ГОСТ 21561-76 Автоцистерны для транспортирования сжиженных углеводородных газов на давление до 1,8 Мпа. Общие технические условия стр. 2

п) два знака "Опасность" по ГОСТ 10807-78.
2.7. Заправочная автоцистерна кроме оборудования, указанного в п.2.6, должна иметь:
а) средство или приспособление с пультом управления для слива и налива сжиженного газа;
б) фильтр для очистки сжиженного газа от механических примесей перед средством налива и слива;
в) прибор для учета количества отпускаемого газа.
2.8. По заказу потребителя на автоцистернах должно быть установлено следующее дополнительное оборудование:
а) автоматический ограничитель налива на наливном трубопроводе;
в) дренажный незамерзающий клапан;
г) сигнальное устройство в кабине водителя, указывающее предельно допустимое давление газа в сосуде;
д) средство для ускоренного слива газа на транспортных автоцистернах;
е) устройство, обеспечивающее возможность отбора газа из сосуда автоцистерн типа АЦ и подачи его в систему питания автомобиля, переоборудованного для работы на сжиженном газе.
2.9. Каждая автоцистерна должна быть оборудована буксирным крюком для вытаскивания, буфером, выступающим за габарит сосуда не менее чем на 50 мм, и защищающим коммуникации и оборудование устройством для закрепления рукавов во время передвижения автоцистерн, кронштейном (или местом) для крепления номерного знака и информационных таблиц СИО (система информации об опасности), ящиком для укладки запасных частей, специнструмента и принадлежностей, устройствами для установки запасного колеса и защиты топливного бака.

Установка (или нанесение) таблиц СИО и защита топливного бака должны выполняться в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом" по технической документации на конкретный тип автоцистерны.
2.10. Установка специального оборудования не должна снижать основных параметров проходимости базовых автомобилей, прицепов и полуприцепов, за исключением угла заднего свеса, который должен быть равен не менее 18°.
2.11. Автомобили автоцистерн должны быть оборудованы выпускной трубой глушителя в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом".
2).
2.12. Пневматический привод тормозов автоцистерн должен соответствовать требованиям ГОСТ 4364-81.
2.13. Пропускную способность предохранительных клапанов рассчитывают, как указано в ГОСТ 12.2.085-82.
Количество клапанов должно быть не менее двух. Конструкция и пропускная способность предохранительных клапанов должны соответствовать требованиям "Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением".

Клапаны должны устанавливаться на паровой фазе.
2.14. На линиях, ведущих к манометру и предохранительным клапанам, должна быть исключена возможность подключения для отбора газа.
2.15. Диаметры проходных сечений перед манометрами должны быть не более 3 мм.
2.16. (Исключен).
2.17. Средство для слива и налива сжиженного газа должно устанавливаться с обязательным наличием байпаса с вентилем, обеспечивающим проведение слива и налива как с помощью самого средства, так и без него.

Привод вращения средства слива и налива может быть осуществлен как от двигателя базового шасси, так и от автономного электродвигателя напряжением 220/380 В во взрывозащищенном исполнении.
2.18. (Исключен).
2.19. Присоединительные устройства напорно-всасывающих рукавов должны быть изготовлены из материалов, не дающих искрения при ударах, или иметь покрытия из указанных материалов.

Штуцера рукавов должны быть соединены между собой припаянной металлической перемычкой, обеспечивающей замкнутость электрической цепи для отвода статического электричества.

Резинотканевые рукава (гибкие шланги) должны соответствовать требованиям "Правил безопасности в газовом хозяйстве" Госгортехнадзора СССР.
2.20. Присоединительные устройства рукавов и штуцеров сливно-наливных коммуникаций автоцистерн должны иметь резьбу М60 х 4 L Н по ГОСТ 8724-81.
2.21. Сосуды и оборудование, монтируемые на шасси автомобилей прицепов и полуприцепов, должны быть съемными.
2.22. Каждый сосуд автоцистерн должен иметь на днище круглый лаз диаметром 500 мм.
2.23. Сосуды автоцистерн должны быть оборудованы устройствами для гашения гидравлических ударов. Количество и расположение устройств должно обеспечивать разделение сосуда на отсеки вместимостью не более 4 м3 каждый и не должно препятствовать внутреннему осмотру сосуда. Минимальная площадь устройства должна составлять не менее 75% от площади поперечного сечения сосуда.

