"Терплю бедствие" - 3 раза ("MAYDAY"|"SOS" (...---...) - 3 раза |
|при международных полетах) | |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|"Я" - 1 раз |Сочетание "ДЕ" (...) - 1 раз; при|
| |международных полетах - "THIS IS"|
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Позывной экипажа воздушного судна,|Позывной экипажа воздушного|
|терпящего бедствие, - 3 раза |судна, терпящего бедствие, - 3|
| |раза |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Координаты места бедствия - 3 раза |Координаты места бедствия -|
| |3 раза |
+-------------------------------------+---------------------------------+
| Если позволяет обстановка |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Курс полета |Курс полета |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Скорость полета |Скорость полета |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Высота полета |Высота полета |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Характер бедствия и требующаяся|Характер бедствия и требующаяся|
|помощь |помощь |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Решение командира экипажа и другие|Решение командира экипажа и|
|сведения, которые будут|другие сведения, которые будут|
|способствовать поиску и спасанию |способствовать поиску и спасанию |
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Время московское (по Гринвичу при|Время московское (по Гринвичу при|
|международных полетах) |международных полетах) |
+-------------------------------------+---------------------------------+

III. Передача сообщения, если опасность миновала

+-----------------------------------+-----------------------------------+
| Радиотелефоном | Радиотелеграфом |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|Позывной экипажа воздушного судна,|Позывной экипажа воздушного судна,|
|терпящего бедствие - 2 раза |терпящего бедствие - 2 раза |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|Позывной радиостанции, с которой|Позывной радиостанции, с которой|
|ведется связь - 2 раза |ведется связь - 2 раза |
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|Слова "Опасность миновала" - 2 раза|Слова "Опасность миновала" - 2 раза|
+-----------------------------------+-----------------------------------+
|Слово "Прием" - 1 раз |Слово "Прием" - 1 раз |
+-----------------------------------+-----------------------------------+

IV. Передача сообщения после вынужденной посадки (приводнения)

При работе с аварийно-спасательными УКВ-радиостанциями экипаж воздушного судна, потерпевшего бедствие, должен сразу же после посадки включить радиостанцию в режим передачи с тональной посылкой (режим "Маяк") для обеспечения пеленгации спутниковой системой "Коспас-Сарсат". В этом режиме работать в течение 3-х часов, после чего перейти в режим приема.
При наличии у экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, автоматического радиомаяка типа "Комар", сразу же после приземления с парашютом работа его передатчика проверяется прослушиванием тональных посылок. В этом режиме работа передатчика продолжается в течение 3-х часов. После этого приемопередатчик извлечь из надувного баллона радиомаяка, установить антенну и включить в режим приема.
В дальнейшем в начале каждого часа первых суток после приземления производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на 3 минуты в режим приема, остальное время радиостанция должна находиться в режиме приема. В последующие сутки в начале каждого часа производится трехкратная передача сообщения о бедствии с переходом после каждой передачи на три минуты в режим приема, на остальное время радиостанция выключается.
Сообщение о бедствии, передаваемое после приземления, аналогично сообщению, которое передается в воздухе.
Приложение N 7
к Правилам (п. 253)

