3.1.2. Инженерам, авиатехникам и авиамеханикам в соответствии с их специальностями оформляют допуск для выполнения:
- работ по регламентам оперативного, периодического ТО;
- работ по отдельным системам, комплексам, зонам ВС, видам АиРЭО, лабораторных проверок и ремонта АиРЭО;
- запуска и опробования двигателей;
- буксировки воздушных судов;
- технического обслуживания ВС на временных аэродромах;
- отдельных ремонтных работ;
- стропальных работ;
- других постоянных и разовых работ, определяемых авиапредприятием.
3.1.3. Допуск к работам на AT оформляют:
- инженерам:
а) к периодическому ТО не более четырех типов ВС, из них - не более двух типов судов 1 класса (классы ВС даны в приложении 1.1);
б) к оперативному ТО не более шести типов ВС, из них - не более трех типов судов 1 класса;
- авиатехникам:
а) к периодическому ТО не более трех типов ВС, из них - не более двух типов судов 1 класса;
б) к оперативному ТО не более пяти типов ВС, из них - не более трех типов судов 1 класса;
Для ИТП, выполняющего оперативное ТО только транзитных ВС, количество типов ВС, к работе на которых оформляется допуск - не должно превышать восемь единиц.
3.1.4. Для ИТП устанавливается 2 вида допусков:
- к самостоятельному ТО, дающий право выполнения работ по обслуживанию AT и подписи производственно-технической документации. Его оформляют инженерам и авиатехникам по эксплуатации ЛАиД и АиРЭО на все классы ВС, авиамеханикам не ниже 4 разряда для ТО воздушных судов 4 класса, авиамеханикам по ТО бытового оборудования ВС всех классов;
- к техническому обслуживанию, разрешающий выполнение работ на AT без права подписи производственно-технической документации, под руководством лиц, допущенным к самостоятельному ТО, которые обязаны в таких случаях подписывать указанную документацию. Его оформляют авиатехникам до получения ими права на самостоятельное ТО и авиамеханикам.
3.1.5. Все виды допусков для выполнения работ на AT инженерам, авиатехникам и авиамеханикам оформляют приказом руководителя авиапредприятия (АТБ) при наличии документов, подтверждающих успешное завершение ими программ обучения и стажировки, утвержденных ГОУВТ для ВС данного типа, имеющих удостоверение по охране труда установленного образца на соответствующие оформляемому допуску к ТО виды работ и операций.
3.1.6. Авиаспециалисту, получившему допуск к самостоятельному ТО, выдается свидетельство (сертификат, лицензия) установленного образца. Авиаспециалисту, получившему допуск к ТО, выдается справка произвольной формы, в которой указываются работы, к выполнению которых авиаспециалист допущен.
3.1.7. Право и допуск к выдаче разрешения на вылет ВС предоставляется инженерам и авиатехникам после соответствующей подготовки и оформления приказом авиапредприятия.
3.1.8. Изменения специализации персонала АТБ, не выходящие в каждом конкретном случае за пределы индивидуального допуска к самостоятельному ТО, осуществляются в порядке, определяемом авиапредприятием.
3.1.9. Допуск специалистов к обслуживанию AT при совмещении профессий или должностей, по которым разрешено совмещение, оформляют приказом авиапредприятия после обучения по утвержденной авиапредприятием программе, проверки знаний и умения выполнять функции по совмещаемой профессии (должности). Порядок подготовки таких специалистов устанавливает авиапредприятие.
3.1.10. При переходе специалиста в другое авиапредприятие подтверждение допуска, который он имеет, необязательно, если перерыв в работе по профилю, определяемому допуском, не превышает года. Необходимость подтверждения допуска или проверки знаний в этом случае и соответствующие процедуры тестирования определяются авиапредприятием.
3.1.11. При перерыве в работе специалиста на данном типе ВС или его системе, в специализированной бригаде и на определенных видах работ более года, допуск к самостоятельному ТО теряет силу. Допуск восстанавливают после самостоятельной подготовки специалиста, его стажировки по программе для ВС данного типа и освидетельствования на Местной Квалификационной Комиссии (МКК).
3.1.12. В типовом случае контроль и ответственность за наличие необходимых записей о допуске в свидетельствах, соответствие их выполняемым специалистами работам - возлагается на руководителя структурного подразделения, в котором специалист работает, если иное не определено документом авиапредприятия.
