- а/д М-5 "Урал" - Пласт;
- Южноуральск - Магнитогорск - Кизильское - Сибай республики Башкортостан;
- Южноуральск - Щучье;
- Челябинск - Октябрьское - Крутоярский - граница Челябинской области;
- Октябрьское - Троицк;
- Троицк - Степное - Нижнеусцелемово;
- Миасс - Уйское - Карагайский - Верхнеуральск - а/д обход города Магнитогорска;
- Черноречье - Чесма - Варна - Карталы - Бреды;
- Варна - Николаевка - Тобол республики Казахстан;
- Карталы - Магнитогорск;
- обход города Магнитогорска;
- Кизильское - Субутак;
- Бреды - Обручевка.
Все вышеперечисленные автодороги связывают между собой основные населенные пункты с областным центром (городом Челябинском) и имеют выход как на федеральные трассы, так и за границу Челябинской области.
Основной целью в развитии сети автомобильных дорог Челябинской области является повышение плотности дорог общего пользования для обеспечения удовлетворительных хозяйственных связей, выравнивание неравномерности существующей сети.
При этом необходимо:
- повышение технического уровня наиболее перегруженных участков со строительством обходов населенных пунктов на сети территориальных дорог, обеспечивающих связи соседних регионов по кратчайшему направлению, а также группы районов с областным центром;
- завершение строительства Челябинской кольцевой автомобильной дороги, что позволит объединить восемь транспортных направлений автомобильных дорог федерального и территориального значения, входящих в город, и разгрузить областной центр от транзитного автотранспорта.
Проектом учитывается дальнейшая реконструкция автодорог федерального значения М-5 "Урал", М-51, М-36. На автодорогах М-5 "Урал" и М-36 планируется увеличение пропускной способности в 2 раза. Кроме того, учитывается предложение по изменению трассировки участка а/д М-36 - в обход г. Южноуральска, что увеличит ее пропускную способность.
В соответствии с "Изменениями в стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года" проектом предлагается реконструкция и строительство основных территориальных автодорог:
Реконструкция автомобильных дорог:
- Нижнеусцелемово - Кидиш - Степное на участке Бирюковский - Степное;
- Чебаркуль - Уйское - Сурменевский - Магнитогорск на участке от границы г. Магнитогорска до объездной автодороги вокруг г. Магнитогорска;
- Южноуральск - Магнитогорск на участках Солодянка - Нагайбакский, Нагайбакский - Придорожный - Остроленский - Арсинский - граница Верхнеуральского района, граница Нагайбакского района - Петропавловский - Степное;
- Челябинск - Харлуши - граница Аргаяшского района.
Строительство автомобильных дорог:
- Магнитогорск - Карталы на участке Магнитный - граница Карталинского района с подъездом к п. Алексеевский;
- Шадринск Курганской области - Миасское на участке Русская Теча - Нижнепетропавловка с обходом с. Русская Теча;
- Магнитогорск - Сибай - Зилаир-Ира на участке обход п. Агаповка;
Кроме того, проектом предлагается строительство автодорог:
- Златоуст - Веселовка - Плотинка - Учалы республики Башкортостан на участке Плотинка - граница Челябинской области ("Генеральный план ЗГО", 2007 года);
- Башакуль - Калиновский;
- Озерный - Белоглинка;
- "новый обход города Чебаркуля" ("Генеральный план Чебаркульского городского округа", 2007 года).
Прочие территориальные автодороги носят местный характер и отвечают за связь между населенными пунктами внутри районов.
Таким образом, сформированная автодорожная сеть Челябинской области представляет собой:
- в широтном направлении: федеральные автодороги М-5 "Урал" (Москва - Уфа - Челябинск) и М-51 "Байкал" (Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск), в меридиональном направлении: федеральные автодороги М-5 "Урал" (Екатеринбург - Челябинск) и М-36 (Челябинск - Троицк - Республика Казахстан), пересекающиеся в областном центре - г. Челябинске;
- первое транспортное кольцо вокруг г. Челябинска, связывающее между собой эти федеральные трассы и вливающиеся в него трассы основных территориальных автодорог;
- второе транспортное кольцо (Щучье Курганской области - Бродокалмак - Кунашак - а/д М-5 (Екатеринбург - Челябинск) - Аргаяш - Кузнецкое - а/д М-5 "Урал" (Москва - Челябинск) - Пласт - Южноуральск - Щучье), собирающее главные населенные пункты и имеющее выход на федеральные автодороги и на основные территориальные автодороги, связанные с городом Челябинском;
- транспортное полукольцо Каменск-Уральский Свердловской области - а/д М-5 (Екатеринбург - Челябинск) - Касли - Кыштым - Карабаш - Миасс - Уйское - Степное - Черноречье - Троицк - Октябрьское - Куртамыш - Курган, также имеющее выход на все федеральные трассы и основные территориальные автодороги;
- основные территориальные автодороги Южноуральск - Магнитогорск - Кизильское - Сибай республики Башкортостан, Черноречье - Чесма - Варна - Карталы - Бреды, связывающие транспортные потоки южной части Челябинской области с ее административным центром (г. Челябинском), вливающиеся во второе транспортное кольцо и транспортное полукольцо соответственно;
- широтные связи в южной части области Магнитогорск - Карталы - Республика Казахстан и Кизильское - Бреды;
- в северной части области автодорога Касли - Верхний Уфалей - Нязепетровск - Арти Свердловской области, вливающееся в транспортное полукольцо;
- в западной части области автодороги Сатка - Межевой - Месягутово и Кропачево - Месягутова связывают Челябинскую область с республикой Башкортостан и имеют выход на федеральную трассу М-5 "Урал".
Для надежной работы автомобильного транспорта и его перспективного развития необходимо:
- решить вопросы координации работы всех видов транспорта;
- заложить конкурсную основу в выполнении грузо- и пассажироперевозок как общего транспорта, так и частного;
- перевести большую часть автотранспорта на наиболее дешевый вид топлива - сжатый природный газ и сжиженный углеводородный газ;
- развернуть строительство автомобильных газовых заправочных станций (АГЗС) по основным направлениям автомобильных дорог, а также в городах области.