В соответствии с п. 8 постановления Правительства Москвы от 19 апреля 2005 г. N 238-ПП "О совершенствовании законотворческой деятельности органов исполнительной власти города Москвы", в целях повышения качества подготовки проектов законов города Москвы:
1. Утвердить методические правила подготовки проектов законов города Москвы (далее - методические правила), согласно приложению к настоящему указу.
2. Органам исполнительной власти города Москвы руководствоваться методическими правилами при подготовке проектов законов города Москвы.
3. Рекомендовать субъектам законодательной инициативы в целях обеспечения единства требований, предъявляемых к оформлению проектов законов города Москвы, использовать методические правила в своей деятельности.
4. Признать утратившим силу распоряжение Мэра Москвы от 11 августа 2003 г. N 305-РМ "О методических правилах подготовки проектов законов города Москвы".
5. Контроль за выполнением настоящего указа возложить на исполняющего обязанности заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы, полномочного представителя Мэра Москвы в Московской городской Думе Ракову А.В.
Мэр Москвы | Ю.М. Лужков |
Приложение
к Указу Мэра Москвы
от 13 февраля 2006 г. N 11-УМ
к Указу Мэра Москвы
от 13 февраля 2006 г. N 11-УМ
Методические правила подготовки проектов законов города Москвы
Настоящие методические правила разработаны в целях совершенствования работы по подготовке проектов законов города Москвы (далее - проект закона).
1. Общие положения
1.1. Законы города Москвы - это нормативные правовые акты города Москвы высшей юридической силы. Законы города Москвы регулируют наиболее значимые и стабильные общественные отношения.
1.2. Проект закона должен соответствовать Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу города Москвы, а в части оформления - Закону города Москвы от 14 декабря 2001 года N 70 "О законах города Москвы и постановлениях Московской городской Думы".
1.3. Проект закона может быть оформлен в виде:
- проекта нового закона;
- проекта закона о внесении изменений в действующий закон города Москвы;
- проекта закона о признании утратившим силу действующего закона города Москвы.
1.4. Подготовка проекта нового закона осуществляется в случаях, когда:
- требуется законодательное регулирование отношений, не урегулированных или недостаточно урегулированных нормативными правовыми актами;
- закон города Москвы, регулирующий данные отношения, утратил силу;
- общественные отношения, урегулированные подзаконным нормативным правовым актом или несколькими подзаконными нормативными правовыми актами, необходимо урегулировать законом города Москвы;
- имеется несколько законов города Москвы по данному вопросу, которые необходимо объединить;
- необходимо внести изменения в положения действующего закона города Москвы, составляющие более половины его текста. При этом возможно сохранение прежнего названия закона города Москвы. В таком случае ранее действовавший и вновь принятый законы города Москвы будут различаться по дате принятия и номеру.
В установленных случаях разработчики проекта закона готовят его концепцию. Концепция проекта закона оформляется в соответствии с примерной структурой (приложение 1).
1.5. Подготовка проекта закона о внесении изменений в действующий закон города Москвы осуществляется в случаях, когда необходимо:
- изменить редакцию преамбулы, структурного элемента (здесь и далее под структурным элементом понимается: глава, статья, часть, пункт, подпункт закона города Москвы), абзаца, предложения, заменить слова, цифры;
- дополнить закон города Москвы преамбулой, структурным элементом, предложением, словами, цифрами;
- признать утратившим силу структурный элемент, абзац, исключить предложение, слова, цифры.
Внесение изменений в действующий закон города Москвы путем изложения его в новой редакции не допускается.
1.6. Подготовка проекта закона о признании утратившим силу действующего закона города Москвы осуществляется в случаях, когда:
- закон города Москвы противоречит федеральному законодательству, Уставу города Москвы;
- необходимо устранить ситуацию, при которой несколько законов города Москвы по-разному регулируют одни и те же общественные отношения;
- отпала необходимость в законодательном регулировании данных общественных отношений.
2. Лингвистические требования, предъявляемые к тексту проекта закона
2.1. Текст проекта закона излагается преимущественно в утвердительной форме с использованием глаголов в настоящем времени с соблюдением официально-делового стиля языка и юридической терминологии. Предложения строятся в соответствии с общепринятыми правилами русского языка.
Нормы проекта закона должны быть изложены лаконично, ясно и доступно для понимания. Включение декларативных положений в проект закона недопустимо.
2.2. В проекте закона используются понятия, которые были применены в основных для этой отрасли федеральных законах, Уставе города Москвы, законах города Москвы.
При использовании в проекте закона понятий, которые отсутствуют в федеральном законодательстве и законодательстве города Москвы, а также технических и других специальных понятий необходимо давать их определения. Понятия, используемые в тексте проекта закона, должны быть ясными и однозначными, не допускающими двойного толкования. При определении понятий в проекте закона используются общепонятные слова и словосочетания. Понятия употребляются в проекте закона единообразно и только в одном значении в соответствии с общепринятой терминологией.
Определение понятия должно полностью раскрывать его содержание. Не допускается определение понятия через это же понятие, а также использование в определении понятий, которые сами нуждаются в определении. Не требуется давать в законе определения общеупотребляемых понятий (например, таких как "автобус", "дом" и т.п.). Неологизмы (новые слова или фразеологические сочетания, появившиеся в языке) и профессионализмы (понятия, применяемые в узких сферах деятельности человека) используются без их определения в проекте закона только в случае, если они общеприняты.
2.3. Определения наиболее важных понятий, многократно употребляемых в проекте закона и являющихся общими для всех его норм, целесообразно указывать в отдельной статье.
Например:
"Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;
2) природно-антропогенный объект - природный объект, измененный в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта и имеющий рекреационное и защитное значение;
3) антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;...".
Не следует давать определения понятий, не применяемых в дальнейшем в проекте закона.
2.4. В тексте проекта закона не допускается употребление: