+---+------------------------+-----------+-------------------------+----------------+------------------+
Примечания:
1. В групповых ячейках для необучаемых детей в состав санитарного оборудования туалетной входят унитаз, бидэ, слив, душ, два умывальника. Кроме того, в состав оборудования должны входить стеллаж для горшков и суден, ванна для дезобработки клеенок, сушилка для клеенок; все оборудование должно размещаться в общем помещении без кабин и экранов.
2. Все помещения санитарных узлов должны иметь в полу трапы для спуска воды.
3. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах следует предусмотреть сушилки.
4. Планировка и оборудование санитарных узлов (за исключением ясельных групп) должны предусматривать возможность пользования инвалидами-колясочниками.
5.10. Спальные комнаты следует проектировать в расчете на проживание одного из детей инвалида-колясочника (за исключением спальных для детей ясельного возраста до 1 - 1,5 лет).
5.11. Допускается принимать различные варианты организации питания: доставка пищи в бачках и термосах из кухни в жилые помещения детских групп или организация питания в общей столовой (см. табл.5.1.). Выбор варианта уточняется заданием на проектирование.
Для необучаемых детей питание организуется, как правило, в спальных комнатах.
*5.12. Повседневные учебные занятия детей школьного возраста должны, как правило, происходить в игровых, классах-игровых или учебных комнатах, предусматриваемых в составе помещений проживания (см. табл.5.3, 5.4); для детей разновозрастных - в блоке учебных помещений. Для этого предусматриваются: учебно-игровые комнаты из расчета 3,6 кв.м на 1 ребенка для дошкольников и младших школьников и классы из расчета 4,2 кв.м на 1 место для средних и старших школьников. При этом число мест в классах для умственно отсталых детей допускается предусматривать из расчета на одновременное размещение 50% обучаемых детей.
5.13. Площадь жилых помещений, проектируемых по типу дошкольных учреждений, следует принимать не менее указанный в табл.5.3, а проектируемых по типу коридорной системы или квартирному типу - табл.5.4.
Таблица 5.3
Площади помещений проживания, проектируемых по типу дошкольных учреждений
+-----+------------------------+----------------------------------------+
| NN |Наименование помещений |Площадь помещений 6 кв.м для детей |
|п.п | +--------------------+-------------------+
| | |до 1-1,5 лет |свыше 1-1,5 лет |
| | +----------+---------+----------+--------+
| | |на 1 место|всего |на 1 место|всего |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 1. |Раздевальная | - | 10-12 | - | 14-16 |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 2. |Групповая | 6 | - | 3,6 | - |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 3. |Спальная | 6 | - | 3,6 | - |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 4. |Туалетная | - | 12-14 | - | 16 |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 5. |Буфетная | - | 5-6 | - | 5-6 |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 6. |Кладовая | - | 6-8 | - | 6-8 |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 7. |Санитарный узел | - | 3 | - | 3 |
| |персонала | | | | |
| |с умывальником | | | | |
| |в шлюзе | | | | |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
| 8. |Комната хранения | - | 4 | - | 4 |
| |уборочного инвентаря | | | | |
+-----+------------------------+----------+---------+----------+--------+
+-----+------------------------+----------------------------------------+
Примечание.
В группах для необучаемых детей раздевальная и групповая не предусматриваются, а площадь спален принимается из расчета 6 - 8 кв.м на одного ребенка.
Таблица 5.4
Площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы или квартиры
+----+----------------------+-------------------------------------------+-------------------------+
|NN |Наименование помещений|Площадь помещений, кв.м | Примечания |
|п.п.| +----------------------+--------------------+ |
| | |при коридорной системе|в семейных квартирах| |
| | +----------+-----------+----------+---------+ |
| | |на 1 место|всего |на 1 место|всего | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 1. |Спальные комнаты | 6 | - | - | - | |
| |на 3-4 места | | | | | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 2. |Спальные комнаты | - | - | 6-7 | - | |
| |на 2-4 места | | | | | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 3. |Класс - игровая | 4,2 | - | - | - | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 4. |Учебная комната, | - | - | 4,2 | - | |
| |комната приготовления | | | | | |
| |уроков | | | | | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 5. |Инвентарная | - | 6-8 | - | 6-8 | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 6. |Общая комната, | - | - | - | 25 |Предусмотреть возможность|
| |столовая, игровая | | | | |просмотра телевизора |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 7. |Столовая | 2,3 | - | - | - |Общая на 2-3 группы |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 8. |Кухня или буфетная | - | 12 | - | 8 | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
| 9. |Санитарные узлы: | | | | | |
| |а) при каждой спальной| - | 6 | | | |
| | комнате | | | | | |
| |б) общие на группу: | | | | | |
| | уборная с | - | 8 х 2 | - | 3 |При коридорной системе |
| | умывальником, | | | | |предусматриваются общими |
| | | | | | |на 2-4 группы |
| | умывальная с | - | 10 х 2 | - | - |То же |
| | ногомойками, | | | | | |
| | душевые с | - | 8 х 2 | - | - |То же |
| | раздевальными, | | | | | |
| | кабина личной | - | 5 | - | - |То же |
| | гигиены для девочек,| | | | | |
| | туалетная | - | - | - | 6 |То же |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
|10. |Санитарный узел | - | 3 | - | - |Может быть предусмотрен |
| |персонала с | | | | |общим на 2-4 группы |
| |умывальником в шлюзе | | | | | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
|11. |Комната хранения | - | 4 | - | 4 |Оборудуется сливом, |
| |уборочного инвентаря | | | | |умывальником |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
|12. |Комната воспитателей | - | 12 | - | 16 | |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
|13. |Раздевальная с | 1,4 | - | - | 10-12 |При коридорной системе |
| |сушильным шкафом | | | | |предусматривается общей |
| | | | | | |на 2-4 группы |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
|14. |Бытовая комната | - | 6-8 | - | 4 |То же |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
|15. |Кладовая чистого белья| - | 6-8 | - | 3-4 |То же |
+----+----------------------+----------+-----------+----------+---------+-------------------------+
+----+----------------------+-------------------------------------------+-------------------------+
5.14. Кроме помещений, указанных в табл.5.3 и 5.4, необходимо предусматривать кабинеты заведующих секциями и отделениями - один кабинет 12 - 14 кв.м на 2 - 4 группы.
5.15. Во всех классах, в том числе и классах-игровых, следует предусматривать зону психологической разгрузки из расчета 15 - 20% от общей площади класса, в которой следует располагать кушетку, кресло, шведскую стенку.
5.16. Планировка и оборудование классов, классов-игровых, учебных комнат, кабинетов учебной подготовки, учебно производственных мастерских должны быть рассчитаны на детей, передвигающихся на колясках, из расчета 1 место для инвалида-колясочника на каждые 6 - 8 мест.
5.17. При помещениях классов, располагаемых в едином блоке помещений учебной и профессиональной подготовки, следует предусматривать рекреационные помещения из расчета 1,2 - 1,4 кв.м на одно место в классе.
5.18. Кабинеты для занятий физикой, химией, классы обучения машинописи следует предусматривать только для детей среднего и старшего школьного возраста с нормальным интеллектом из расчета 4,5 - 5 кв.м на одно место; при кабинетах следует размещать лаборантские или кладовые площадью 18 кв.м.
Примечание:
Кабинеты физики и химии в учреждениях малой вместимости могут быть совмещены в одном помещении.
5.19. Во всех типах учреждений для обучаемых детей и детей с нормальным интеллектом школьного возраста необходимо предусматривать:
- кабинет социально-бытовой адаптации, служащий также для приема гостей, площадью 60 - 70 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- класс биологии - живой уголок 60 - 70 кв.м с лаборантской 18 кв.м;
- компьютерный класс 50 - 60 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- комнату музыкальных занятий 36 - 54 кв.м с кладовой инструментов 18 кв.м;
- класс рисования 50 - 54 кв.м с кладовой 18 кв.м;
- библиотеку с книгохранилищем и читальным залом: 120 кв.м в учреждениях для детей с нормальным интеллектом и 60 кв.м для детей с недостатками умственного развития;
- кабинет заведующего учебной частью 16 - 18 кв.м;
- учительскую комнату 30 - 40 кв.м, которую можно совмещать с комнатой мастеров.
5.20. В домах-интернатах для детей с недостатками умственного развития рекомендуется предусматривать учебно-производственные мастерские площадью из расчета на 1 место:
- в швейной, электромонтажной, обувной, мастерской ручных ремесел, механической сборки, ремонта аппаратуры и бытовой техники - 4 - 4,5 кв.м;
- картонажно-переплетной, столярной, ткацкой, токарно-фрезерной, гончарной - 5 - 6 кв.м.
При учебно-производственных помещениях следует предусматривать кладовые для хранения материалов и готовых изделий.
Число мест в помещениях учебно-производственных мастерских следует принимать 6 - 8. Специализацию мастерских и их количество следует определять заданием на проектирование в зависимости от конкретных условий - вместимости учреждения, местных традиций, наличия специалистов, возможностей дальнейшего трудоустройства и т.п.
5.21. В домах-интернатах рекомендуется предусматривать специальный класс для подготовки медицинского и воспитательного персонала площадью 36 кв.м с кладовой учебных пособий, а также методический кабинет площадью 24 - 36 кв.м.
5.22. В составе учреждений необходимо предусматривать бассейны и физкультурно-спортивные залы. В домах для дошкольников:
- физкультурный зал 100 - 120 кв.м;
- бассейн с ванной 3 х 7 м, глубиной от 0,6 до 0,8 м.
В домах-интернатах:
- спортивный зал 12 х 24 м;
- бассейн с ванной 5 х 10 м или 6 х 12,5 м, глубиной от 0,8 до 1,1 м.