Та бл и ц а В.2 – Требования к эмульсиям, приготовленным с применением катионных латексов
Наименование показателя | Значение показателя для марки | Метод испытаний | |||
ЭБлКД-Б-65 | ЭБлКД-Б-70 | ЭБлКД-М-60 | ЭБлКД-М-65 | ||
Содержание остаточного вяжущего, % | 62,5 – 67,5 | 67,6 – 72,5 | 57,5 – 62,5 | 62,6 – 67,5 | По 8.1 или 8.2 |
Однородность по остатку на сите № 063, %, не более | 0,20 | 0,25 | 0,15 | 0,20 | По 8.3 |
Условная вязкость по вискозиметру СТВ (диаметр отверстия 4 мм), при 40 °С, с, не более | 15 | 80 | 10 | 15 | По 8.4 |
Коэффициент распада при использовании: песка кварцевогокварца пылевидного | 60 – 16020 – 35 | 50 – 14018 – 35 | Не менее 230Не менее 40 | Не менее 230Не менее 40 | По 8.5То же |
Однородность по остатку на сите № 063, при хранении св. 7 сут., %, не более | 0,20 | 0,25 | 0,15 | 0,20 | По 8.6 |
Устойчивость к расслоению при хранении св. 7 сут., %, не более | 10 | 10 | 10 | 10 | По 8.7 |
Адгезия к щебню, %, не менее | 75 | 75 | – | – | По 8.8 |
Остаточное вяжущее должно отвечать требованиям ГОСТ 22245, СТБ 1062, СТБ 1220 или по показателям: глубина проникания иглы при 0 °С и 25 °С, температура размягчения и растяжимость при 0 °С и 25 °С.
Приложение Г (рекомендуемое) Перечень применяемых оборудования и механизмов и основные технологические нарушения при производстве работ по устройству тонких защитных слоев износа
Таблица Г.1 – Перечень оборудования и механизмов для приготовления асфальтобетонных смесей и устройства тонких защитных слоев износа
Оборудование и механизмы | Технические характеристики | Количество |
Битумовоз для перевозки модифицированного битума или битумной эмульсии | Грузоподъемность 24 т | По расчету |
Автомобили-самосвалы | Грузоподъемность 20 – 25 т | По расчету |
Автопогрузчик | Грузоподъемность до 3 т | По расчету |
Асфальтоукладчик | Темп укладки 10 – 12 м/мин | По расчету |
Комбинированная дорожная машина | Темп очистки 35 – 40 м/мин | По расчету |
Поливомоечная машина | Объем цистерны 10 м | По расчету |
Каток гладковальцовый | Масса 8000 кг | По расчету |
Каток гладковальцовый | Масса 11250 кг | 2 |
Вспомогательное оборудование | Лопаты совковые Гладилки Метлы | 3 2 2 |
Таблица Г.2 – Технологические нарушения при производстве работ по устройству тонких защитных слоев износа (ТОНСИЗ)
Нарушение технологии | Предельные значения отклонений | Методы определения |
Неравномерный розлив: | ||
модифицированного битума | от 2,0 л/м2 | |
до 2,5 л/м2; | Данные расхода вяжущего | |
битумной эмульсии | от 0,6 л/м2, | |
до 0,6 л/м2 | ||
Укладка асфальтобетонной смеси на влажное основание | Не допускается | Визуальный осмотр |
Укладка асфальтобетонной смеси при пониженных температурах наружного воздуха | Весна < + 5 °С, осень < + 10 °С | Замеры температуры на месте производства работ |
Укладка асфальтобетонной смеси (горячей) при нарушенном температурном режиме на выходе из смесителя | >180°С, < 150 °С | Данные паспорта на контрольный замер температуры |
Несоответствие состава смеси требованиям проекта и настоящего стандарта | Тип и марка по проекту | Утвержденный состав смеси и контрольные испытания образцов |
Асфальтобетонная смесь уложена с нарушением проектной толщины слоя | > ± 5 мм | Контрольные замеры |
Несоответствие поперечного уклона покрытия проектным и нормативным данным | > ± 0,010 | Контрольные замеры |
Ширина покрытия не соответствует проектной величине | > ± 10 см | Контрольные замеры |
Некачественное сопряжение сопредельных полос на устроенном покрытии | Отсутствие шва | Контрольные замеры, визуальный осмотр |
При шаге | ||
Ровность покрытия (амплитуда) не соответс- | 5 м > 5 мм, | Контрольные замеры при |
твует нормативным требованиям | 10 м > 8 мм, | длине захватки не менее 300 м |
20 м > 16 мм | ||
Не обеспечено плотное сцепление покрытия с нижележащими слоями дорожной одежды | Не допускается | При визуальном осмотре вырубок из покрытия |
Наличие на поверхности покрытия раковин, трещин, наплывов и следов катка | Не допускается | Визуальный осмотр |
Нарушается температурный режим в начале и конце уплотнения асфальтобетонной смеси | < 120 °С | Контрольные замеры температуры |
Несоответствие парка уплотняющих средств требованиям проекта и настоящего стандарта | Технические данные катков | Проверка на месте |
Коэффициент уплотнения покрытия не соответствует нормативным требованиям | < 0,99 | Испытания контрольных вырубок |
Необеспеченность требуемой плотности прикромочных полос из-за отсутствия специальных средств | < 0,99 | Испытания контрольных вырубок |
Приложение Д (обязательное) Схема организации контроля качества производства работ при устройстве тонких защитных слоев износа
Таблица Д.1
Основные контролируемые операции | Требования | Методы и средства контроля | Периодичность проведения контроля | Лицо, контролирующее операцию | Где регистрируются результаты контроля |
Входной контроль | |||||
Качество подготовки основания (ремонт, очистка) | Согласно 8.1.3 | Визуальный, инструментальный (дорожная трехметровая рейка, клин-промерник) | Постоянно перед устройством слоя | Мастер | Акт освидетельствования скрытых работ, общий журнал работ |
Входной контроль материалов перед приготовлением смеси | Согласно утвержденному рецепту | Лабораторный | При поступлении перед приготовлением | Лаборант | Журналы испытания материалов |
Наличие паспорта на горячую асфальто-бетонную смесь, модифицированный битум и битумную эмульсию | Согласно 6.3 и 6.4 | Визуальный | Постоянно | Мастер | Журнал укладки смеси |
Операционный контроль | |||||
Температура модифицированного битумаили битумной эмульсии в баке асфальто-укладчика | от 150 °С до 170 °С, от 60 °С до 80 °С | Инструментальный (термометр) | Постоянно | Мастер, машинист укладчика | |
Результаты тарировки расхода вяжущего выпущенного из одной форсунки за 20 с) | Инструментальный (электронные весы) | Ежедневно перед началом работ | Мастер | Журнал укладки смеси | |
Равномерность распределения битумной эмульсии | Эмульсия должна равномерно покрывать всю площадь перед укладываемым слоем | Визуальный | Постоянно | Мастер, операторы укладчика |
Продолжение таблицы Д.1
Основные контролируемые операции | Требования | Методы и средства контроля | Периодичность проведения контроля | Лицо, контролирующее операцию | Где регистрируются результаты контроля |
Расход битумной эмульсии | От 0,9 до 1,1 л/м2 (0,6 – 0,7 л/м2) в соот- ветствии с 8.2.11 | Расчетный (по площади устроенного покрытия и фактическому расходу эмульсии); инструментальный | Постоянно | Мастер, оператор укладчика | Журнал укладки смеси |
Температура асфальтобетонной смеси в бункере асфальтоукладчика | 140 °С – 170 °С | Инструментальный (термометр) | Постоянно | Мастер | Журнал укладки смеси |
Толщинаукладываемого слоя | Не более ± 5 мм от проектной толщины с К=1,25 в неуплотненном состоянии | Инструментальный (мерный щуп) | Через 100 м | Мастер, операторы укладчика, геодезист | Журнал укладки смеси, журнал геодезических работ, общий журнал работ |
Ширина укладываемого покрытия | Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 см, остальные – до ± 10 см | Инструментальный (рулетка) | Через 100 м | Мастер | Журнал укладки смеси, общий журнал работ |
Соблюдение режима уплотнения | Сопряжение швов должно быть плотным, ровным, без раковин | Визуальный | Постоянно | Мастер | Журнал укладки смеси, общий журнал работ |
Окончание таблицы Д.1
Основные контролируемые операции | Требования | Методы и средства контроля | Периодичность проведения контроля | Лицо, контролирующее операцию | Где регистрируются результаты контроля |
