4.6. Запрещается размещение помещения для одного класса на разных этажах (кроме туалетов для третьих-четвертых классов).
5. Требования к оборудованию помещений
5.1. Учебные помещения (классы) оборудуются ученическими столами и стульями в соответствии с ГОСТами 11015-93 "Столы ученические" и 11016-93 "Стулья ученические".
5.2. В каждом классе должны быть столы и стулья двух-трех номеров, соответствующих росту учащихся (таблица 1).
5.3. Все столы и стулья должны иметь цветовую маркировку. Маркировка старой мебели, изготовленной по ранее действующим ГОСТам 11015-77 и 11016-77 (таблица 2), должна быть изменена в соответствии с действующей по новым ГОСТам (таблица 1).
5.4. Использование вместо ученических стульев табуреток, скамеек и стульев другого назначения запрещается.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам "Столы ученические" и "Стулья ученические"
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 | Группа роста (в мм) | Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) | Цвет маркировки | Высота над полом переднего края сидения по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 | 1000-1150 | 460 | оранжевый | 260 |
2 | 1150-1300 | 520 | фиолетовый | 300 |
3 | 1300-1450 | 580 | желтый | 340 |
4 | 1450-1600 | 640 | красный | 380 |
5 | 1600-750 | 700 | зеленый | 420 |
6 | Свыше 1750 | 760 | голубой | 460 |
Таблица 2
Группы мебели по ГОСТам 11015-77, 11016-77 | Группа роста в см | Цвет маркировки |
А | до 130 | желтый |
Б | 130-145 | красный |
В | 145-160 | голубой |
5.5. При оборудовании учебных помещений должны соблюдаться следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
- между рядами двухместных столов - не менее 60;
- между рядом столов и наружной продольной стеной - не менее 50-70;
- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены - не менее 50-70;
- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, - не менее 70; от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;
- наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски - 860;
- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передним столом) должен быть не менее 35 градусов для учащихся II-III ступени школы и не менее 45 градусов для школьников 6-7 лет.
5.6. При расстановке мебели необходимо столы меньших размеров ставить ближе к доске.
5.7. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их номера, ставятся первыми, причем ученики с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон.
Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.
5.8. Не менее двух раз в год дети, сидящие в крайних рядах, меняются местами, при этом соблюдается соответствие номера мебели росту учащихся.
5.9. Настенные классные доски (ГОСТ 200644-86 "Доски классные") располагаются над полом на высоте 80-90 см (нижний край).
Рекомендуемый цвет досок - темно-зеленый, темно-коричневый. Вдоль нижнего края доски должен быть лоток для меловой пыли.
5.10. Санитарно-техническое оборудование приспосабливается к росту детей младшего школьного возраста: умывальные раковины устанавливаются на высоте 0,6 м от пола, краны на высоте 0,2 м над верхним краном раковины.
Расстояние между кранами раковин должно быть не меньше 0,5 м. Уборные оборудуются детскими унитазами.
6. Требования к соблюдению воздушно-теплового режима
6.1. Температура воздуха в помещениях для детей должна быть в соответствии с приведенной в таблице 3.
Таблица 3
Температура воздуха в помещениях
Помещения | Температура воздуха в °С |
Классная комната | 18-20 |
Игровая | 17-19 |
Физкультурный зал | 16-18 |
Спальня | 18-20 |
Уборная | 17-21 |
Гардероб | 16-19 |
Рекреация | 16-18 |
6.2. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.
6.3. Классы проветриваются во время перемен, рекреационные помещения - во время уроков.
6.4. Сквозное или угловое проветривание проводится в отсутствие детей (до начала и после окончания занятий, во время прогулок детей, а также перемен).
6.5. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями (таблица 4).
Таблица 4
Длительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха
Наружная температура в градусах Цельсия | Длительность проветривания помещений (мин) | |
в малые перемены | в большие перемены и между сменами | |
от +10 до +6 | 4-10 | 25-35 |
от +5 до 0 | 3-7 | 20-30 |
от 0 до -5 | 2-5 | 15-25 |
от -5 до -10 | 1-3 | 10-15 |
ниже -10 | 1-1,5 | 5-10 |
Во время перемен для проветривания обязательно освобождение классного помещения.
В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых форточках или фрамугах.
7. Требования к естественному и искусственному освещению
7.1. Наилучшими видами естественного освещения в учебных помещениям являются боковое левостороннее или ленточное с применением солнцезащитных штор.
Направление основного светового потока справа, спереди и сзади от учащихся недопустим.
7.2. Светопроемы учебных помещений должны быть оборудованы: регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
Запрещается применять шторы из синтетических пленок.
7.3. Искусственное освещение учебных помещений обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания.
Уровень освещенности в классных комнатах на поверхности столов при освещении люминесцентными лампами должен быть не менее 300 лк, лампами накаливания 150 лк.
Так как в дошкольных группах предусмотрена освещенность 200 или 100 лк (в зависимости от вида освещения), в помещениях, отводимых под классные комнаты, необходимо переоборудование искусственного освещения.