Строительные нормы и правила СНиП 2.05.11-83"Внутрихозяйственные автомобильные дороги в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях"(утв. постановлением Госстроя СССР от 30 декабря 1983 г. N 344) стр. 2

2. Основные технические нормы, параметры и показатели

Расчетные скорости

2.1. Расчетные скорости движения транспортных средств для проектирования элементов плана, продольного и поперечных профилей внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл.2.
Таблица 2
+-----------------+-----------------------------------------------------+
|Категория дорог | Расчетные скорости движения, км/ч |
| +---------------+-------------------------------------+
| | основные | допускаемые на участках дорог |
| | +------------------+------------------+
| | | трудных | особо трудных |
+-----------------+---------------+------------------+------------------+
| I-c | 70 | 60 | 40 |
| II-c | 60 | 40 | 30 |
| III-c | 40 | 30 | 20 |
| |
| Примечание. К трудным участкам дорог относятся участки,|
|располагаемые в сложных топографических, геологических, планировочных|
|условиях, когда применение основных норм связано со значительным|
|увеличением объема и стоимости строительных работ, со сносом или|
|переустройством существующих зданий и сооружений, с занятием ценных|
|сельскохозяйственных земель. |
| К особо трудным участкам дорог относятся участки, располагаемые в|
|особо сложных топографических, геологических, планировочных условиях,|
|которые исключают применение основных или допускаемых для трудных|
|участков норм. |
+-----------------------------------------------------------------------+

План и продольный профиль

2.2. Параметры плана и продольного профиля дорог I-c и II-c категорий следует принимать:
продольные уклоны ........................ до 40%о
расстояние видимости:
поверхности дороги ....................... не менее 175 м
встречного автомобиля .................... " " 350 "
радиусы кривых в плане ................... " " 1500 "
радиусы кривых в продольном профиле:
выпуклых .................................. " " 5000 "
вогнутых .................................. " " 2500 "
В случаях когда по местным условиям для дорог I-c и II-c категорий не представляется возможным или экономически целесообразным применить указанные параметры, допускается использовать нормы, приведенные в табл.3, которые следует применять также для дорог III-с категории.
Таблица 3
+----------------------------------+------------------------------------+
|Параметры плана и продольного |Значения параметров при расчетной |
|профиля |скорости движения, км/ч |
| +------+-------+------+-------+------+
| | 70 | 60 | 40 | 30 | 20 |
+----------------------------------+------+-------+------+-------+------+
|Наибольший продольный уклон, %o | 60 | 70 | 80 | 90 | 90 |
|Расчетное расстояние видимости, м:| | | | | |
| поверхности дороги | 100 | 75 | 50 | 40 | 25 |
| встречного автомобиля | 200 | 150 | 100 | 80 | 50 |
|Наименьшие радиусы кривых, м: | | | | | |
| в плане | 200 | 150 | 80 | 80 | 80 |
| в продольном профиле: | | | | | |
| выпуклых | 4000| 2500 | 1000 | 600 | 400 |
| вогнутых | 2500| 2000 | 1000 | 600 | 400 |
| вогнутых в трудных условиях | 800| 600 | 300 | 200 | 100 |
| |
| Примечание. В местах с длительными периодами гололеда продольные|
|уклоны должны быть уменьшены на 20%о. |
+-----------------------------------------------------------------------+
2.3. Для внутрихозяйственных дорог, располагаемых на трудных участках пересеченной местности, наибольший продольный уклон по сравнению с табл.3 допускается увеличивать на 20 , на особо трудных участках - на 30 , а радиусы кривых в плане уменьшать до 15 м - для движения одиночных транспортных средств, до 30 м - для движения автопоездов с одним полуприцепом, с одним или двумя прицепами, а также с длинномерными грузами, до 50 м - для движения автопоездов с полуприцепом и прицепом или с тремя прицепами, если эти меры уменьшают площадь занимаемых земель.
При расчете на массовое движение автопоездов (более 25% в общем составе движения) наибольший продольный уклон следует принимать не более 70 .
2.4. Переходные кривые следует предусматривать для дорог I-c и II-c категорий при радиусах кривых в плане менее 500 м, а для дорог III-с категории при радиусах менее 300 м. Наименьшие длины переходных кривых следует принимать по табл.4.
Таблица 4
+------------------+----------------------------------------------------+
|Элементы кривой в | Значения элементов кривой в плане, м |
|плане | |
+------------------+----+----+---+---+----+----+----+----+----+----+----|
|Радиус | 15 | 30 |60 |80 |100 |150 |200 |250 |300 |400 |500 |
|Длина переходной| 20 | 30 |40 |45 | 50 | 60 | 70 | 80 | 70 | 60 | 50 |
|кривой | | | | | | | | | | | |
+------------------+----+----+---+---+----+----+----+----+----+----+----+
2.5. Смежные элементы продольного профиля при алгебраической разности уклонов 10 и более для дорог I-c и II-c категорий и 20 и более для дорог III-с категории следует сопрягать кривыми, радиус которых надлежит принимать в соответствии с п.2.2.
Смежные кривые в продольном профиле допускается проектировать примыкающими одна к другой без прямых вставок.
2.6. При радиусах кривых в плане менее 60 м необходимо предусматривать смягчение наибольшего продольного уклона по 5 на каждые 5 м уменьшения радиуса кривой.
2.7. Во всех случаях, когда по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей или животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии не менее 8 м от кромки проезжей части, предусматривая при необходимости (в полосе с посевами высокорослых культур и плодово-ягодных насаждений) установку дополнительных дорожных знаков, ограничивающих скорость движения транспортных средств.

