Организации являются производителями и потребителями систем, то есть они торгуют продуктами и услугами. Одна организация может, выступая в качестве приобретающей стороны, ставить задачу другой организации, выполняющей роль поставщика продуктов или услуг, что достигается путем соглашений между ними. Вообще, организации одновременно или поочередно выступают и как приобретатели, и как поставщики систем. Например, на рисунке D.7 вертикальные отношения организаций А и В могут рассматриваться как отношения организаций-поставщиков, осуществляющих торговлю в течение одного этапа жизненного цикла. Аналогично отношения организаций А и С могут представлять отношения организаций, последовательно принимающих ответственность за осуществление стадий жизненного цикла.
Процессы заключения соглашений могут применяться с меньшими формальностями, если приобретающая сторона и поставщик принадлежат одной организации. Подобным же образом эти процессы могут использоваться в рамках организации для согласования распределения ответственностей на уровне предприятия, проекта и технических функций.
D.3.2.3 Процессы предприятия
Процессы предприятия связаны с гарантиями того, что потребности и ожидания заинтересованных сторон, взаимодействующих с организацией, будут удовлетворены. На стратегическом уровне процессы предприятия связаны с управлением и совершенствованием бизнеса или обязательств организации, с обеспечением и развертыванием ресурсов и активов и с управлением рисками в конкурентных или неопределенных ситуациях. Ответственность за эти процессы обычно несет высший уровень организации.
Процессы предприятия создают устойчивый имидж предприятия для многих организаций и подразумевают в качестве движущей силы коммерческий успех или прибыль. Тем не менее, процессы предприятия в равной степени относятся и к бесприбыльным организациям, поскольку эти организации также подотчетны заинтересованным сторонам, ответственны за ресурсы и сталкиваются с рисками в своей деятельности. Таким образом, настоящий стандарт может применяться как бесприбыльными, так и создающими прибыль организациями.
D.3.2.4 Процессы проекта
Процессы проекта связаны с управлением ресурсами и активами, распределяемыми управленческим персоналом предприятия, и с их использованием для безусловного выполнения соглашений, заключенных организацией. Они относятся к управлению проектами, в частности к планированию в терминах затрат, сроков выполнения и достижения результатов, к контролю мероприятий для гарантии того, что они соответствуют планам и техническим критериям, а также к определению и выбору корректирующих действий, устраняющих задержки в развитии и недостатки в достижениях.
Обычно в одной организации может осуществляться сразу несколько проектов. Процессы проекта могут использоваться для обеспечения инфраструктуры организации на корпоративном уровне, например, оборудования, обеспечивающих служб, технологической базы.
Организация А Организация С
|
?
+----------------------+ +----------------------+
| Процессы предприятия | | Процессы предприятия |
| ? | | ? |
- - ?| | |?----------------?| | |?-
|+---------------+---+ | Процессы | +------------+----+|
|| Процессы | | | соглашения | |Процессы ? ||
|| проекта ? | | | |проекта ? ||
|| ? | | | | | ||
|| | | | | | | ||
||+--------------+-+ | | | | +----------?--+ ||
|||Технические ? | | | | | | Технические | ||
||| процессы | | | | | | процессы | ||
||+----------------+ | | | | +-------------+ ||
+----------------------+ +----------------------+
|+-------------------+ | | +-----------------+|
+----------------------+ +----------------------+
?
Процессы |
соглашения |
|
Организация В |
?
+----------------------+
| Процессы |
| предприятия |
| ? |
| | |
| +--------------+--+ |
| | Процессы ? | |
| | проекта ? | |
| | | | |
| | ? | |
| | +-------------+ | |
| | | Технические | | |
| | | процессы | | |
| | +-------------+ | |
+----------------------+
| +-----------------+ |
+----------------------+
?
|
Рисунок D.7 - Процессы соглашения, предприятия, проекта и технические процессы во взаимодействующих организациях
D.3.2.5 Технические процессы
Технические процессы связаны с техническими мероприятиями, проводимыми в течение жизненного цикла. Они преобразуют потребности правообладателей сначала в продукт, а затем, используя данный продукт, обеспечивают устойчивую реализацию услуги тогда и там, где это необходимо, с целью удовлетворения заказчика. Технические процессы применяются для создания и использования системы независимо от того, представлена ли она в виде модели или в виде конечного продукта. Технические процессы применяются на любом уровне иерархии структуры системы.
D.3.3 Применение процессов
Каждый процесс жизненного цикла, приведенный на рисунке D.8, может быть инициирован при необходимости в любой момент жизненного цикла, причем не существует фиксированных правил его использования. Подробности задач и сроки применения этих процессов на протяжении жизненного цикла зависят от множества факторов, включая социальные, торговые, организационные и технические факторы, каждый из которых может изменяться в течение жизненного цикла системы. Отдельный жизненный цикл системы является, таким образом, сложной системой процессов, обычно обладающих параллельными, итеративными, рекурсивными и зависящими от времени характеристиками.
Процессы могут выполняться параллельно в рамках проекта (например, проектные действия и действия по подготовке к созданию системы выполняются одновременно) или между проектами, например, когда системные элементы разрабатываются одновременно в различных проектах.
Итеративное использование процессов, то есть повторное применение процесса или множества процессов на одном уровне иерархии, имеет важное значение для постоянного уточнения результатов процесса, например взаимодействие между последовательными действиями по верификации и действиями по комплексированию может постепенно укреплять уверенность в соответствии продукта предъявленным требованиям.
Рекурсивное использование процессов, то есть повторное применение одного и того же процесса или множества процессов к последовательным уровням детализации иерархической структуры системы, является ключевым аспектом применения настоящего стандарта. Результаты процессов на любом уровне, будь то информация, артефакты или услуги, являются входами для таких же процессов, но реализуемых на более низком или более высоком уровнях. В итоге возникает ответная информация, артефакты или услуги, которые могут модифицировать первоначальный выход процесса. Таким образом, результаты процессов, полученные на всех уровнях системной архитектуры, могут быть согласованы и совместимость их достигнута, например, в виде описаний системных элементов, формирующих системную архитектуру.
+-----------------------------------------------------------------------+
| |
| +--------------------+ +--------------------+ +-------------------+ |
| |Процессы предприятия| | Процессы проекта | | Технические | |
| | | | | | процессы | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | Управление | | | | Планирование | | | | Определение | | |
| | | средой | | | | проекта | | | | требований | | |
| | | предприятия | | | | | | | |правообладате-| | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | | лей | | |
+-----------------------------------------------------------------------+
| | +---------------+ | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | Управление | | | |Оценка проекта| | | | |
| | | инвестициями | | | | | | | +--------------+ | |
| | | | | | | | | | | Анализ | | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | | требований | | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | | | | | | | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | Управление | | | | Контроль | | | | |
| | | процессами | | | | проекта | | | +--------------+ | |
| | | жизненного | | | +--------------+ | | |Проектирование| | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | цикла | | | | | | архитектуры | | |
| | | | | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | | | | | Принятие | | | | |
| | +---------------+ | | | решений | | | +--------------+ | |
| | | | | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | | | | | | | Реализация | | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | | | | |
| | | Управление | | | | | +--------------+ | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | | | | |
| | | ресурсами | | | | | | |
| | +---------------+ | | +--------------+ | | +--------------+ | |
| | | | | Управление | | | |Комплексирова-| | |
| | +---------------+ | | | рисками | | | | ние | | |
| | | Управление | | | | | | | | | | |
| | | качеством | | | +--------------+ | | +--------------+ | |