Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 мая 2010 г. N 533 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 020300 Химия, физика и механи стр. 3

способностью к проведению экспертизы научно-исследовательских работ в области наук о материалах и нанотехнологий (ПК-14);
готовностью к самостоятельной подготовке и проведению семинаров, организацией научных мини-групп для решения поставленных научно-исследовательских задач, организацией работы исследовательских групп в рамках функционирования аналитических и сертификационных центров, руководством курсовыми и другими квалифицикационными работами студентов (бакалавров) и стажеров (ПК-15);
способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормировании труда (ПК-16);
готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-17);
проектная деятельность:
способностью к ведению сметной документации на обеспечение научно-исследовательских работ (ПК-18);
высокой готовностью к научной организации эксперимента, логистики средств и времени, проектированию научно-исследовательских работ в области наук о материалах и нанотехнологий (ПК-19);
способностью к быстрой и качественной разработке бизнес-планов и проведению предварительных маркетинговых исследований для коммерциализации продуктов интеллектуальной (теоретической, научной и экспериментальной) деятельности, перспективной оценке экономической эффективности научно-исследовательских и научно-производственных работ в области наук о материалах и нанотехнологий (ПК-20);
способностью к самостоятельной подготовке и реализации научных проектов ведомственных, национальных проектных систем (федерального уровня), а также международных грантов (ПК-21);
педагогическая деятельность:
владением принципами построения преподавания химии, физики, механики и материаловедения в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, представлениями о теоретических и психолого-педагогических основах управления процессом обучения, готовностью к формированию учебного материала, чтению лекций, проведению семинаров, преподаванию и руководству научно-исследовательских работ студентов (ОК-15);
способностью к педагогической деятельности по гармонизации фундаментальных естественнонаучных знаний по химии, физике, механике, математике, информатике и нанотехнологиям с практическим овладением экспериментальными методами исследования (ПК-12);
готовностью к самостоятельной подготовке и проведению семинаров, организации научных мини-групп для решения поставленных научно-исследовательских задач, организации работы исследовательских групп в рамках функционирования аналитических и сертификационных центров, руководству курсовыми и другими квалифицикационными работами обучающихся и стажеров (ПК-15).
Приведенные выше компетенции магистров вырабатываются в ходе выполнения обучающимися требований к выполнению ООП магистратуры, а также в ходе формирования межличностных отношений. Компетенции могут дополняться учебными заведениями в ходе реализации ООП магистратуры по направлению 020300 Химия, физика и механика материалов с учетом введения дополнительных требований к выполнению ООП или спецификой содержания их подготовки.

VI. Требования к структуре основных образовательных программ магистратуры

6.1. Основные образовательные программы магистратуры предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
общенаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
практики и научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей), позволяет студенту получить углубленные знания, навыки и компетенции для успешной профессиональной деятельности и (или) обучения в аспирантуре.
Таблица 2