Каждый сосуд должен иметь не менее двух устройств.
2.24. Сосуды должны быть тщательно очищены и просушены, вентили и крышки должны быть плотно закрыты, на штуцера установлены заглушки.

Внутренние поверхности сосудов, соприкасающиеся с газом, должны обеспечивать сохранность эксплуатационных качеств и чистоту перевозимого газа.
2.25. Сосуды автоцистерн должны быть стальными, сварной конструкции.
2.26. Швы сварных соединений при ручной сварке должны быть выполнены по ГОСТ 5264-80, при автоматической и полуавтоматической - по ГОСТ 8713-79, нестандартные швы - по рабочим чертежам и техническим условиям.

Класс сварных соединений элементов сосуда - 3 по ГОСТ 23055-78.
2.27. В сварных соединениях не допускаются следующие дефекты:
а) трещины всех видов и направлений, расположенные в металле шва, по линии сплавления и в околошовной зоне основного металла, в том числе и микротрещины, выявляемые при микроисследовании;
б) свищи;
в) подрезы, наплывы, прожоги и незаплавленные кратеры;
г) непровары, расположенные в сечении сварного соединения (между отдельными валиками и слоями шва и между основным металлом и металлом шва);
д) поры в виде сплошной сетки;
е) единичные шлаковые и газовые включения глубиной свыше 10% от толщины стенки и более 3 мм длиной;
ж) цепочки пор и шлаковых включений, имеющих суммарную длину дефектов более толщины стенки на участке шва, равном десятикратной толщине стенки;
з) скопление газовых пор и шлаковых включений в отдельных участках шва свыше 5 шт. на 1 см2 площади шва; максимальный линейный размер отдельного дефекта по наибольшей протяженности не должен превышать 1,5 мм, а сумма их линейных размеров не должна быть более 3 мм.
2.28. Наружная поверхность автоцистерн должна иметь покрытие эмалью светло-серого цвета, класс покрытия V по ГОСТ 9.032-74, группа условий эксплуатации VI по ГОСТ 9.104-79 или другими эмалями светло-серого цвета, предназначенными для окраски поверхностей, эксплуатируемых в атмосферных условиях.

Допускается изготовление автоцистерн с защитным теневым кожухом из несгораемого материала, расположенным над верхней частью сосуда.
2.29. Срок службы сосудов автоцистерн - 20 лет.
2.30. Ресурс автоцистерн до первого капитального ремонта должен соответствовать ресурсу базового шасси.

Установленный ресурс, средняя наработка на отказ и установленная безотказная наработка автоцистерн должны быть не менее, чем соответствующие показатели базовых шасси.

Конкретные значения показателей критериев отказов и предельных состояний устанавливаются для каждого конкретного типа автоцистерн нормативно-технической документацией.

3. КОМПЛЕКТНОСТЬ

3.1. Комплектность автоцистерны устанавливается техническими условиями на конкретный тип автоцистерны.
3.2. К комплекту автоцистерны прилагается 1 компл. эксплуатационной документации по
ГОСТ 2.601-68 и паспорт сосуда, работающего под давлением, по форме, установленной ГОСТ 25773-83.

Состав комплекта эксплуатационной документации устанавливается в технических условиях на конкретный тип автоцистерн.

4. ПРАВИЛА ПРИЕМКИ

4.1. Для проверки соответствия автоцистерн требованиям настоящего стандарта должны проводиться приемо-сдаточные и периодические испытания.
4.2. Приемо-сдаточным испытаниям должна подвергаться каждая автоцистерна на соответствие требованиям пп. 2.6-2.9; 2.11; 2.12; 2.14; 2.19; 2.22-2.28; 3.1; 8.1-8.15.

Пробеговым испытаниям по п. 5.12 должна подвергаться одна автоцистерна из партии в десять штук, выдержавшая приемо-сдаточные испытания.