Расход битумной эмульсии | Согласно 8.2.18-8.2.23 | Визуальный | Постоянно | Мастер | Журнал укладки смеси, общий журнал работ |
Приемочный контроль | |||||
Толщина укладываемого слоя | Не более ± 5 мм от проектной толщины | Инструментальный, по отобранным из покрытия кернам (керноотборник, штангенциркуль) | В трех местах на 10000 м2 покрытия | Лаборатория | Ведомость измерений, лабораторный журнал |
Качество сцепления тонкослойного покрытия с основанием | При отборе кернов тонкослойное покрытие не должно отделяться от нижележащего слоя без приложения усилий | Визуальный, по отобранным из покрытия кернам (вырубкам керноотборник, швонарезчик) | В трех местах на 10000 м2 покрытия | Лаборатория | Ведомость измерений, лабораторный журнал |
Ширина укладываемого покрытия | Не более 10 % результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 см, остальные – до ± 10 см | Инструментальный (рулетка) | Через 100 м | Геодезист | Ведомость измерений, журнал геодезических работ |
Ровность (просвет под рейкой длиной 3 м) | Не более 5 % результатов определений могут иметь значения просветов в пределах до 6мм, остальные– – до 3 мм согласно [2] | Инструментальный (дорожная трехметровая рейка, клин-промерник) | Через 100 м | Геодезист | Ведомость измерений, журнал геодезических работ |
Приложение Е (справочное) Петрографический состав горных пород, применяемых для получения щебня
Таблица Е.1
Группы горных пород | |||||
осадочные | изверженные | метаморфические | |||
карбонатные | некарбонатные | интрузивные | эффузивные | массивные | сланцеватые |
Известняк Доломит Кальцит Магнезит | Песчаник Конгломераты (брекчии) Туфы Кремнистые породы Железистые породы | Габбро Диорит Гранит Гранодиорит | Базальт Диабаз Порфирит Андезит Порфир Трахит Сиенит Дацит Лабродорит | Мрамор Кварцит | Гнейсы Сланцы Амфиболит Серпентиниты (змеевики) |
по кислотности | |||||
кислые и средние | основные | ||||
Гранит Порфир Сиенит Гранодиорит Трахит Тацит | Габбро Диорит Порфирит Диабаз Базальт Андезит |
Приложение Ж (обязательное) Методика оценки адгезии вяжущего к поверхности щебня и определения прочности приклейки щебня битумной эмульсией и битумом
Ж.1 Методика оценки адгезии вяжущего к поверхности щебня.
Частицу щебня обвязывают ниткой или тонкой проволокой, нагревают в термостате в течение 1 ч до температуры плюс 150 °С – плюс 170 °С.
Затем щебенки погружают на 15 с в чашку с нагретым битумом до температуры плюс 140 °С – плюс 160 °С. Извлеченные из битума щебенки подвешивают на штативе для стекания избытка битума.
Через 15 мин щебенки погружают в стеклянный стакан с кипящей дистиллированной водой (при этом щебенки не должны касаться стенок или дна стакана).
После 30 мин бурного кипячения визуально оценивают прочность сцепления битума с поверхностью щебня, не вынимая их из воды. Оценку показателя сцепления выполняют в соответствии с ГОСТ 11508.
Ж.2 Методика определения приживаемости (прочности приклейки щебня битумной эмульсией и битумом) (по [37]).
Аппаратура и принадлежности:
- прибор по определению прочности приклейки;
- металлические пластины размером 100?100?2 мм;
- шпатель или нож;
- фарфоровая чашка.
Прибор (рисунок Ж.1) состоит из стойки с направляющим цилиндром, опоры с регулировочными винтами; металлического шара массой 0,5 кг, падающего с высоты 50 см на пластину, на обратную сторону которой нанесен слой эмульсии или битума и распределены 50 щебенок чистого сухого испытываемого щебня.
Порядок подготовки к испытанию: в фарфоровой чашке отвешивают 5 г эмульсии или битума, которые распределяют ножом или шпателем по поверхности пластины. На битум или эмульсию наносят 50 щебенок, после чего пластину выдерживают в течение суток при температуре 20 °С.
