Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2011 г. N 307"О федеральной целевой программе "Обеспечение безопасности полетов воздушных судов государственной авиации Российской Федерации в 2011 - 2015 годах" стр. 3

подключение к телекоммуникационной системе коммутационных средств единой информационно-аналитической системы органов управления и структур государственной авиации;
разработка организационных мероприятий и внедрение программных средств информационной безопасности.
Задача по созданию материальной и методологической базы функционирования подразделений информационно-аналитического центра и центра расследований авиационных происшествий с воздушными судами государственной авиации, а также материально-технических условий и методологии их функционирования реализуется в рамках следующих мероприятий Программы:
создание инфраструктуры, включающей проектно-изыскательские работы и реконструкцию здания для размещения органа безопасности полетов государственной авиации с подразделениями информационно-аналитического центра и центра расследований;
создание автоматизированных рабочих мест системы поддержки принятия решений для функционирования информационно-аналитического центра;
лабораторно-техническое оснащение подразделений центра расследований;
разработка методологии деятельности по управлению функционированием системы управления безопасностью полетов, развитие и совершенствование методов расследования авиационных событий.
Задача по разработке и развитию технических средств и технологий мониторинга функционирования авиационной системы, переоснащению и дооснащению существующих систем мониторинга реализуется в рамках следующих мероприятий Программы:
разработка и развитие технологии и систем объективного контроля параметров функционирования авиационной системы, переоснащение и дооснащение ими эксплуатируемых и перспективных воздушных судов;
внедрение средств контроля и систем диагностики, в том числе в режиме реального времени, а также состояния авиационной техники на основе цифровых технологий;
разработка, создание и внедрение систем видеорегистрации этапов взлета и посадки воздушных судов и работы экипажа в полете, автоматизированных средств оценки, прогнозирования и документирования психофизиологического состояния авиационного персонала.
Задача по разработке методов и созданию программных комплексов системы поддержки принятия решений в области безопасности полетов органами управления государственной авиации реализуется в рамках следующих мероприятий Программы:
разработка методов и программных средств ситуационного моделирования, анализа и оценки безопасности функционирования авиационной системы;
создание математических моделей и программных комплексов типовых авиационных процессов;
разработка и создание баз знаний об особенностях поведения системы "оператор (летчик, автомат) - летательный аппарат - эксплуатационная среда" в различных ситуациях;
разработка и создание подсистем постоянного и оперативного информационно-поискового и интеллектуального анализа и их объединение в подсистему анализа информации системы поддержки принятия решений;
введение подсистемы анализа информации системы поддержки принятия решений в контур единой информационно-аналитической системы и завершение построения архитектуры системы поддержки принятия решений.
Целевые индикаторы и показатели хода реализации Программы направлены на отражение хода ее реализации, контроль программно-целевого решения основных задач и достижения цели Программы.
Количественные значения целевых индикаторов и показателей хода реализации Программы приведены в приложении N 4. При этом основной целевой индикатор, отражающий снижение уровня аварийности (относительного показателя), характеризуется динамикой количества авиационных происшествий, приходящихся на каждые 100 тыс. часов налета воздушных судов государственной авиации.
Распределение объемов финансирования Программы по основным направлениям расходования средств и государственным заказчикам Программы приведено в приложении N 5.