Перечень сигналов воздушного судна-перехватчика и воздушного судна-нарушителя

I. Сигналы-команды, подаваемые воздушным судном-перехватчиком, и сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя

+--------+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
| Серия |Сигналы-команды воздушного судна-перехватчика| Сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя |
|сигналов+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
| | Значение | Действия экипажа воздушного | Значение | Действия экипажа воздушного |
| | сигнала - | судна-перехватчика | сигнала - | судна-нарушителя |
| | команды | | ответа | |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
|Первая |Вы перехвачены.| Самолеты и вертолеты |Вас понял,| Самолеты |
| |Следуйте за|Днем - находясь немного выше|выполняю |Днем - покачивание с крыла на крыло и|
| |мной. |впереди и, как правило, слева| |следование за перехватывающим|
| | |от перехватываемого| |воздушным судном. |
| | |воздушного судна, покачивает| | Вертолеты |
| | |с крыла на крыло (создавая| |Днем - полет с выполнением поочередно|
| | |поочередно левый и правый| |левого и правого кренов, мигание|
| | |крены). После получения| |аэронавигационными огнями и|
| | |подтверждения принятия| |посадочными фарами с неравными|
| | |сигнала выполняет медленный| |интервалами и следование за|
| | |горизонтальный разворот, как| |перехватывающим воздушным судном. |
| | |правило, влево с занятием| | Самолеты |
| | |необходимого курса| |Ночью - те же действия, что и днем, и|
| | |следования | |дополнительно - мигание|
| | |Ночью - те же действия, что и| |аэронавигационными огнями и|
| | |днем, и дополнительно мигание| |посадочными фарами с неравными|
| | |аэронавигационными огнями и| |интервалами. |
| | |посадочными фарами с| | Вертолеты |
| | |неравными интервалами | |Ночью - полет с выполнением|
| | | | |поочередно левого и правого кренов,|
| | | | |мигание аэронавигационными огнями и|
| | | | |посадочными фарами с неравными|
| | | | |интервалами и следование за|
| | | | |перехватывающим воздушным судном. |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
Примечания к первой серии сигналов:
1. В зависимости от метеорологических условий или препятствий на местности перехватывающее воздушное судно может занять положение немного выше впереди справа от перехватываемого воздушного судна с последующим разворотом вправо и занятием необходимого курса следования.
2. Если перехватываемое воздушное судно не успевает следовать за перехватываемым воздушным судном, то он выполняет ряд маневров по схеме "Двумя разворотами на 180°", покачивая с крыла на крыло (создавая поочередно левый и правый крен) каждый раз, когда пролетает мимо перехватываемого воздушного судна.
+--------+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
| Серия |Сигналы-команды воздушного судна-перехватчика| Сигналы-ответы воздушного судна-нарушителя |
|сигналов+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
| | Значение | Действия экипажа воздушного | Значение | Действия экипажа воздушного |
| | сигнала | судна-перехватчика | сигнала | судна-нарушителя |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
|Вторая |Ваш путь| Самолеты и вертолеты |Вас понял,| Самолеты |
| |свободен. |Днем и ночью - энергичный|выполняю |Днем и ночью - покачивание с крыла на|
| |Можете |маневр ухода от| |крыло. |
| |выполнять полет|перехватываемого воздушного| | Вертолеты |
| |по плану. |судна, включающий разворот на| |Днем и ночью - полет с поочередным|
| | |90° и более, с набором высоты| |выполнением левого и правого кренов. |
| | |без пересечения курса| | |
| | |следования перехватываемого| | |
| | |воздушного судна | | |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
|Третья |Производите | Самолеты и вертолеты |Вас понял,| Самолеты |
| |посадку на этом|Днем - полет по кругу над|выполняю |Днем - выпуск шасси, следование за|
| |аэродроме |аэродромом, выпуск шасси и| |перехватчиком и, если после пролета|
| | |пролет над ВПП в направлении| |над ВПП посадка представляется|
| | |посадки или, если| |безопасной, заход на посадку и|
| | |перехватываемым воздушным| |выполнение посадки. |
| | |судном является вертолет,| | Вертолеты |
| | |пролет над аэродромом| |Днем - следование за перехватчиком и|
| | |(вертолетной посадочной| |выполнение посадки с включением и|
| | |площадкой) | |непрерывным горением посадочных фар. |
| | |Ночью - те же действия, что и| | Самолеты |
| | |днем, и дополнительно -| |Ночью - те же действия, что и днем, и|
| | |включение и непрерывное| |дополнительно - включение и|
| | |горение посадочных фар | |непрерывное горение посадочных фар. |
| | | | | Вертолеты |
| | | | |Ночью - следование за перехватчиком и|
| | | | |выполнение посадки с включением и|
| | | | |непрерывным горением посадочных фар. |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+

II. Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика и сигналы-команды воздушного судна-нарушителя

+--------+---------------------------------------------+----------------------------------------------------+
| Серия |Сигналы-ответы воздушного судна-перехватчика | Сигналы-команды воздушного судна-нарушителя |
|сигналов+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
| | Значение | Действия экипажа воздушного | Значение | Действия экипажа воздушного |
| | сигнала | судна-перехватчика | сигнала | судна-нарушителя |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
|Четвер- |Указанный Вами| Самолеты |Вас понял,| Самолеты |
|тая |аэродром не|Днем - уборка шасси при|следуйте за|Днем и ночью - уборка шасси и подача|
| |соответствует |пролете над ВПП на высоте не|мной |сигналов первой серии для перехватчика|
| |типу воздушного|ниже 300 м, но не выше 600 м| |(если требуется, чтобы перехватываемое|
| |судна, не|над уровнем аэродрома и| |воздушное судно следовало за|
| |пригоден для|продолжение полета по кругу| |перехватчиком на запасной аэродром). |
| |посадки. |над аэродромом | | |
| | |Ночью - мигание посадочными| | |
| | |фарами при пролете над ВПП на| | |
| | |высоте не ниже 300 м, но не| | |
| | |выше 600 м над уровнем| | |
| | |аэродрома и продолжение| | |
| | |полета по кругу над аэродром.| | |
| | |Если нет возможности| | |
| | |применить мигание посадочными| | |
| | |фарами, производить мигание| | |
| | |любыми имеющимися огнями | | |
| | | Вертолеты | | Вертолеты |
| | |Днем - полет над аэродромом| |Днем и ночью - подают сигналы первой|
| | |(вертолетной посадочной| |серии для перехватчика (если|
| | |площадкой) на высоте не ниже| |требуется, чтобы перехватываемое|
| | |50 м, но не выше 100 м над| |воздушное судно следовало за|
| | |уровнем аэродрома| |перехватчиком на запасной аэродром или|
| | |(вертолетной посадочной| |вертолетную посадочную площадку). |
| | |площадкой) и продолжение| | |
| | |полета по кругу | | |
| | |Ночью - мигание посадочными| | |
| | |фарами и аэронавигационными| | |
| | |огнями при пролете над| | |
| | |аэродромом (вертолетной| | |
| | |посадочной площадкой) на| | |
| | |высоте не ниже 50 м, но не| | |
| | |выше 100 м над уровнем| | |
| | |аэродрома (вертолетной| | |
| | |посадочной площадкой) и| | |
| | |продолжение полета по кругу | | |
| | | |Вас понял,| Самолеты и вертолеты |
| | | |следуйте |Днем и ночью - подают сигналы второй|
| | | |своим курсом.|серии для перехватывающего воздушного|
| | | | |судна (если принято решение прекратить|
| | | | |действия по перехвату). |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
|Пятая |Не могу| Самолеты и вертолеты |Вас понял | Самолеты и вертолеты |
| |выполнить Вашу|Днем и ночью - регулярное| |Днем и ночью - подают сигналы второй|
| |команду. |включение и выключение всех| |серии для перехватывающего воздушного|
| | |бортовых огней, но с таким| |судна. |
| | |расчетом, чтобы отличить их| | |
| | |от проблесковых огней | | |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+
|Шестая |Нахожусь в| Самолеты и вертолеты |Вас понял | Самолеты и вертолеты |
| |состоянии |Днем и ночью - мигание всеми| |Днем и ночью - подают сигналы второй|
| |бедствия |бортовыми огнями через| |серии для перехватывающего воздушного|
| | |неравные промежутки времени | |судна. |
+--------+---------------+-----------------------------+-------------+--------------------------------------+