Структура ООП магистратуры

Код
Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения
Трудоемкость (зачетные единицы)*
Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий
Коды формируемых компетенций
М.1Общенаучный цикл14 - 22Философские проблемы естествознанияОК-1ОК-2ОК-3ОК-4ОК-5ОК-6ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14ОК-15ПК-12ПК-18
Гуманитарный, социальный и экономический цикл6 - 10
Базовая часть2 - 4
В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:основные понятия естественнонаучных знаний; проблемы познания связей и закономерностей явлений природы; историю развития натурфилософских представлений; причинно-механическую, физическую и органическую картины мира; современные философские проблемы теории познания в естественных науках, основные этапы развития наук о материалах, эволюцию важнейших понятий в химии, физике и механике материалов, сведения о жизни и научном творчестве крупнейших материаловедов современности, о влиянии материаловедения на прогресс в различных областях науки и техники, о риске технологических производств основных типов материалов;уметь:мыслить в категориях обобщенных (философских) понятий, устанавливать взаимосвязи между историческими причинами и современными тенденциями развития науки о материалах, преподавать основы науки о материалах в школе и вузе;владеть:знаниями и практическими навыками на уровне эксперта в области гуманитарно-социальной и экономико-коммерческой поддержки экспериментальных разработок современного материаловедения.
Вариативная часть(знания и компетенции определяются ООП вуза в соответствии с научными традициями и рекомендациями работодателей)4 - 6(Состав дисциплин определяется вузом на основании его научных традиций и рекомендаций работодателей в соответствии со специализацией ООП магистратуры).
Математический и естественнонаучный цикл8 - 12Специальные главы математики и механикиСпециальные главы физикиСпециальные главы химии и биохимии(Состав дисциплин определяется вузом на основании его научных традиций и рекомендаций работодателей в соответствии со специализацией ООП магистратуры)ПК-1ПК-2ПК-3ПК-4ПК-5ПК-6ПК-7ПК-8ПК-9ПК-10ПК-11ПК-12ПК-13ПК-14ПК-15ПК-16ПК-17ПК-18ПК-19ПК-20ПК-21
Базовая часть2 - 4
В результате изучения базовой части цикла студент должен:знать:специальные главы математики, механики, физики, химии и биохимии, проблемы экологии, дополнительные к знаниям основной образовательной программы бакалавра, для обеспечения адекватного восприятия дисциплин профессионального цикла;уметь:использовать знания специальных глав математики, механики, физики, химии и биохимии для освоения дисциплин профессионального цикла;владеть:профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в областях математики, механики, физики, химии и биохимии.6 - 8
Профильная (вариативная) часть(знания и компетенции определяются ООП вуза в соответствии с научными традициями и рекомендациями работодателей)
М.2Профессиональный цикл30 - 35Современные проблемы науки о материалахСпецпрактикум "Методы получения материалов"Спецпрактикум "Методы диагностики материалов"Компьютерные технологи в науке о материалахОК-7 - 10ПК-1 - 21
Базовая (общепрофессиональная) часть15 - 18
В результате изучения базовой части цикла студент должен:Модуль "Современное фундаментальное материаловедение"знать:принципы, методические подходы, их преимущества, ограничения и практическую реализацию в области разработки новых наукоемких материалов со специальными электрическими, магнитными и оптическими свойствами металлов, полупроводников, диэлектриков, ионных проводников, высокотемпературных сверхпроводников, магнитных материалов для информационных технологий, фотонных кристаллов, оптоволокна, люминофоров и лазеров, нелинейных материалов, включая так называемые "умные" материалы и материалы с гибридными свойствами, жидкие кристаллы, полимеры, наноматериалы; в области разработки перспективных процессов и технологий получения функциональных материалов с заданной реальной структурой и свойствами для создания современных наукоемких устройств в области науки и техники, химии и физики низкоразмерных материалов (тонкие плёнки, гетероструктуры, нанокристаллические материалы, атомные и молекулярные кластеры, гетерогенные катализаторы), методов получения материалов из газовой фазы, растворов, расплавов, гелей, сверхкритических растворов; разработки новых материалов для медицинских применений и протезирования, биокерамики, биоцементов, биостекол, биоинертных металлических материалов, биокомпозитов, матриц для создания лекарств пролонгированного действия, искусственных полимерных материалов для биомедицинских применений, бионаноматериалов со специальными свойствами. Магистр должен знать о взаимодействии биоматериалов с биологически активными средами, биомеханику биостекол, керамических и композиционных биоматериалов, методы получения биоматериалов и биокомпозитов из газовой фазы, растворов и расплавов. Магистр должен знать основные разработки в области новых поколений конструкционных материалов, стали, металлов и сплавов, интерметаллидов, полимеров, стекол, керамики, композитов, градиентных материалов, пористых и мембранных материалов, бетона, цемента, самоупрочняющихся материалов, супер-гидрофобных материалов, барьерных, химически и радиационностойких материалов, физико-химическую природу деградации эксплуатационных характеристик конструкционных материалов (металлов, керамик, полимеров) под действием напряжений, химических факторов, температурных и электромагнитных полей, основные типы конструкционных материалов для решения экологических проблем и устойчивого развития промышленного производства, науки и техники, "зеленую химию", принципы формирования надмолекулярной структуры керамики, сплавов и полимеров путем термомеханической обработки, ориентированной вытяжки, направленной полимеризации, деформации растворов как путь создания высококачественных полимерных материалов, химию и механику новых полимерных материалов на основе смесей полимеров и блоксополимеров, механику полимерных композитов, основы построения и принципы интерпретации диаграмм "время-температура- превращение" для контроля свойств конструкционных материалов, физико-химические процессы и методы получения конструкционных материалов. Магистр должен также знать применение методов математического моделирования в научных исследованиях, построение эмпирических моделей с использованием пакетов программ статистической обработки данных, имитационное моделирование при решении проблем технологии получения материалов и экологии, использование компьютерных банков данных в обучении и научной работе; средства телекоммуникационного доступа к источникам научной информации, сеть Интернет и ее возможности для организации оперативного обмена информацией между исследовательскими группами, электронные журналы и конференции, основы дизайна электронных страниц в сети Интернет;уметь: использовать знания, экспериментально-практические умения и навыки в области современного фундаментального материаловедения для теоретического дизайна, экспериментального получения, прогностической интерпретации свойств материалов и для планирования экспериментальной работы;владеть:профессиональными знаниями и практическими навыками на уровне эксперта в области современного фундаментального материаловедения.
Профильная (вариативная) часть(знания и компетенции определяются ООП вуза в соответствии с научными традициями и рекомендациями работодателей)15 - 18
М.3Практика и научно-исследовательская работа49 - 58Работа в научных лабораториях, научно-технических центрах, стажировкиРабота в научных лабораторияхПодготовка и публикация статей, участие в национальных и международных конференцияхРабота во временных творческих коллективах по выполнению научных проектов, подача заявок на патентыОтчетные научно-практические конференцииОК-4ОК-5ОК-9 - 11ПК-1 - 21
Практика(практические умения и навыки определяются ООП вуза в соответствии с разработанными ООП магистратуры)10 - 15
Научно-исследовательская работаВ результате выполнения текущей научно-исследовательской работы студент должен:знать:в совершенстве практику и организационные подходы к научной работе в реальных исследовательских лабораториях в России и за рубежом, основные тенденции и перспективы развития научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России и мире;уметь:использовать возможности современных теоретических и экспериментальных подходов для решения передовых задач современного материаловедения, нанотехнологий и смежных областей; профессионально интерпретировать данные научно-исследовательской работы на уровне эксперта в сфере профессиональной деятельности;владеть:основными методами синтеза и анализа материалов и наноматериалов на уровне эксперта.39 - 43
М.4Итоговая государственная аттестацияВ результате защиты выпускной квалификационной работы и / или сдачи государственного экзамена студент должензнать:понимать, систематизировать, анализировать, свободно излагать и защищать профессиональные задачи, подходы к их решению и полученные результаты в области теории и практики научно-исследовательской деятельности;уметь:широко, творчески и критически осмысливать литературную,экспериментальную и прикладную информацию для решения научно-исследовательских задач в области современного материаловедения;самостоятельно обрабатывать, интерпретировать и представлять результаты научно-исследовательских работ на уровне эксперта.15 - 18Выполнение, подготовка и защита магистерской диссертацииПК-1 - 21
Общая трудоемкость основной образовательной программы120
______________________________
* Трудоемкость циклов М.1, М.2 и раздела М.3 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.

VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ магистратуры

7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП магистратуры, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы практик и научно-исследовательской работы, итоговой государственной аттестации, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны ежегодно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП магистратуры должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для социализации личности.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (семинаров в диалоговом режиме, дискуссий, компьютерных симуляций, деловых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий, результатов работы студенческих исследовательских групп, вузовских и межвузовских телеконференций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Одной из основных активных форм обучения профессиональным компетенциям, связанным с ведением того вида (видов) деятельности, к которым готовится магистр (научно-исследовательской, педагогической, проектной, производственно-технологической, педагогической), для ООП магистратуры является семинар, продолжающийся на регулярной основе не менее двух семестров, к работе которого привлекаются ведущие исследователи и специалисты-практики, и являющийся основой корректировки индивидуальных учебных планов магистров. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в активных и интерактивных формах, определяется главной целью ООП, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В программы базовых дисциплин профессионального цикла должны быть включены задания, способствующие развитию компетенций профессиональной деятельности к которой готовится выпускник, в объеме, позволяющем сформировать соответствующие общекультурные и профессиональные компетенции.
7.5. ООП магистратуры высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее 30 процентов вариативной части обучения. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебных занятий обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной и научной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющимися необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин, не включаемых в 120 зачетных единиц и не обязательных для изучения обучающимися, определяется вузом самостоятельно.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы при очной форме обучения составляет 27 академических часов, включая спецпрактикумы.
7.8. В случае реализации ООП магистратуры в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.11. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании индивидуальной образовательной программы, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными и их суммарная трудоемкость не должна быть меньше, чем это предусмотрено учебным планом.
7.12. В вузе должно быть предусмотрено применение инновационных технологий обучения, развивающих навыки командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерские качества (чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и проектов, анализ деловых ситуаций и имитационных моделей, проведение тренингов и других технологий), преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам, составленным на основе результатов исследований научных школ вуза, учитывающих региональную и профессиональную специфику при условии реализации содержания образования и формировании компетенций выпускника, определяемых настоящим ФГОС ВПО.
7.13. ООП магистратуры должна включать лабораторные спецпрактикумы по следующим дисциплинами (модулям): "Методы получения материалов"; "Методы диагностики материалов"; "Компьютерные технологи в науке о материалах", формирующим у обучающихся умения и навыки в области современного фундаментального материаловедения, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущую профессиональную подготовку;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Требования к организации практик обучающихся: