Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 14.12-2006 "Экологический менеджмент Интегрирование экологических аспектов в проектирование и разработку продукции" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 де стр. 3

2 Условия применения могут быть реальными или смоделированными.
3.13 экологическая результативность: Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных экологических результатов.
Примечание - Метод оценивания - по ГОСТ Р ИСО 14031.
3.14 экологическая эффективность: Связь между достигнутым экологическим результатом и использованными ресурсами.
Примечание - Метод оценивания - по ГОСТ Р ИСО 14031.

4 Цель и потенциальные выгоды

4.1 Целью интегрирования экологических аспектов в проектирование и разработку продукции является уменьшение вредных воздействий продукции на окружающую среду на протяжении всего ее жизненного цикла. Достижение этой цели может принести большую выгоду как для организации, повысив ее конкурентоспособность, так и для покупателей и посредников, обеспечив их безопасность.
4.2 Потенциальные выгоды могут также включать в себя:
- снижение затрат организации за счет оптимизации использования материалов и энергии, более эффективных процессов, уменьшения выбросов отходов;
- стимулирование инноваций и творчества;
- идентификацию новой продукции, например, из отбракованных материалов;
- удовлетворение или превышение ожиданий потребителя;
- улучшение имиджа и/или брэнда организации;
- повышение лояльности потребителя;
- привлечение финансирования и инвестиций, особенно от инвесторов, сознающих значение экологии;
- повышение мотивации работников;
- увеличение знаний о продукции;
- уменьшение обязательств за счет уменьшения воздействий на окружающую среду;
- уменьшение рисков;
- улучшение отношений с регулирующими органами;
- улучшение внутренних и внешних связей.

5 Стратегические расчеты

5.1 Общие вопросы
В данном разделе представлены некоторые из применяемых стратегических расчетов, которые организация делает при интегрировании экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Предварительно необходимо рассмотреть цели такого интегрирования (раздел 4) в контексте существующих политик, стратегий и структуры организации. Существующие политики или стратегии могут дать четкое направление к интегрированию экологических аспектов в проектирование и разработку продукции.
5.2 Организационные вопросы
Необходимо рассмотреть следующие экологические вопросы, которые могут иметь экономическое и экологическое значения для организации. Применение экологических вопросов определяется общими целями организации в отношении:
- деятельности конкурентов;
- потребностей, требований и запросов потребителей;
- деятельности поставщиков;
- взаимодействия с инвесторами, финансовыми органами, страховыми организациями и другими посредниками;
- экологических аспектов организации и ее воздействий на окружающую среду;
- деятельности регулирующих и законодательных органов;
- деятельности промышленных и предпринимательских ассоциаций.
5.3 Вопросы, связанные с продукцией
Организации, которые интегрируют экологические аспекты в проектирование и разработку продукции, обычно рассматривают следующие вопросы, связанные с продукцией:
а) раннее интегрирование, т. е. рассмотрение экологических аспектов на ранней стадии процессов проектирования и разработки продукции;
б) жизненный цикл продукции, т. е. анализ продукции от приобретения сырья до конца срока службы (рисунок 1)
в) функциональность, т. е. насколько продукция соответствует цели, для которой она предназначена с точки зрения пригодности, эксплуатационной долговечности, внешнего вида и др.;
г) концепцию множества критериев, т. е. рассмотрение всех соответствующих экологических аспектов и воздействий на окружающую среду;
д) компромиссы, т. е. поиск оптимальных решений.
Более подробно эти вопросы рассмотрены в 7.3.
5.4 Коммуникации
Стратегия коммуникаций является неотъемлемой частью процесса внедрения экологических аспектов в проектирование и разработку продукции. Эффективная стратегия распространяется на внутреннюю и внешнюю коммуникации.
Внутренняя коммуникация может включать в себя предоставление информации работникам по:
- политике организации;
- воздействиям продукции на окружающую среду;
- подготовительным курсам по экологическим вопросам, программам и инструментам;
- успешным проектам или продукции;
- специфическим воздействиям площадок на окружающую среду.
Такая коммуникация может также включать в себя механизмы, обеспечивающие получение информации от работников по вопросам экологоориентированных методов проектирования и разработки продукции.