СП 85.13330.2016 Контактные сети электрифицированного транспорта. Актуализированная редакция СНиП III-41-76 стр. 9

8.5.4 На участках переменного тока электрифицированных железных дорог трубчатые разрядники следует располагать на опоре таким образом, чтобы конец разрядника был обращен вниз под углом не менее 15° к горизонтали.
Разрядники фидерных линий следует заземлять присоединением к проводу группового заземления.
На фидерных линиях постоянного тока спуски для заземления разрядников на металлических, железобетонных и деревянных опорах, расположенных вдали от пути, должны быть присоединены к самостоятельному контуру с сопротивлением растеканию тока не более 3 Ом.
Монтаж роговых и трубчатых разрядников на анкерных и других опорах, имеющих оттяжки, не допускается.
Расстояние от троса, соединяющего разрядник с контактной сетью, до заземленных частей опоры, поперечины, консоли и т.п. должно быть не менее 1 м.

8.6. Монтаж заземлений, защитных устройств, рельсовых цепей и ограждений

8.6.1 На всех электрифицируемых участках должны быть приварены к рельсам стыковые электрические соединители.
8.6.2 На вторых путях железных дорог общего пользования, сооружаемых после электрификации первого пути (по системе переменного тока), приварка стыковых электрических соединителей и монтаж предусмотренных проектом междупутных перемычек должны быть выполнены до начала монтажа контактной подвески; при этом рельсовая цепь перегона должна быть соединена с рельсовой цепью ограничивающих его станций (без изолирующих вставок).
8.6.3 На путепроводах и пешеходных мостах, расположенных над электрифицируемыми путями железных дорог, к моменту сдачи участка в эксплуатацию должны быть установлены предохранительные щиты. Высота щитов должна быть равна 2 м, а по ширине они должны выступать не менее чем на 1 м в каждую сторону от частей контактной сети, которые будут находиться под напряжением.
Щиты могут быть металлическими с сеткой в верхней части или сплошными деревянными.
На лестницах пешеходных мостов предохранительные щиты следует устанавливать в тех случаях, когда расстояние от частей контактной сети до лестницы менее 2 м.

8.7. Монтаж постов секционирования, комплектных трансформаторных подстанций (КТП), пунктов группировки и других устройств

8.7.1 Поставляемые заводами-изготовителями комплектные посты секционирования и пункты параллельного соединения для электрифицируемых участков железных дорог общего пользования должны принимать при наличии комплекта аппаратов, а также деталей закрепления блоков на фундаментах. Блоки комплектных постов секционирования устанавливают краном грузоподъемностью 10 - 15 т на заранее подготовленные фундаменты и закрепляют.
8.7.2 Корпус поста секционирования постоянного тока должен быть заземлен присоединением к отдельному заземляющему контуру, имеющему сопротивление растеканию не более 10 Ом. Выводы реле заземления должны быть присоединены к нулевой точке путевого дроссель-трансформатора двумя стальными проводниками сечением не менее 100 мм2 каждый.
8.7.3 Проверку регулировки переключателей производят согласно заводским инструкциям и оформляют протоколом.
8.7.4 Расположенные на тележке ножи втычных контактов переключателей должны входить в расположенные в ячейке губки без перекосов и заеданий.
8.7.5 Регулировку и проверку защиты оборудования постоянного тока пунктов группировки от попадания переменного тока производят согласно инструкции по монтажу и наладке указанной защиты оборудования и оформляют протоколом.
8.7.6 При сооружении комплектных трансформаторных подстанций (КТП) с первичным напряжением 6 - 10 кВ должны быть выдержаны следующие расстояния от уровня земли:
- до токоведущих частей силового трансформатора столбовых мачтовых КТП напряжением 6 - 10 кВ - не менее 4,5 м;
- изоляторов вывода на высоковольтные линии (ВЛ) напряжением до 1 кВ - не менее 4,0 м.
8.7.7 Осмотр, проверку, регулировку и испытания оборудования КТП следует производить на базах.
8.7.8 Доступ к токоведущим частям отсасывающего трансформатора должен быть закрыт предохранительным сетчатым ограждением.
8.7.9 В местах присоединения заземляющих проводников, идущих от оборудования постов секционирования, пунктов группировки, компенсирующих устройств, отсасывающих трансформаторов к рельсам или путевым дросселям, должен быть установлен знак, предупреждающий об опасности прикосновения.