Порядок проведения испытания:
сбрасывают металлический шар, после чего подсчитывают количество щебенок, отлетевших с пленкой вяжущего и оставшихся на пластине;
N= [(a+b):50 ]x100. (Ж.1)
Считается, что вяжущее выдержало испытание, если значение N составляет 98 % – 100 %.

Рисунок Ж.1 – Схема прибора по определению прочности приклейки щебня битумной эмульсией
Приложение И (рекомендуемое) Требования к битумным вяжущим и эмульсиям для поверхностной обработки
Таблица И.1
Показатели | Классы и категории дорог по ГОСТ Р 52398 | |||||
автомагистраль IА | автомагис траль IБ | обычная (нескоростная) | ||||
IВ | II | III | ||||
Битумное вяжущее | ||||||
Обозначение вяжущего | ВS (повышен ные требования к качеству вяжущего) | В S (повышенные требования к качеству вяжущего) | В1 | В1 | В2 | |
Глубина проникания иглы выбирается в зависимости от марки битума по таблице 3 | ||||||
Температура размягчения по КиШ, °С, не ниже | 54 | 54 | 51 | 51 | 47 | |
Температура хрупкости, °С, не выше | минус 25 | минус 25 | минус 20 | минус 18 | минус 18 | |
Эластичность при 0 °С, %, не менее | 85 | 75 | 75 | 60 | 60 | |
Адгезия к щебню, не менее | отл. | отл. | отл. | отл. | хор. | |
Приживаемость* щебня, %, не менее | 98 | 98 | 95 | 95 | 90 | |
Битумная эмульсия | ||||||
Обозначение вяжущего | ЭS (повышенные требования к качеству вяжущего) | ЭS (повышен ные требования к качеству вяжущего) | Э1 | Э1 | Э2 | |
Тип эмульсии** | ЭБПК-1 | ЭБПК-1 | ЭБПК-1 или ЭБК-1 | ЭБПК-1 или ЭБК-1 | ЭБПК-1 или ЭБК-2 | |
Содержание вяжущего с эмульгатором, %, не менее | 67 | 67 | 67 | 55 | 55 | |
Условная вязкость при 20 °С, не менее | 50 | 50 | 50 | 30 | 20 |
Окончание таблицы И.1
Показатели | Классы и категории дорог по ГОСТ Р 52398 | ||||
автомагистраль IА | автомагис траль IБ | обычная (нескоростная) | |||
IВ | II | III | |||
Адгезия к щебню, не менее | отл. | отл. | отл. | отл. | отл. |
Приживаемость щебня*, %,не менее | 98 | 98 | 98 | 90 | 90 |
Свойства остаточного битума (после удаления из эмульсии воды): | |||||
температура размягчения по КиШ,°С, не ниже | 54 | 54 | 51 | 51 | 47 |
эластичность при 0 °С, не менее | 60 | 60 | 60 | 60 | Нет норм |
приживаемость щебня*, %, не менее | 95 | 90 | 80 | Нет норм | Нет норм |
глубина проникания иглы при 0 °С, 0,1 мм, не менее | Пенетрации исходного битума | ||||
* Приживаемость щебня – количество щебня, оставшееся в слое обработки после ее формирования. Определяется по методике в соответствии с Ж.2 приложением Ж.** Могут применяться эмульсии марок ЭБмКД-Б-65 (70) и ЭКлКД-Б-65 (70) (аналог ЭБПК-1) и ЭБКДБ-65 (70) (аналог ЭБК-1 и ЭБК-2) по СТБ 1245 (Республика Беларусь). |
Приложение К (рекомендуемое) Выбор материалов для устройства поверхностной обработки в зависимости от класса и категории дороги
Таблица К.1
Класс АД по ГОСТ 52398 | Категория АД | Число полос движения | Тип щебня по табл. 6.3 | Рекомендуемый тип поверхн. обработки | Тип вяжущих по таблице В.1 приложения В | Рекомендуемые фракции щебня для поверхности (при необходимости следует учесть таблицу 3) | |||
Битум | Эмульсия | К ш | С ш | М ш | |||||
Автомагистраль | IА | 4 и более | 1S | