Распоряжение Минтранса РФ от 11 ноября 2002 г. N НС-137-р "Об утверждении Правил классификации и постройки судов внутреннего плавания и Правил предотвращения загрязнения с судов" стр. 89

Для режима плавания проверку остойчивости следует выполнять в соответствии с 12.8.12, а значение коэффициента при определении кренящего момента (см. 12.8.13) следует принимать равным нулю независимо от отношения В/Т.
12.14.15 Кренящий момент от статического давления ветра для режима хода на воздушной подушке, ,
, (12.14.15)
где k - коэффициент, определяемый согласно 12.14.7 с заменой динамического давления ветра р статическим , равным 0,47 р;
- условное расчетное статическое давление ветра, Па, которое следует принимать равным 0,47 динамического давления, определенного по табл. 12.5.2 в зависимости от класса судна и возвышения центра парусности над плоскостью действующей ватерлинии.
12.14.16 Остойчивость грузовых судов следует проверять по основному критерию, в соответствии с 12.14.6 - 12.14.10, с учетом 12.9.1.
12.14.17 Для всех грузовых судов с центром парусности выше 2 м над действующей ватерлинией должна быть проверена остойчивость при статическом давлении ветра.
При движении судна на воздушной подушке должно быть выполнено условие
, (12.14.17)
где - угол крена от статического давления ветра, град, при кренящем моменте Мв, рассчитанном по формуле (12.14.15);
- предельно допустимый угол крена, град, см. 12.9.3.
Для режима плавания проверка осуществляется согласно 12.9.2 с учетом 12.14.14.
12.14.18 Для всех грузовых судов в режимах движения на воздушной подушке и плавания должна быть проверена остойчивость в эволюционный период циркуляции, т.е. должно быть выполнено условие
, (12.14.18)
где - максимальный угол крена, град, возникающий в эволюционный период циркуляции и определяемый экспериментально (см. 7.2 приложения 5);
- предельно допустимый угол крена, град, см. 12.9.5.

Дополнительные требования к остойчивости СВП амфибийного типа

12.14.19 Остойчивость в режиме плавания должна быть проверена при всех вариантах нагрузки, указанных в 12.1.4, так же как для водоизмещающих судов с учетом специфики амфибийного СВП.
12.14.20 Остойчивость в режиме движения на воздушной подушке должна быть подтверждена экспериментальными результатами, полученными в процессе приемо-сдаточных испытаний головного судна при наиболее неблагоприятных условиях эксплуатации по программе, согласованной с Речным Регистром.

12.15 Быстроходные водоизмещающие суда

12.15.1 Остойчивость быстроходных водоизмещающих судов (с числом Фруда по длине: ) должна быть проверена в ходе испытаний головного судна.
Проверка остойчивости должна быть проведена на циркуляции на тихой воде при последовательном ступенчатом возрастании угла перекладки руля, включая максимальный, на борт, противоположный скоплению пассажиров (для пассажирских судов), и при последовательном ступенчатом возрастании значений частоты вращения двигателей, включая наибольшую.
12.15.2 При испытании пассажирского судна для обеспечения соответствующего водоизмещения, положения центра тяжести и начального угла крена при скоплении пассажиров на одном борту необходимо использовать специально принятый на судно и раскрепленный твердый балласт.
12.15.3 В процессе испытаний в протоколе следует фиксировать:
водоизмещение; осадку носом и кормой;
частоту вращения двигателей и соответствующую ей скорость судна;
глубину акватории;
состояние погоды;
начальные углы крена;
углы крена для каждого режима испытаний;
углы перекладки руля;
уровень поверхности воды по борту при крене.
12.15.4 Полученные при испытаниях углы крена необходимо сравнивать с допустимыми углами крена по дополнительным требованиям к различным типам судов (см. 12.8-12.11).
12.15.5 По результатам испытаний в Информацию об остойчивости и непотопляемости судна следует внести необходимые ограничения на сочетания тех или иных частот вращения главного двигателя с теми или иными углами перекладки руля.
12.15.6 Программа испытаний, протокол, а также составленная на основании расчетов и испытаний Информация об остойчивости и непотопляемости судна являются предметом специального рассмотрения Речным Регистром.

12.16 Катамараны

Общие требования

12.16.1 Требования настоящей главы распространяются на катамараны классов "М", "О", "Р" и "Л", предельно допустимый угол крена которых не превышает угла при равнообъемном наклонении, когда плоскость ватерлинии касается скулы выходящего из воды корпуса в сечении мидель-пшангоута.
Требования 12.5.5, 12.5.6, 12.6, 12.8.8, 12.8.13 на катамараны не распространяются. Остальные требования распространяются на катамараны в той мере, в какой они применимы к этим судам и не противоречат требованиям настоящей главы.

Основные требования к остойчивости катамаранов

12.16.2 Приведенное плечо кренящей пары для катамаранов при динамическом действии ветра на судно вычисляется по формуле, м:
, (12.16.2)
где - возвышение центра парусности над основной плоскостью судна, м;
Т - средняя осадка катамарана по действующую ватерлинию, м.
12.16.3 Расчетную амплитуду бортовой качки, град, для катамаранов соответствующего класса следует принимать по табл. 12.16.3 в зависимости от qB и V/2L (В, L и V - соответственно ширина, длина и объемное водоизмещение катамарана), при этом множитель q, следует определять по формуле, ,
, (12.16.3-1)
где - ордината поперечного метацентра, м;
- ордината центра тяжести катамарана, м;
i - относительный момент инерции массы с учетом присоединенной массы жидкости, ;
, (12.16.3-2)