Реформирование бюджетного процесса в Российской Федерации направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными и муниципальными финансами в соответствии с приоритетами государственной политики, а также на управление результатами путем повышения ответственности и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса и администраторов бюджетных средств в рамках среднесрочных ориентиров.
С целью создания информационной базы, позволяющей отслеживать происходящие в этой сфере преобразования и принимать управленческие решения, перед государственной статистикой поставлена задача по организации и ведению мониторинга показателей деятельности субъектов бюджетного планирования, представляющих собой многоуровневую систему, которая содержит не только важнейшие макроэкономические показатели, но и показатели, характеризующие деятельность субъектов бюджетного планирования.
В настоящее время в федеральных информационных ресурсах недостаточно показателей и индикаторов для организации такого мониторинга. Кроме того, не совсем ясна методология их формирования.
Важно обеспечить независимость методов и практики формирования показателей от ведомственных интересов, хотя в ряде случаев квалифицированный расчет индикаторов может быть обеспечен только специалистами соответствующих сфер деятельности.
Для получения некоторых показателей потребуется проведение новых статистических работ, прежде всего, выборочных наблюдений, нацеленных на выяснение мнений предпринимателей и населения по актуальным проблемам социально-экономического развития страны.
Для ведения мониторинга показателей субъектов бюджетного планирования будет сформирована интегрированная информационная база, являющаяся частью системы.
Статистика здравоохранения
Действующая в настоящее время система показателей статистики здравоохранения, основанная на информации, получаемой от учреждений Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, не отражает в полной мере состояния здоровья населения, доступности, качества медицинского обслуживания и других аспектов.
Для получения адекватной характеристики состояния здоровья населения предусматривается создание на основе данных лечебно-профилактических учреждений независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности системы статистической информации.
Одновременно намечается совершенствование информационной базы системы здравоохранения и медицинских услуг посредством проведения выборочных наблюдений. Будут пересмотрены существующие формы федерального государственного статистического наблюдения с целью повышения их информативности, ликвидации дублирования и неоднозначного толкования показателей.
Предусматривается совершенствование методологии и организации статистического наблюдения за травматизмом на производстве с учетом рекомендаций Международной организации труда.
Статистика физической культуры и спорта
Адекватное отражение явлений и процессов, происходящих в сфере физической культуры и спорта, которая влияет на формирование здорового образа жизни населения и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения, требует совершенствования системы статистического наблюдения за этими процессами и осуществления их мониторинга.
Предстоит разработать статистические показатели по различным возрастным группам населения, занимающегося физической культурой и спортом, и определить способы сбора информации о спросе и предложениях на спортивно-оздоровительные услуги, причинах, сдерживающих приобщение, особенно молодого поколения, к занятиям физической культурой и спортом, а также об условиях занятий.
Статистика образования и культуры
Для получения наиболее полной характеристики сферы образования и всестороннего отражения новых явлений и тенденций ее развития предусматривается совершенствование показателей статистики образования. Важнейшее значение в этой связи приобретают внедрение международных статистических стандартов, а также унификация методологических основ и принципов организации государственной статистической отчетности в области образования.
Предстоит провести работу по модернизации и унификации форм федерального государственного статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, включая учреждения дошкольного, общего и профессионального образования, а также дополнительного образования детей и взрослых путем перехода на новые принципы статистического наблюдения и агрегирования статистической информации.
Принципиально новым направлением статистики образования станет разработка методологии оценки объема и структуры совокупных затрат на образование в Российской Федерации за счет всех источников финансирования, включая ненаблюдаемые финансовые потоки.
Дальнейшее развитие статистики культуры направлено на совершенствование системы статистических показателей для информационного обеспечения формирования единого культурного пространства, интеграции России в мировой культурный процесс, адаптации сферы культуры к рыночным условиям.
Статистика науки
Изменения в системе управления наукой в условиях рыночной экономики потребовали разработки новой модели государственной научно-технической политики, одним из важнейших условий реализации которой является необходимость формирования качественно новой статистической информации, обеспечивающей мониторинг научного потенциала страны.