Плановая проверка свидетельств проводится не реже 1 раза в год при подготовке к эксплуатации AT в осенне-зимнем или весенне-летнем периодах. Результаты проверки оформляются в виде протокола.
3.1.13. Специалисты, допускаемые к метрологическим поверкам СИ, аттестации нестандартизованных средств измерения и экспертизе документации, применению средств, методик, технологий неразрушающего контроля, обязаны пройти специальную подготовку.
На право выполнения работ им выдается документ установленной формы.
3.2. Основные правила технической эксплуатации воздушных судов
3.2.1. При технической эксплуатации ВС необходимо:
- соблюдать эксплуатационные ограничения, установленные нормативными документами для ВС, двигателей и комплектующих изделий, в том числе - по режимам работы AT в полете и на земле;
- своевременно, в полном объеме и правильно выполнять работы при ТО и хранении;
- применять при ТО средства контроля и наземного обслуживания, приспособления и маркированный инструмент, предусмотренные ЭД, прошедшие метрологические поверки (испытания);
- использовать ГСМ, спецжидкости, газы, расходные материалы, предусмотренные к применению на ВС данного типа;
- соблюдать правила контровки разъемных соединений, предохраняющей детали от самопроизвольного открытия, отворачивания и выпадания;
- предохранять ВС от повреждений при запуске и опробовании двигателей, демонтажно-монтажных работах, буксировке и загрузке (разгрузке), от столкновения с препятствиями;
- использовать для взлета и посадки, руления и стоянки ВС только предназначенные и пригодные для этих целей искусственные и грунтовые полосы, дорожки, площадки;
- содержать в исправном состоянии и готовности к использованию по назначению комплекты аварийно-спасательного оборудования (АСО), осуществлять ТО бортового АСО и имущества ВС в соответствии с требованиями типовой ЭД, документов ГОУВТ и авиапредприятия;
- не допускать изменения положения ВС на стоянке и выключения электропитания с момента включения инерциальной системы до перевода ее в рабочий режим;
- предохранять ВС от разрушительного воздействия среды (снега, льда, воды, пыли и др.).
3.2.2. По окончании работ на ВС исполнители обязаны тщательно проверять, не остались ли на месте выполнения задания (в отсеках, люках, воздухозаборных устройствах, кабинах) детали, инструмент, другие посторонние предметы.
3.2.3. При техническом обслуживании ВС конкретного типа допускается использовать только исправные, отвечающие требованиям соответствующей ЭД, спецмашины, источники энергии, грузоподъемные механизмы, подогреватели, другие СНО общего применения. Порядок подтверждения исправности указанных средств определяется авиапредприятием.
3.2.4. Инженерно-технический персонал обязан (соответственно установленному авиапредприятием распределению служебных функций и компетенции) контролировать использование СНО общего применения, задействованных для технического обслуживания AT, не допускать к ТО воздушных судов спецмашины, не укомплектованные штатными средствами заземления и пожаротушения, принимать оперативные меры по ликвидации возможных аварийных ситуаций, связанных с ненормальной работой средств наземного обслуживания.
3.2.5. При стоянке ВС продолжительностью более 2 ч (если иное не указано в ЭД конкретного типа ВС), а при дожде, снегопаде, метели, тумане, пыльной буре - независимо от продолжительности стоянки, на заборники воздуха, приемники систем полного и статического давления, другие системы ВС необходимо устанавливать предусмотренные ЭД защитные устройства.
Указанные защитные устройства должны быть окрашены в красный цвет и иметь красные мягкие вымпелы (в целях предотвращения вылета ВС с установленными защитными устройствами). На ВС, где места установки защитных устройств окрашены в красный (оранжевый) цвет, защитные устройства должны иметь черный цвет.
Защитные устройства, снимаемые с ВС на время полета и ТО, хранят в местах, обеспечивающих их сохранность и исправность.
3.2.6. Как особый случай, требующий санкции старших должностных лиц ИАС авиапредприятия, допускается перестановка изделий с одного ВС на другое. При этом должна применяться принятая в установленном порядке технология производства конкретных работ, обеспечиваться разработанная в деталях их организация, регистрация, информационное сопровождение и контроль.