Приказ Министерства образования и науки РФ от 16 ноября 2010 г. N 1159 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 180500 Управление водным стр. 3

владением культурой профессиональной безопасности, способностью идентифицировать опасности и оценивать риски в сфере своей профессиональной деятельности, владением основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и других чрезвычайных происшествий (ПК-11);
способностью эксплуатировать оборудование в соответствии с требованиями нормативно-технических документов (ПК-12);
знанием основных конструктивных элементов средств транспорта, навигационного и гидрографического оборудования (ПК-13);
организационно-управленческая деятельность:
умением анализировать технологические процессы, возникающие при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства, как объекты управления (ПК-14);
способностью проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-15);
умением организовывать работу исполнителей с разнородным национальным, религиозным и социально-культурным составом, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда коллективов (ПК-16);
умением систематизировать и обобщать информацию (ПК-17);
способностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе (ПК-18);
готовностью участвовать в документальном оформлении функционирования системы управления качеством (ПК-19);
проектно-конструкторская деятельность:
готовностью участвовать в формировании целей проекта (программы), решении задач, разработке критериев и показателей степени достижения целей, построении структуры их взаимосвязей, выявлении приоритетов решения задач с учетом системы национальных и международных требований, нравственных аспектов деятельности (ПК-20);
способностью разработать обобщенные варианты решения проблемы, выполнить анализ этих вариантов, прогнозировать последствия, находить компромиссные решения (ПК-21);
готовностью принимать участие в разработке проектов нормативной документации для новых объектов профессиональной деятельности (ПК-22);
производственно-технологическая деятельность:
способностью определять производственную программу по техническому обслуживанию, сервису, ремонту и другим услугам при эксплуатации или изготовлении навигационного, гидрографического и транспортного оборудования для управления водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства (ПК-23);
способностью и готовностью осуществлять организацию и технический контроль при управлении водным транспортом и гидрографическом обеспечении судоходства в соответствии с установленными процедурами (ПК-24);
научно-исследовательская деятельность:
способностью выполнять научные исследования по отдельным разделам (этапам, заданиям) темы в соответствии с утвержденными методиками (ПК-25);
готовностью участвовать в выполнении эксперимента, проведении наблюдений и измерений, составлении их описания и формулировке выводов (ПК-26);
готовностью участвовать в проведении фундаментальных и прикладных исследований в области водного транспорта (ПК-27);
способностью выполнить информационный поиск и анализ информации по объектам исследований, готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-28);
готовностью изучать технические данные, обобщать их и систематизировать, проводить необходимые расчеты с использованием современных средств вычислительной техники (ПК-29);
способностью использовать математические методы обработки, анализа и синтеза результатов профессиональных исследований (ПК-30);
умением составлять отчет по выполненному заданию, готовностью участвовать во внедрении результатов исследований и разработок (ПК-31).

VI. Требования к структуре основных образовательных программ бакалавриата

6.1. ООП бакалавриата предусматривает изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла "Гуманитарный, социальный и экономический цикл" должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "Отечественная история", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2