III. Мероприятия Программы

Достижение цели и решение соответствующих задач Программы обеспечивается выполнением комплекса взаимоувязанных по срокам и промежуточным результатам мероприятий Программы. Последовательность их выполнения представляет собой поэтапную реализацию организационно-технических изменений, обеспечивающих плановое преобразование существующей системы безопасности в систему управления безопасностью полетов государственной авиации.
В связи с этим на I этапе (2011 год) предусматриваются следующие мероприятия:
формирование концепции и требований к единой информационно-аналитической системе и автоматизированной системе контроля;
проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке методологии, обеспечивающей эффективное функционирование создаваемой системы управления безопасностью полетов;
выполнение проектно-изыскательских работ и реконструкция здания для размещения органа безопасности полетов с подразделениями информационно-аналитического центра и центра расследования;
создание современной материально-технической базы расследований авиационных происшествий;
выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке методологических основ и средств обеспечения процессов сбора информации, оценки опасных факторов, их классификации и учета, организации методического сопровождения указанных процессов, а также по разработке научно-методических основ функционирования системы управления безопасностью полетов.
На II этапе (2012 - 2015 годы) предусмотрены следующие мероприятия:
создание и внедрение элементов единой информационно-аналитической системы, а также автоматизированных систем контроля;
проведение проектно-изыскательских работ, строительство и реконструкция помещений для размещения автоматизированных рабочих мест единой информационно-аналитической системы и автоматизированных систем контроля в структурах государственной авиации;
создание инфраструктуры подсистемы связи единой информационно-аналитической системы, в том числе проведение проектно-изыскательских работ, строительство и реконструкция коммуникационных узлов и транспортных сетей связи (включая узлы спутниковой связи) единой информационно-аналитической системы;
создание и развитие подсистемы информационной безопасности единой информационно-аналитической системы;
создание инфраструктуры и материально-техническое оснащение информационно-аналитического центра;
разработка программно-аппаратных средств обеспечения обработки, анализа и документирования параметрической, аудио- и видеоинформации в интересах расследований авиационных происшествий;
создание программных средств ведения баз данных и знаний по выявленным опасным факторам и авиационным происшествиям;
разработка и развитие технических средств и технологий мониторинга функционирования авиационной системы, переоснащение и дооснащение ими систем мониторинга;
разработка и внедрение технологий, позволяющих осуществлять мониторинг и экспресс-анализ технического состояния воздушных судов и работоспособности их экипажей в полете, на основе передачи в реальном масштабе времени данных, зарегистрированных в полете;
разработка и внедрение методов ситуационного моделирования и анализа особых ситуаций в полете, приводящих к авиационным происшествиям;
разработка и оснащение воздушных судов системами видеорегистрации работы экипажа в процессе полета;
разработка и оснащение подразделений государственной авиации автоматизированными средствами контроля, оценки, прогнозирования и документирования психофизиологического состояния авиационного персонала.
Количественные значения целевых индикаторов, объемы финансирования и перечень инвестиционных мероприятий предусмотрены приложениями N 1 - 3 к настоящей Программе.

IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета в 2 этапа. Проведение мероприятий I этапа требует финансирования в объеме 1500 млн. рублей. Объем финансирования II этапа составляет 9500 млн. рублей. Общие расходы на реализацию мероприятий Программы составляют 11000 млн. рублей, из них на капитальные вложения - 7210 млн. рублей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 1640 млн. рублей и прочие расходы - 2150 млн. рублей. Расходы осуществляются по следующим направлениям Программы:
разработка методологии и механизмов функционирования системы управления безопасностью полетов, создание и развитие ее организационно-технической структуры, включающей элементы и структуры непрерывного мониторинга авиационной системы, расследования авиационных происшествий, анализа и прогноза развития обстановки, а также разработки вариантов решения проблемных ситуаций в области безопасности полетов;
создание телекоммуникационной системы и инфраструктуры единого информационного пространства в области безопасности полетов воздушных судов государственной авиации;
материально-техническое оснащение авиационных структур государственной авиации и их органов управления в целях повышения эффективности деятельности в области безопасности полетов;
создание научно-методических основ и определение приоритетных направлений развития методологической базы снижения рисков авиационных происшествий и повышения защищенности критически важных элементов авиационных систем государственной авиации от влияния опасных факторов;
разработка мероприятий по созданию и внедрению технических средств и технологий, обеспечивающих безопасность полетов воздушных судов государственной авиации.
Мероприятия Программы носят самостоятельный характер и не дублируют мероприятия, выполняемые в рамках Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации и федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)".