Поперечный профиль

2.8. Основные параметры поперечного профиля земляного полотна и проезжей части внутрихозяйственных дорог следует принимать по табл. 5.
Таблица 5
+-------------------------------------+---------------------------------+
|Параметры поперечного профиля | Значения параметров для дорог |
| | категорий |
| +----------+-----------+----------+
| | I-c | II-c | III-c |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
|Число полос движения | 2 | 1 | 1 |
| | | | |
|Ширина, м: | | | |
| полосы движения | 3 | - | - |
| проезжей части | 6 | 4,5 | 3,5 |
| земляного полотна | 10 | 8 | 6,5 |
| обочины | 2 | 1,75 | 1,5 |
| укрепления обочин | 0,5 | 0,75 | 0,5 |
+-------------------------------------+----------+-----------+----------+
Для дорог II-c категории при отсутствии или нерегулярном движении автопоездов допускается ширину проезжей части принимать 3,5 м, а ширину обочин - 2,25 м (в том числе укрепленных - 1,25 м).
На участках дорог, где требуется установка ограждений барьерного типа, при регулярном движении широкогабаритных сельскохозяйственных машин (шириной свыше 5 м) ширина земляного полотна должна быть увеличена (за счет уширения обочин) в соответствии с п.6.8.
2.9. Ширину земляного полотна, возводимого на ценных сельскохозяйственных угодьях, допускается принимать: 8 м - для дорог I-c категории, 7 м - II-c категории, 5,5 м - III-с категории.
Примечание. К ценным сельскохозяйственным угодьям относятся орошаемые, осушенные и другие мелиорированные земли, участки, занятые многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, а также участки с высоким естественным плодородием почв и другие, приравниваемые к ним, земельные угодья.
2.10. На дорогах II-c категории допускается устройство колейных конструкций с шириной колесопровода 1 м, расстоянием между колесопроводами 0,9 м и шириной земляного полотна 5 м. Обочины и пространство между колесопроводами должны быть укреплены на полную ширину. Площадки для разъезда транспортных средств и сельскохозяйственных машин следует предусматривать согласно пп.2.13 и 2.14.
2.11. Для дорог I-c и II-c категорий при радиусах кривых в плане 1000 м и менее необходимо предусматривать уширение проезжей части с внутренней стороны кривой за счет обочин согласно табл.6, при этом ширина обочин после уширения проезжей части должна быть не менее 1 м.
Таблица 6
+----------------+------------------------------------------------------+
|Радиус кривой | Уширение проезжей части, м, для движения |
|в плане, м +-------------+----------------------------------------+
| | одиночных | автопоездов |
| | транспорт- +-------------------+--------------------+
| | ных средств| с полуприцепом; с |с полуприцепом и |
| | (l < 8 м) | одним или двумя |одним прицепом; с |
| | | прицепами |тремя прицепами |
| | | (8 м <= l <= 13 м)|(13 м < l <= 23 м) |
+----------------+-------------+-------------------+--------------------+
| 1000 | - - | - - | 0,4 - |
| 800 | - - | 0,4 - | 0,5 - |
| 600 | 0,4 - | 0,4 - | 0,6 - |
| 500 | 0,4 - | 0,5 - | 0,7 - |
| 400 | 0,5 - | 0,6 - | 0,9 - |
| 300 | 0,6 - | 0,7 - | 1,3 (0,4) |
| 200 | 0,8 - | 0,9 - | 1,7 (0,7) |
| 150 | 0,9 - | 1 - | 2,5 (1,5) |
| 100 | 1,1 - | 1,3 (0,4) | 3 (2) |
| 80 | 1,2 (0,4) | 1,5 (0,5) | 3,5 (2,5) |
| 60 | 1,6 (0,6) | 1,8 (0,8) | - - |
| 50 | 1,8 (0,8) | 2,2 (1,2) | - - |
| 40 | 2,2 (1,2) | 2,7 (1,7) | - - |
| 30 | 2,6 (1,6) | 3,5 (2,5) | - - |
| 15 | 3,5 (2,5) | - - | - - |
| |
| Примечания: 1. l - расстояние от переднего бампера до задней оси|
|автомобиля, полуприцепа или прицепа. |
| 2. В скобках приведены уширения для дорог II-c категории с шириной|
|проезжей части 4,5 м. |
| 3. При движении автопоездов с числом прицепов и полуприцепов, а|
|также расстоянием l, отличными от приведенных в таблице, требуемое|
|уширение проезжей части надлежит определять расчетом. |
+-----------------------------------------------------------------------+
Для дорог III-с категории величину уширения проезжей части, установленную в табл.6, надлежит уменьшать вдвое.
При недостаточной ширине обочин для размещения уширенной проезжей части следует предусматривать соответствующее уширение земляного полотна. Уширение проезжей части должно быть выполнено в пределах переходной кривой, а при ее отсутствии - на прямом участке, примыкающем к кривой, длиной не менее 15 м.
2.12. Целесообразность применения кривых малых радиусов с уширением проезжей части следует обосновывать в проекте сопоставлением с вариантами увеличения радиусов кривых в плане, при которых величина уширения снижается.
2.13. На внутрихозяйственных дорогах, по которым предполагается регулярное движение широкогабаритных сельскохозяйственных машин и транспортных средств, следует предусматривать устройство площадок для разъезда с покрытием, аналогичным принятому для данной дороги, за счет уширения одной обочины и соответственно земляного полотна.
Расстояние между площадками надлежит принимать равным расстоянию видимости встречного транспортного средства, но не менее 0,5 км. При этом площадки должны, как правило, совмещаться с местами съездов на поля.
2.14. Ширину площадок для разъезда по верху земляного полотна следует принимать 8, 10 и 13 м при предполагаемом движении сельскохозяйственных машин и транспортных средств шириной соответственно до 3 м, свыше 3 до 6 м и свыше 6 до 8 м, а длину - в зависимости от длины машин и транспортных средств (включая автопоезда), но не менее 15 м. Участки перехода от однополосной проезжей части к площадке для разъезда должны быть длиной не менее 15 м, а от двухполосной проезжей части - не менее 10 м.
2.15. В случаях когда вывоз урожая с полей, завоз удобрений и посевного материала на поля намечается выполнять автопоездами или тракторными поездами с развозкой на поля и обратной вывозкой прицепов к дороге в одиночку, в местах примыкания вспомогательных полевых дорог к дорогам других категорий на последних должны предусматриваться специальные площадки за счет уширения их проезжей части не менее чем на 3,5 м длиной, равной длине автопоезда, но не менее 15 м.
2.16. Проезжую часть следует принимать с двухскатным поперечным профилем на прямолинейных участках дорог и на кривых в плане радиусом более 600 м для дорог I-с категории, более 400 м - II-c категории и более 300 м - III-с категории.
На кривых участках дорог в плане с меньшими радиусами следует предусматривать устройство виражей (односкатных поперечных профилей с уклоном к центру кривой).
На прямых участках и кривых в плане радиусом более 400 м дорог II-c категории с монолитным цементобетонным покрытием допускается устраивать проезжую часть с односкатным поперечным профилем.
2.17. Поперечные уклоны проезжей части при двухскатном поперечном профиле следует назначать в зависимости от типа дорожной одежды по табл.7.