В связи с этим предполагается:
разработать методологию и статистический инструментарий комплексной статистической оценки результатов деятельности научных организаций;
осуществить разработку специализированных программ измерения процессов глобализации научных исследований и разработок, включая углубленный анализ зарубежных источников финансирования науки в России, исследовательской деятельности транснациональных корпораций на территории государства и российских организаций и их филиалов за рубежом, международной миграции ученых;
разработать методологию и статистический инструментарий федерального государственного статистического наблюдения за созданием и использованием критических технологий;
пересмотреть программу сбора и обработки данных патентной статистики, разработать и ввести в практику статистические обследования торговли технологиями на внутреннем рынке.
Статистика жилищно-коммунального хозяйства
Совершенствование статистической деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства основывается на организации проведения новых статистических наблюдений:
за рынком жилья и созданием жилищного сектора, действующего на рыночных принципах, удовлетворяющего жилищные потребности основной части населения и соответствующего его платежеспособному спросу;
за развитием институтов долгосрочного жилищного финансирования граждан (ипотечное кредитование на цели приобретения жилья, кредитование участия граждан в долевом строительстве многоквартирных домов, кредитование индивидуального жилищного строительства, жилищно-накопительные формы и другое) и банковского сектора, предоставляющего гражданам долгосрочные кредиты на эти цели;
за тарифно-ценовой политикой в сфере жилищно-коммунальных услуг в условиях развития конкурентной среды;
в области управления многоквартирными домами.
Статистика рыночных услуг
Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь между экономическим ростом и повышением роли сферы услуг.
Для получения наиболее полной характеристики сферы услуг предусматривается реформирование статистики рыночных услуг, основными направлениями которого являются:
совершенствование методов получения статистической информации об объеме платных услуг, предоставляемых населению индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица и выполняющими большие объемы скрытой и неформальной деятельности на потребительском рынке услуг;
создание собирательной группировки "платные услуги населению" в качестве приложения к разрабатываемому в настоящее время общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности.
Статистика транспорта и связи
Появление новых форм организации движения товаров диктует необходимость формирования нового направления статистики транспорта - статистики деятельности в области транспортной логистики.
Транспортная стратегия Российской Федерации предусматривает интеграцию производственных и транспортных процессов на принципах транспортной логистики. Роль государства в этом процессе выражается в поддержке создания в транспортной инфраструктуре мультимодальных логистических центров, на рынке транспортных услуг - мультимодальных транспортных операторов, а также комплексной информатизации транспортного процесса. Для информационного обеспечения этих процессов предусматривается создание методологической основы для организации статистического наблюдения за логистическими центрами и операторами.
Статистика цен
В условиях замедляющихся темпов роста цен на потребительском рынке повышаются требования к точности расчета индекса потребительских цен, который является одним из важнейших показателей, характеризующих социально-экономическое положение государства и изменение уровня жизни населения (соответствие индекса потребительских цен международным стандартам является важнейшим критерием при его формировании).
Одним из важнейших элементов, определяющих точность расчета индексов цен, является объективно сформированная выборочная совокупность базовых организаций, в которых осуществляется регистрация цен, а также отбор товаров-представителей. В частности, для расчета индекса потребительских цен проблемой остается определение показателей весов индексных переменных, которые должны соответствовать структуре потребительских расходов населения, что влияет на точность расчета индекса.
Важными вопросами, решение которых предусмотрено Программой, являются:
повышение точности расчетов индексов цен и средних цен на продукцию сельского хозяйства.
Важнейшим направлением модернизации статистики цен является реализация международных стандартов.
Предполагается разработка концепции и методологии расчета индекса стоимости жизни, который наряду с индексом потребительских цен является важнейшим социально-экономическим показателем. Актуальность его построения на этапе реформирования государственной статистики определяется кардинальными изменениями в системе обеспечения населения социальными услугами, в том числе жилищно-коммунальными и медицинскими услугами, услугами пассажирского транспорта, и в характере социальных трансфертов для отдельных категорий населения (в части денежных и натуральных социальных льгот).
Особое внимание будет уделено совершенствованию мониторинга цен производителей сельскохозяйственной продукции, цен на промышленные товары, приобретаемые сельскохозяйственными организациями, а также потребительских цен на продовольственные товары, что позволит выявить степень влияния отдельных участников рынка на уровень и динамику цен конечной продукции.
Статистика финансов
Перед статистикой финансов в условиях перехода на международные стандарты финансовой отчетности встает задача ее адаптации к новому этапу совершенствования бухгалтерского учета и отчетности.