Структура ООП бакалавриата

Код
УЦ ООП
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы*)
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
Б.1Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать: основные закономерности исторического процесса;основные этапы исторического развития России;сущность, формы и функции исторического знания;методы изучения истории;место и роль России в истории человечества и в современном мире;основные разделы и направления философии, методы и приемы философского анализа проблем;научные, философские и религиозные картины мироздания, сущность, назначение и смысл жизни человека;многообразие форм человеческого знания, соотношение истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности;особенности функционирования знания в современном обществе, духовные ценности и их значение в творчестве и повседневной жизни;структуру, формы и методы научного познания, их эволюцию;эстетические ценности, их значение в повседневной жизни;грамматические правила иностранного языка;необходимый лексический минимум общего и терминологического характера по избранному профилю;характерные способы и приемы отбора языкового материала в соответствии с различными видами речевого общения;способы установления лингвистических связей между языками;основные приемы аннотирования, реферирования и перевода литературы по направлению подготовки;теорию права и государства, ее сущность, системы права и особенности их функционирования;основы правового статуса человека в обществе, основные права, свободы и обязанности гражданина Российской Федерации;механизм реализации прав и свобод человека и гражданина;этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;правовые и этические нормы в сфере профессиональной деятельности;сущность власти и ее функции;источники российского права;нормы права и нормативно-правовые акты;основные особенности российской правовой системы и российского законодательства, системы и организации государственных органов Российской Федерации;особенности соотношения международных и национальных норм права;основы трудового законодательства;особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности;историю экономических учений;основные законы экономики;основные теории и методы микро- и макроэкономики;микро- и макроэкономические проблемы;систему макроэкономических показателей;экономическое планирование и прогнозирование;типы экономических систем;суть экономических моделей;основные экономические институты и принципы их функционирования;элементы централизованной и рыночной систем в смешанной экономике;характерные признаки переходной экономики;суть либерализации, структурных и институциональных преобразований;экономические основы производственно-хозяйственной деятельности предприятий;основы психологии личности и межличностных отношений, необходимость и принципы непрерывного образования и методы поддержания компетентности в процессе трудовой деятельности;уметь:применять понятийно-категорийный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;использовать иностранный язык для коммуникации общего и профессионального характера;использовать полученные знания для развития и совершенствования своего интеллектуального уровня;владеть:методами научного познания, навыками работы в интернациональном коллективе.
35 - 45
15 - 20
Отечественная история,
Философия,
Иностранный язык,
Правоведение,
Экономика,
Психология и педагогика,
Культурология,
Политология
ОК-1ОК-2ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ПК-2ПК-3ПК-4ПК-8ПК-15ПК-16ПК-18
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
20 - 25
Б.2Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные понятия и методы математического анализа, линейной алгебры, аналитической геометрии, дискретной математики;основные понятия и методы теории дифференциальных уравнений;операционное исчисление и численные методы;основные понятия и методы теории функций комплексного переменного, теории вероятностей и математической статистики, теории случайных процессов, вариационного исчисления и оптимального управления, линейного программирования;математические модели простейших систем и процессов в естествознании и технике;основные математические методы решения профессиональных задач;основные сведения о дискретных структурах, используемых в персональных компьютерах;основные алгоритмы типовых численных методов решения математических задач;один из языков программирования;структуру локальных и глобальных компьютерных сетей;характеристики технических и программных средств реализации информационных технологий;методы решения функциональных и вычислительных задач;основные процедуры алгоритмизации и программирования, базы данных;методы сбора, хранения и обработки информации, применяемые в профессиональной деятельности;физические основы механики;основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, молекулярной физики и термодинамики, оптики, атомной и ядерной физики;методы теоретического и экспериментального исследования в физике;факторы, определяющие устойчивость биосферы;характеристики возрастания антропогенного воздействия на природу;принципы рационального природопользования;методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;организационные и правовые средства охраны окружающей среды;способы достижения устойчивого развития;основные понятия, законы и модели экологии;основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды;требования экологии по защите водной составляющей окружающей среды;методы теоретического и экспериментального исследования в экологии;химические свойства материалов;нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией;уметь:употреблять