Постановление от 24.11.2008 N 389-П "О схеме территориального планирования Челябинской области" стр. 90

Южно-Уральская железная дорога (ЮУЖД) пересекает территорию Европейского и Азиатского континентов. ЮУЖД является филиалом ОАО "Российские железные дороги" - входит в число лучших железных дорог России. ЮУЖД включает 5 отделений: Челябинское, Курганское, Карталинское, Оренбургское и Петропавловское. Наибольшая плотность наблюдается на пересекающей область Транссибирской магистрали, основным транспортным узлом которой является Челябинск. Железнодорожный вокзал Челябинска - один из лучших в Российской Федерации.
По территории Челябинской области с запада на восток проходит двухпутная электрифицированная линия Москва - Уфа - Челябинск - Владивосток (Транссибирская магистраль), обеспечивающая транспортно-экономические связи Урала с Европейской частью страны, районами Сибири и Дальнего Востока. Данная магистраль попадает сразу в два транспортных коридора Центр - Поволжье - Урал до Челябинска и Кузбасс - Азово-Черноморский транспортный узел на всем ее протяжении.
Железнодорожная линия Екатеринбург - Полдневая - Челябинск с севера на юг связывает Свердловскую и Челябинскую области.
Двухпутная электрифицированная линия Челябинск - Южноуральск - Орск с севера на юг связывает Челябинскую, Оренбургскую области с Республикой Казахстан.
В широтном направлении с северо-запада на юго-восток проходит двухпутная электрифицированная линия Дема - Магнитогорск - Карталы - Тобол (Казахстан), являющаяся звеном важнейшего международного транспортного коридора Европа - Россия - Казахстан - Китай ("Запад - Восток").
С юга на север проходит однопутная железнодорожная линия Челябинск - Каменск-Уральский.
"Схемой перспективного развития Южно-Уральской железной дороги в рамках Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года" предлагается:
- формирование международного транспортного коридора "Запад - Восток", используя ответвление через Карталы - Астана - Достык для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества с Республикой Казахстан и привлечения объемов торговли между западными регионами Китая и европейскими странами;
- строительство дополнительных главных путей на участках Челябинск - Кропачево и Челябинск - Каменск-Уральский, что позволит увеличить пропускную способность железнодорожных линий, в том числе при реализации проекта "Урал промышленный - Урал полярный";
- организация тяжеловесного движения участка Кузбасс - Челябинск - Сызрань - порты Азово - Черноморский бассейн для увеличения перевозок экспортных грузов в направлении портов Северо-Западного и Южного регионов, роста внутренних перевозок, в частности угля, для обеспечения потребностей энергетики Урала и Центра;
- развитие скоростного железнодорожного движения на линии Екатеринбург - Полдневая - Челябинск в целях улучшения транспортных связей с северными соседями;
- строительство обходной ветки Троицк - Варна по территории Челябинской области, что позволит обеспечивать перевозки в обход железнодорожных участков, находящихся на территории Казахстана, решит проблему прохождения таможенного досмотра и значительно сократит затраты времени на перевозку.

ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

В области находятся два аэропорта, имеющие статус международных, - в Челябинске (Баландино) и Магнитогорске. Ежегодно из них отправляется более 200 тыс. пассажиров, около 1000 тонн грузов. Челябинский аэропорт может принимать все типы лайнеров. Российские авиакомпании из аэропортов Челябинска и Магнитогорска осуществляют чартерные рейсы во многие страны Европы и Азии.
Кроме того, в области находятся два учебных аэродрома: в г. Троицке и п. Шагол.
Для развития воздушного транспорта планируется создание условий расширения международного сектора Челябинского аэропорта "Баландино", увеличение количества прямых международных и внутрироссийских рейсов в 4 раза.
Стратегическая цель развития аэропорта - построение системы эффективного взаимодействия всех видов транспорта и хозяйствующих субъектов, выполняющих операции по организации и обслуживанию международных, внутрироссийских и региональных пассажирских и грузовых перевозок.
Основные задачи:
- развитие маршрутной сети всех видов транспорта в регионе, координация их деятельности и обеспечение стыковок смешанных перевозок;
- реконструкция аэровокзального комплекса и внедрение современных технологий по обслуживанию пассажиров;
- реконструкция аэродрома;
- развитие сети авиаперевозок;
- развитие железнодорожного сообщения в регионе с учетом организации транспортно-логистического узла (ХАБа);
- развитие системы автотранспортных перевозок;
- развитие инфраструктуры пассажирских и грузовых перевозок.
При решении этих задач в г. Челябинске сформируется один из крупнейших в России транспортно-логистический узел, улучшится качество транспортных услуг, удовлетворяющих современным требованиям и международным стандартам, а также повысится доступность транспортных услуг для населения и бизнеса.
Также проектом предлагается возможное размещение аэродромов (малая авиация) в Златоустовском городском округе, в г. Аше (Генеральные планы Златоустовского городского округа и г. Аши, 2007 - 2008 г. г.).

ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ

Через Челябинскую область проходит сеть транзитных нефте- и нефтепродуктопроводов и газопроводов, которая сохраняется и в дальнейшем:
- 2 нитки нефтепровода Туймазы - Омск - Новосибирск (ТОН-1 Д 530 мм; ТОН-2 Д 720 мм);
- нефтепровод Усть-Балык - Курган - Уфа - Альметьевск УБКУА, Ду 1220 мм;
- нефтепровод Нижневартовск - Курган - Самара НКС, Ду 1220 мм;
- нефтепродуктопровод (бензин) Уфа - Омск, Д 350 мм;
- нефтепродуктопровод (дизельное топливо) Уфа - Петропавловск, Д 500 мм;
- магистральный газопровод Бухара - Урал, (1 и 3 нитки), по Д 1020 мм;
- магистральный газопровод Комсомольское - Челябинск, Уренгой - Челябинск, Челябинск - Петровск, по Д 1420 мм;
5.4 - 5.6 РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
5.4. ВОДОСНАБЖЕНИЕ И ВОДООТВЕДЕНИЕ
Водные ресурсы Челябинской области
Поверхностные ресурсы
По территории Челябинской области протекает 3602 реки общей протяженностью 17,925 тыс. км, находится 467 прудов и водохранилищ, 3170 озер общей площадью 2125 кв. км (из них 1340 учтенных озер общей площадью водной поверхности свыше 1500 кв. км), принадлежащих бассейнам Каспийского моря (реки бассейнов Камы и Урала) и Карского моря (бассейна р. Тобол).
Реки. Среднегодовой объем стока по области относительно мал и составляет всего 6,34 куб. км, а в маловодный год 95-процентной обеспеченности он снижается в 2,5 раза - до 2,56 куб. км. На бассейн р. Тобол приходится 19 %, на бассейн р. Урал - 10 %, на бассейн р. Кама - 71 % всего стока. Реки в большинстве маловодны. Более половины рек (55 %) приходится на западную горную часть области, где протекают реки бассейна Камы: Уфа, Ай, Юрюзань, Сим и др. со своими притоками. Бассейны рек местами закарстованы. Залесенность бассейнов составляет около 50 %, заболоченность - 1 %. Основным источником питания рек является снежный покров, на долю которого приходится 50 - 70 % годового стока. Характерны дождевые паводки, максимальный сток которых в отдельные годы равен или даже превышает максимальный сток в период весеннего половодья.
Бассейн р. Тобол формируют реки: Миасс, Уй, Тогузак, Синташта, Теча, Аят и др. Самыми крупными из них (длиной более 100 км) являются реки: Миасс, Уй с притоком Увелька, Синташта с притоком Берсуат, Аят, Тогузак.
Состояние водных экологических систем в бассейне р. Тобол обусловлено наличием источников природного и антропогенного загрязнения.
К природным факторам можно отнести присутствие в геологическом горно-складчатом субстрате и почвах повышенных концентраций металлов, которые превышают ПДК в 3 - 4 раза (цинка, меди, железа, марганца и т.д.). Эти вещества присутствуют и в подземных водах, участвующих в питании рек.
Наиболее распространенным фактором ухудшения экологического состояния водных систем (речных, озерных) остается химическое загрязнение вод. Наличие предприятий цветной и черной металлургии, строительных материалов, горнодобывающей, топливной промышленности Челябинской области оказывает значительное влияние на качество поверхностных водных объектов.
Наиболее сложная экологическая ситуация остается в северо-восточной части Челябинской области и имеет характеристики от напряженной до катастрофической (локально - бассейн р. Теча). Тяжелое экологическое состояние вызвано несколькими перекрывающимися факторами: радиационным загрязнением, загрязнением тяжелыми металлами.
Бассейн р. Урал представлен р. Урал и притоками. Основные реки бассейна реки Урал текут в широтном направлении, берут начало с восточных склонов Уральских гор. Этот бассейн охватывает площадь 16,4 тыс. кв. км (18,5 % площади области).
Основным источником питания рек бассейна Урала является снежный покров, на долю которого приходится 60 - 70 % годового стока. Доля дождевого питания незначительна. Речная сеть отличается неравномерностью, асимметрична. Правобережные притоки - реки Миндяк, Большой и Малый Кизил, стекающие с хребта Урал-Тау, несут на себе черты горных рек, левобережные - Гумбейка, Зингейка, Б. Караганка имеют равнинный характер.
Озера. На территории Челябинской области расположено 3170 озер. В бассейнах рек Урала и Камы озера немногочисленны. Большая часть озер (среди них 12 крупных с площадью зеркала не менее 25 кв. км) расположена в бассейне Тобола, в основном это небольшие водоемы, занимающие бессточные впадины.