4.13. В случае загородного размещения домов-интернатов площадь зоны проживания персонала следует принимать дополнительно к площади участка.
*4.14. Зону проживания персонала допускается размещать вблизи учреждения на обособленном участке с изолированным въездом. Расстояния между зданиями проживания персонала и зданиями проживания детей, а также изолятором и игровыми площадками должны быть не менее 50 м.
4.15. В зоне проживания персонала следует предусматривать площадки для отдыха, сушки белья, мусоросборников, а также спортивные площадки универсального назначения (для игр в волейбол, баскетбол, бадминтон) и столы для игры в настольный теннис из расчета - одна спортивная площадка и 2 стола на каждые 150 - 200 проживающих.
Примечание:
При организации поселка персонала нормативы его проектирования принимаются в соответствии с требованиями главы СНиП "Планировка и застройка городов, поселков и сельских населенных пунктов".
*4.16. Норма расхода воды при пожаротушении должна приниматься не менее 100 л/с при одновременном расходе воды на хозяйственно-питьевые нужды населения. Радиус обслуживания пожарных гидрантов не должен превышать 150 м. На стенах зданий и сооружений следует предусматривать установку светоуказателей пожарных гидрантов.
5. Требования к объемно-планировочным решениям
*5.1. В состав домов-интернатов входят следующие основные группы помещений:
- помещения проживания детей;
- помещения обслуживания (включающие помещения учебного, культурно-массового, медицинского, административно-бытового обслуживания, помещения профессиональной подготовки и социальной адаптации, помещения, обеспечивающие питание детей и персонала);
- изолятор;
- хозяйственные учреждения;
- помещения проживания персонала (при загородном размещении дома-интерната).
*5.2. Помещения проживания детей и помещения обслуживания следует размещать в отдельных корпусах или блоках, либо непосредственно примыкающих друг к другу, либо соединенных отапливаемыми переходами.
Группы "семейного" типа допускается размещать в отдельно стоящих коттеджах, рассчитанных на несколько "семей". Изолятор допускается располагать или в отдельном корпусе, или в изолированном блоке, примыкающем к корпусу помещений обслуживания, с отдельным входом. Хозяйственные сооружения (котельная, гараж, прачечная и др.), а также помещения проживания персонала должны располагаться в отдельных корпусах, размещаемых в специальных зонах с отдельным въездом.
Независимо от вместимости учреждения, помещения обслуживания, изолятор, хозяйственные сооружения предусматриваются общими для всего учреждения.
*5.3. Здания домов-интернатов следует проектировать не ниже II степени огнестойкости.
Отдельные блоки проживания детей, непосредственно примыкающие друг к другу, следует отделять противопожарными стенами I типа.
*5.4. Помещения проживания следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений трех основных типов:
1 - по типу дошкольных учреждений, когда раздевальная, групповая, спальня и туалетная образуют единый блок помещений;
2 - по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров);
3 - по квартирному типу, когда жилые помещения проектируются для группы детей, образующих "семью" (одновозрастную или разновозрастную).
Примечания:
1. Принципы проектирования жилых помещений для групп детей младшего школьного возраста могут приниматься, как по типу I.
2. Группы необучаемых детей проектируются по типу I, при этом групповая и раздевальная комнаты в составе помещений не предусматриваются.
5.5. Численность детей в группах различных типов определяется в соответствии с таблицей 5.1. Жилые помещения могут образовывать секции или отделения на 2 - 4 и более групп в зависимости от возраста и тяжести заболевания.
*5.6. В помещении каждой жилой группы для дошкольников должен быть предусмотрен самостоятельный вход; в двухэтажном здании допускается предусматривать общий вход для двух групп детей старшего ясельного и четырех групп детей дошкольного или младшего школьного возраста при расположении их на разных этажах или на втором этаже.
Входы в помещения жилых групп для детей школьного возраста могут быть предусмотрены через лестничные клетки, ведущие непосредственно в группы, или через общий вестибюль.
Таблица 5.1
Основные принципы проектирования жилых помещений детских групп с учетом организации учебного процесса и питания
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
|Принципы |Численность|Планировка |Организация |Организация |Типы учреждений|
|проектирования|группы, |спальных |учебного |питания |или отделений, |
|жилых |чел. |комнат |процесса | |для которых |
|помещений | | | | |рекомендуются |
| | | | | |данные принципы|
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
|По типу | 6-8 |Спальная |Обучение |Питание |В детских домах|
|детского сада | |комната, единая |производится в |происходит в |для умственно |
| | |для всей группы |групповой комнате|групповой |отсталых детей |
| | | | |комнате |и детей с |
| | | | | |недостатками |
| | | | | |физического |
| | | | | |развития, |
| | | | | |а также в |
| | | | | |дошкольных |
| | | | | |отделениях для |
| | | | | |обучаемых детей|
| | | | | |домов-интерна- |
| | | | | |тов |
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
|По типу | 8-12 |Спальни на |Повседневное |Питание детей |Во всех типах |
|коридорной | |3-4 чел. |обучение детей |происходит в |домов-интерна- |
|системы | | |происходит в |столовых, |тов |
| | | |классах - |предусматри- |для обучаемых |
| | | |игровых; |ваемых общими |детей школьного|
| | | |специальное |или на |возраста |
| | | |обучение |учреждение, | |
| | | |происходит в |или на каждые | |
| | | |мастерских, |2-4 группы | |
| | | |кабинетах | | |
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
|По типу жилой | 5-8 |Спальни на |В одновозрастных |Питание |Во всех типах |
|квартиры | |2-3 чел. |"семьях" |происходит в |домов-интерна- |
| | | |повседневное |общей комнате |тов для |
| | | |обучение |"семейной" |обучаемых |
| | | |происходит в |квартиры. |детей |
| | | |учебных комнатах,|Допускается | |
| | | |специальное |организация | |
| | | |обучение |питания, когда| |
| | | |происходит |частично оно | |
| | | |в мастерских, |обеспечивается| |
| | | |кабинетах; |в общей | |
| | | |в разновозрастных|столовой | |
| | | |"семьях" - |(завтрак или | |
| | | |в школьных |обед), а | |
| | | |помещениях, |частично - в | |
| | | |размещаемых |общей комнате | |
| | | |в едином блоке |"семейного" | |
| | | | |блока (ужин | |
| | | | |или обед) | |
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
+--------------+-----------+----------------+-----------------+--------------+---------------+
В целях противопожарной безопасности из каждой жилой группы должно быть предусмотрено не менее двух эвакуационных выходов. В зданиях не выше трех этажей второй эвакуационный выход может быть предусмотрен через наружную лестницу (или пандус).
5.7. Входы в помещения жилых групп всех типов, в том числе и "семейных", должны организовываться через раздевальные.
В случае, если входы в группы жилых помещений предусматриваются через общий вестибюль, раздевальные должны быть предусмотрены при нем. Они располагаются в открытых помещениях, выделенных оборудованием. Допускается предусматривать общие раздевальные на 2 - 4 группы.
В составе оборудования раздевальных необходимо предусматривать сушильные шкафы для одежды и обуви детей с подогревом и вытяжкой, а также секционные шкафы для хранения детской одежды и обуви.
5.8. Наружные входы в помещения жилых групп детей-дошкольников проектируются в соответствии с нормативными требованиями к дошкольным учреждениям (по пособию к нормам "Общественные здания и сооружения").
5.9. Санитарные узлы в жилых группах, проектируемых по принципу детского сада, размещаются в туалетной комнате, смежной с групповой.
Санитарные узлы в жилых группах при коридорной системе могут предусматриваться или при каждой спальной комнате, или общими в коридоре. Выбор варианта определяется заданием на проектирование.
В группах, комплектуемых по "семейному" принципу, санитарные узлы предусматриваются общими на квартиру. Размещение, состав помещений и санитарного оборудования санитарных узлов в различных типах жилых помещений следует принимать в соответствии с таблицей 5.2.
Таблица 5.2
Размещение санитарных узлов, состав помещений и оборудования
+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+
|N |Тип помещений проживания|Вместимость|Расположение санитарного |Тип санитарного |Состав санитарного|
| | | |узла |узла |оборудования |
+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+
| 1.|Жилая группа помещений |6-8 |Располагаются в составе |Общая туалетная |Один унитаз, один |
| |по типу детского сада | |помещений групповой |1. Для детей |слив для мойки |
| | | |ячейки |ясельного |горшков, ванна для|
| | | | |возраста |мойки клеенок, два|
| | | | |до 1-1,5 лет |умывальника, одна |
| | | | | |детская ванна с |
| | | | | |душем. |
| | | | |2. Для |Два унитаза в |
| | | | |дошкольников |кабинках, |
| | | | |старше 1-1,5 лет|огороженных |
| | | | |и детей |экранами, один |
| | | | |младшего |душевой рожок с |
| | | | |школьного |поддоном, три |
| | | | |возраста |умывальника, две |
| | | | | |ногомойки |
+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+
| 2.|Жилая группа помещений |8-12 |1. Санитарные узлы для |1. Уборные для |На каждые 15-20 |
| |по типу коридорной | |мальчиков и девочек, |мальчиков и |мест: по два |
| |системы | |общие на 2-4 группы, |девочек |унитаза для |
| | | |располагаются в коридоре | |мальчиков и для |
| | | | | |девочек, писсуар |
| | | | | |в уборной для |
| | | | | |мальчиков. |
| | | | |2. Кабина личной|Умывальник, биде |
| | | | |гигиены для | |
| | | | |девочек | |
| | | | |3. Умывальные |По три |
| | | | |для мальчиков и |умывальника, по |
| | | | |девочек |две ногомойки |
| | | | |4. Душевые |2-3 душевые |
| | | | |кабины с |кабины по одному |
| | | | |раздевальными |рожку |
| | | |2. Санитарный узел |Совмещенный |Душ, унитаз, |
| | | |размещается при каждой |санитарный узел |умывальник |
| | | |спальне на 3-4 места | | |
+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+
| 3.|Жилая группа помещений |5-8 |Санитарные узлы в составе|1. Уборная с |Унитаз, |
| |по типу квартиры | |каждой квартиры |умывальником |умывальник |
| | | | |2. Туалетная |Унитаз, |
| | | | | |умывальник, душ |
| | | | | |или ванна |
+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+