математическую символику для выражения количественных и качественных отношений объектов;использовать методы математического анализа, векторной алгебры, линейного программирования, вариационного исчисления для решения профессиональных задач;применять математические методы при решении типовых профессиональных задач;работать в качестве пользователя персонального компьютера;использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами;создавать резервные копии, архивы данных и программ;использовать вычислительную технику и стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на персональном компьютере;использовать языки и системы программирования для решения профессиональных задач;работать с программными средствами общего назначения;использовать физические законы при анализе и решении проблем профессиональной деятельности;осуществлять в общем виде оценку воздействия управления водным транспортом игидрографического обеспечения судоходства на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;владеть:методами построения математической модели типовых профессиональных задач и содержательной интерпретации полученных результатов;навыками решения задач по теории вероятностей, теории случайных процессов, математической статистики применительно к реальным процессам;методами поиска и обмена информацией в глобальных и локальных компьютерных сетях;техническими и программными средствами защиты информации при работе с компьютерными системами, включая приемы антивирусной защиты;методами проведения физических измерений, методами корректной оценки погрешностей при проведении физического эксперимента;методами оценки уровня загрязнения окружающей среды водным транспортом и методами выбора рационального способа снижения этого воздействия.
45 - 55
20 - 25
Математика,
Информатика,
Физика,
Химия,
Экология
ОК-1ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-7ПК-9ПК-11ПК-17ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30ПК-31
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза)
25 - 30
Б.3Профессиональный циклБазовая(общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные тенденции и направления развития морской техники и технологии соответствующего транспортного оборудования, их взаимосвязь со смежными отраслями;основы прикладной геометрии и инженерной графики;основные законы механики;основы электротехники и электроники;основы стандартизации и сертификации на водном транспорте;основы физиологии труда и обеспечения безопасностижизнедеятельности на водном транспорте;классификацию плавсредств, устройств и систем;меры безопасности пассажиров в чрезвычайных ситуациях;основные конструктивные элементы судна;теоретические основы создания информации об остойчивости, посадке и напряжениям, построения диаграмм и создания устройств для расчета;основы водонепроницаемости и основные действия, которые должны предприниматься в случае частичной потери плавучести;уметь:разрабатывать, осуществлять и контролировать выполнение требований по охране труда и технике безопасности в конкретной сфере деятельности;применять информацию об остойчивости, посадке и напряжениям, диаграммы и устройства для расчета;использовать переносные и стационарные средства тушения пожаров и противопожарное оборудование, участвовать в организации учения по борьбе с пожаром;определять работоспособность транспортного оборудования, осуществлять наблюдение за его безопасной эксплуатацией;выполнять стандарты управления безопасной эксплуатации транспортного оборудования и плавсредств;выполнять планы охраны объектов транспорта;владеть:навыками пространственного представления и конструктивно-геометрического мышления;минимумом фундаментальных инженерно-геометрических знаний, позволяющих успешно изучать общетехнические и специальные дисциплины;методами расчета на прочность деталей конструкций при динамических и переменных нагрузках при решении профессиональных задач;методами расчета свойств и характеристик электрических и электронных цепей при решении профессиональных задач;современными средствами измерений и методами проведения измерений;навыками использования основных положений технического регулирования и управления качеством в практической деятельности;навыками применения законодательных и нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности жизнедеятельности;методами решения проектных задач, разработки технических условий и требований, стандартов и технических описаний;методами построения теоретических моделей в области своей профессиональной деятельности;основами научно-исследовательской деятельности.
115 - 125
35 - 40
Безопасность жизнедеятельности,
Начертательная геометрия и инженерная графика,
Механика,
Общая электротехника и электроника,
Метрология, стандартизация и сертификация,
Теория и устройство судна
ОК-1ОК-3ОК-4ОК-10ПК-1ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-19ПК-20ПК-21ПК-22ПК-23ПК-24ПК-25ПК-26ПК-27ПК-28ПК-29ПК-31
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки)
80 - 85
Б.4Учебная и производственная практики(практические умения и навыки определяются ООП вуза)
16
ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-10ПК-4ПК-6ПК-9ПК-10ПК-13ПК-18
Б.5Физическая культура
2
ОК-11
Б.6Итоговая государственная аттестация
12
ОК-1ОК-4ОК-9ОК-10ПК-1ПК-4ПК-7ПК-9ПК-13ПК-14ПК-15ПК-17ПК-20ПК-21ПК-25ПК-27ПК-28ПК-30ПК-31
Общая трудоемкость основной образовательной программы
240
* Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять ООП с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ОПП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа не могут составлять более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").