Методические рекомендации по проведению экспертизы технико - экономических обоснований (проектов) на строительство предприятий, зданий и сооружений производственного назначения МДС 11-4.99 (утв. Главгосэкспертизой РФ 15 января 1997 г.) стр. 13

- сведения по обезвреживанию и ликвидации неутилизируемых отходов, включая оценку возможного воздействия на окружающую среду в зависимости от способа обезвреживания и ликвидации (данные о возможности образования экологически опасных веществ при хранении отходов, об их вымывании с атмосферными осадками, паводками, фильтрациями через грунт, поступления в воздух);
- необходимость захоронения (складирования) отходов на специально предназначенных для этого объектах (полигонах для твердых и бытовых отходов, отвалах и накопителях промышленных отходов - хвостохранилищах, шламохранилищах);
- обоснование технических решений по сокращению объемов расходов, а также внедрению безотходных и малоотходных технологических процессов, обеспечивающих комплексное использование природных ресурсов.
2.8.12. Подраздел "Социальная среда и последствия намечаемой деятельности".
При рассмотрении и анализе проектных материалов проверяется следующее:
- санитарно - гигиеническая обстановка в районе строительства (реконструкции, расширения объекта);
- источники, оказывающие отрицательное влияние на здоровье работающих и окружающего населения;
- наличие материалов по оценке прогнозных изменений социально - экономических условий жизни населения, комфортности проживания при реализации намечаемой деятельности;
- наличие оценки экологических последствий эксплуатации объекта (при нормальном режиме и авариях) для жизни и здоровья населения (увеличение смертности населения, изменение продолжительности жизни, наличие специфических заболеваний, увеличение заболеваемости детей и взрослых и т.д.);
- наличие мероприятий по обеспечению экологической безопасности;
- наличие мероприятий по регулированию социальных отношений в процессе намечаемой хозяйственной деятельности, включая обязательства инвестора по улучшению социальных условий жизни населения.
2.8.13. Подраздел "Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС)".
При рассмотрении проектных материалов по указанному подразделу проверяется следующее:
- данные об оценке воздействия намечаемого вида хозяйственной деятельности на окружающую среду, определяющей характер и степень всех потенциальных видов влияния на природный территориальный комплекс строительства и эксплуатации проектируемого объекта, а также ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий.
2.8.14. Критерием оценки качества раздела "Охрана окружающей среды" является минимизация ущерба окружающей природной среды, наносимого при реализации намечаемой хозяйственной деятельности.
2.8.15. Общая экспертная оценка запроектированных природоохранных мероприятий формируется с учетом:
- потенциальной экологической опасности принятых проектных решений и возможных социальных и экономических последствий;
- соответствия проектных решений заданию на проектирование, основным направлениям охраны окружающей природной среды; законодательным актам и нормативным документам по охране условий жизни и здоровья населения и окружающей среды; требованиям и ограничениям, выданным до начала проектирования органами госнадзора и охраны природы, а также местными органами государственного управления.
На основе проведенного анализа и оценки проектных решений делается вывод о целесообразности осуществления строительства (расширения, реконструкции) с социально - экологических позиций и даются рекомендации экспертизы с учетом изложенных замечаний и предложений.
2.8.16. Перечень основных нормативных документов, которыми необходимо руководствоваться при рассмотрении раздела "Охрана окружающей среды", приведен в Приложении.

2.9. Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия до предупреждению чрезвычайных ситуаций *(6)

2.9.1. Государственная экспертиза проектов строительства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций *(7) и при воздействии современных средств поражения осуществляется на основании действующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации и проводится по всем проектам строительства объектов производственного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях, независимо от источников финансирования, видов собственности и принадлежности объекта.
При проведении государственной экспертизы проектных решений в области защиты населения и территорий следует руководствоваться следующими положениями:
- разработка проекта строительства должна осуществляться на основании задания на проектирование, согласованного с соответствующим территориальным органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- раздел проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций" оформляется в систематизированном виде, в отдельном томе (книге), с необходимыми обоснованиями, описаниями и чертежами;
- термины и определения, применяемые при разработке раздела проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций", должны соответствовать Государственному стандарту Российской Федерации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий" (ГОСТ Р 22.0.02-94);
- глубина проработки проектных решений должна соответствовать стадийности (этапу) инвестиционного проекта.
2.9.2. На экспертизу должна представляться полностью укомплектованная проектная документация в следующем составе:
- задание на проектирование, согласованное с территориальным органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- общая пояснительная записка строительства;
- раздел проекта "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций".
При необходимости представляются и рассматриваются другие разделы проекта, связанные с вопросами обеспечения безопасности, защиты населения и работающего персонала, а также предотвращения чрезвычайных ситуаций.
Для проектов потенциально опасных объектов *(8) производственного назначения дополнительно представляется "Декларация безопасности", разрабатываемая в соответствии с Приказом МЧС России и Госгортехнадзора России от 4 апреля 1996 г. N 222/59.
Экспертная оценка проектных решений проводится по следующим направлениям:
- оценка инженерно - технических мероприятий гражданской обороны по защите населения и работающего персонала от воздействия современных средств поражения вероятного противника, разработанных в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90 "Инженерно - технические мероприятия гражданской обороны", СНиП II-11-77* "Защитные сооружения гражданской обороны" и исходными данными территориального органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям;
- оценка мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, созданию условий безопасности для населения и работающего персонала при авариях и катастрофах на проектируемых объектах и прилегающей территории.
2.9.3. Содержание и объем проектных материалов инженерно - технических мероприятий гражданской обороны, представляемых на экспертизу, должны формироваться в зависимости от группы города и категории объекта по гражданской обороне, исходя из расчетных воздействий современных средств поражения вероятного противника, а также соответствующих им инженерных решений по защите и жизнеобеспечению населения и работающего персонала в условиях военного времени.
В ходе экспертизы проверяются:
- правильность отнесения проектируемого объекта и населенного пункта, в котором он располагается, к соответствующей категории по гражданской обороне и исходя из этого состав инженерно - технических мероприятий гражданской обороны;
- правильность определения и нанесения на ситуационном плане и генплане объекта зон возможных разрушений от воздействия средств поражения вероятного противника;
- обоснование выбора технических решений сетей водо-, газо- и электроснабжения и транспорта, обеспечение надежности их работы в условиях военного времени;
- наличие и качество проектных решений по созданию систем связи, сигнализации и управления гражданской обороной проектируемого объекта;
- условия обеспечения проезда аварийно - спасательных и пожарных команд;
- наличие и пропускная способность путей эвакуации, транспортные возможности объекта по выполнению эвакуационных мероприятий;
- наличие и обоснованность схемы размещения защитных сооружений на территории объекта;
- противопожарные мероприятия в условиях применения средств поражения;
- устройство пунктов санитарной обработки.
При экспертизе проектных решений защитных сооружений гражданской обороны проверяются также:
- правильность выбора места размещения, типов и классов защитных сооружений, в том числе запасных пунктов управления (ЗПУ), в соответствии с требованиями СНиП 2.01.51-90, СНиП II-11-77*, Рекомендациями по проектированию запасных пунктов управления;
- обоснованность принятых решений по ограждающим и защитным конструкциям, вводом инженерных коммуникаций, гидроизоляции сооружений (в сухих или водонасыщенных грунтах), обеспечению общей герметизации сооружений;