9. Требования к заземлению элементов контактной сети

Способы заземления элементов контактной сети железных дорог приведены в [4] - [7].
9.1 Все металлические конструкции (мосты, путепроводы, светофоры, отдельно стоящие опоры, крыши зданий и т.п.), расположенные на расстоянии менее 5 м от находящихся под напряжением частей контактной сети железных дорог, должны быть заземлены на тяговый рельс. Металлические опоры контактной сети, конструкции крепления изоляторов контактной сети, воздушных линий напряжением 6 - 35 кВ и линий системы ДПР (два провода - рельс) на железобетонных опорах и на железобетонных или неметаллических искусственных сооружениях, а также хомуты оттяжек на железобетонных опорах должны быть заземлены.
Искусственные сооружения, опоры ригелей и неизолированных гибких поперечин должны быть заземлены с одной стороны. Если на опоре гибкой поперечины установлен разрядник, то заземляющее устройство должно быть смонтировано на этой же опоре. При изолированных гибких поперечинах следует заземлять обе опоры.
Заземление опор контактной сети и других сооружений разрешено выполнять как индивидуальным, так и групповым заземляющим проводником, подсоединенным к электротяговому рельсу или к средней точке путевого дроссель-трансформатора.
9.2 Заземляющие проводники, прокладываемые между опорой и рельсом железных дорог, должны быть изолированы от земли. Места присоединения заземляющих проводников к рельсам и заземляемым устройствам должны быть доступны для контроля. Крепление заземляющего проводника к рельсу следует осуществлять только механическим способом (без применения сварки) специальным башмаком, а к стальной опоре - болтом.
9.3 Заземляющие спуски к рельсу железных дорог на железобетонных опорах должны быть расположены с полевой или с боковой стороны; при этом спуски проводников должны находиться в натянутом состоянии и не касаться опор, для чего их крепят к пропитанным деревянным или другим изолирующим прокладкам, закрепленным на опоре.
На участках с автоблокировкой при двухниточных рельсовых цепях заземляющие проводники опор на перегонах следует присоединять в пределах каждого блок-участка к одной рельсовой нити. Если все опоры расположены с одной стороны путей, то в пределах блок-участка заземляющие проводники должны быть присоединены к ближайшей рельсовой нити.
9.4 Заземление металлических и железобетонных опор питающих линий постоянного и переменного тока, расположенных вдали от железнодорожных путей, присоединяют к отсасывающим проводам, а при их отсутствии - к специально подвешенному проводу группового заземления.
На фидерных линиях постоянного тока провод группового заземления должен быть изолирован от опор.
9.5 Опоры контактных сетей железных дорог, на которых установлены секционные разъединители, разрядники, запирающие и согласующие контуры и сопротивления волноводного провода, спуски групповых заземлений, а также опоры, расположенные в общедоступных местах (посадочные платформы, места посадки и высадки пассажиров, не имеющие посадочных платформ, оборудованные переезды и переходы на уровне железнодорожных путей, места систематической погрузки и выгрузки, мосты, путепроводы, пешеходные и сигнальные мостики), должны быть заземлены двойным заземлением.
9.6 Присоединения проводников двойных заземлений к рельсу должны находиться на расстоянии не более 200 мм друг от друга.
Заземляющие спуски, прокладываемые по железобетонным опорам от троса группового заземления и разрядников, а также от приводов секционных разъединителей, должны быть двойными.
Заземлители металлических ферм мостов длиной более 50 м на электрифицируемых участках железных дорог общего пользования должны быть подключены к средним точкам действующих или дополнительно установленных путевых дросселей. Заземление пунктов группировки должно быть двойным и иметь выводы с разных сторон пункта, присоединенные к рельсовой цепи в разных точках, но в пределах одного блок-участка.
9.7 На участках переменного тока опоры, имеющие сопротивление цепи заземления менее 100 Ом, следует присоединить к рельсам через искровые промежутки.
9.8 Следует осуществлять защиту железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами (устройство поляризованных дренажей, катодных установок, вентильного секционирования).
Мероприятия по защите железнодорожных подземных сооружений от коррозии блуждающими токами приведены в [8].
9.9 Заземление железобетонных и металлических опор контактной сети трамвая и троллейбуса в соответствии с СП 98.13330 предусматривать не требуется.
9.10 Для защиты контактной сети от токов короткого замыкания на тяговую рельсовую сеть должны быть заземлены опоры контактной сети (мосты, путепроводы, светофоры, прожекторные мачты, гидроколонки и т.п.). Порядок выполнения и технического обслуживания заземлений приведен в [5].
9.11 Металлические подземные сооружения (трубопроводы, а также металлические и железобетонные мосты, путепроводы, опоры контактной сети, светофоры, гидроколонки, кабели и т.п.) должны быть защищены от наведенных напряжений и помех. Тяговые подстанции, а также электроподвижной состав должны иметь защиту от проникновения в контактную сеть токов, нарушающих нормальное действие устройств СЦБ и связи. Устройства электроснабжения должны быть защищены от токов короткого замыкания, перенапряжений и перегрузок сверх установленных норм.

10. Приемка контактной сети

10.1. Требования к входному контролю поставляемых на объекты строительства конструкций и изделий контактной сети

10.1.1 Для обеспечения своевременной проверки качества поставляемых с завода сборных железобетонных конструкций фундаментов их следует выгружать на производственно-комплектовочных базах.
При установке фундаментов непосредственно с транспортных средств, минуя базы, следует обеспечить входной контроль качества этих конструкций.
10.1.2 При приемке поступающих на строительство фундаментов должны быть проверены:
- наличие условного обозначения (марки) элемента, наименования завода-изготовителя, даты бетонирования и заводского номера изделия;
- соответствие заводской маркировки, указанной в сертификате и паспорте;