Приказ Минсельхоза РФ от 6 марта 2012 г. N 172 "Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров" стр. 3

Начинающему фермеру выдается сертификат об участии в региональной программе по форме согласно приложению N 2, в том числе на бланках, содержащих дизайн и знаки защиты.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - , передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, невозмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с Госпрограммой, в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства.
Субъект Российской Федерации определяет максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства с учетом поданной Заявки. В случае, если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства в размере, превышающим 1,5 млн. рублей, то превышение финансируется субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета, без привлечения софинансирования из федерального бюджета.
Начинающий фермер, получающий грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, не может получать грантовую поддержку по программам развития малого и среднего предпринимательства.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера. Расходование гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства главами крестьянских (фермерских) хозяйств, пострадавших от наводнения на Дальнем Востоке в 2013 году, осуществляется в течение 24 месяцев.
В план расходов включаются расходы в разрезе наименований (статей), направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего грант, и соответствующие следующим целям:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрацию;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Расход по плану расходов осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90% за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и местных бюджетов и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера.
Все активы, приобретенные* за счет фанта должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться** его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории субъекта Российской Федерации, предоставившего фант и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства, часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользование другим лицам, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 10 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в документах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства могут быть выделены главе КФХ только один раз.
4.4. Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по плану расходов по наименованиям (статьям) расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений и межселенных территориях субъекта Российской Федерации крестьянского (фермерского) хозяйства на цели:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретение одного грузо-пассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым, тепловым и электрическим сетям, сетям связи, интернету, водопроводу и канализации.
Субъект Российской Федерации определяет максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров. В случае, если субъект Российской Федерации утверждает максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство начинающих фермеров в размере, превышающим 250 тысяч рублей, то сумма превышения покрывается субъектом Российской Федерации за счет средств своего бюджета без привлечения софинансирования из федерального бюджета.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией субъекта Российской Федерации с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.5. Субъект Российской Федерации обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.
В этих целях субъект Российской Федерации может в установленном законодательством Российской Федерации порядке определяет кредитную организацию, через которую осуществляется выдача грантов и единовременных пособий.
4.6. Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермерам подал заявку на участие в мероприятий Программы, отчет о целевом расходовании средств фанта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовой обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации.
Контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации.

Раздел 5. Сроки реализации Программы

Программа реализуется в период 2012-2014 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной Программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации Программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.

Раздел 6. Описание социальных, экономических и экологических последствий реализации Программы

6.1. Общая оценка вклада Программы в достижение цели

Реализация Программы будет способствовать достижению стратегических целей Российской Федерации в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышение ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения тактических и стратегических задач Российской Федерации в области сельского хозяйства, являются увеличение численности хозяйствующих субъектов КФХ и рост объемов производства в них.
Реализация Программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе, в т.ч. оптимизацию механизмов их государственной поддержки в перспективе до 2020 года.

6.2. Социальные и экономические последствия реализации Программы

Согласно обоснованным целевым показателям Программы, количество крестьянских (фермерских) хозяйств осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 7 700 единиц. Предполагается, что за период 2012-2014 годы поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 23,1 тыс. постоянных рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличение налоговых сборов.
Реализация Программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
К внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов Программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Минсельхоза России, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.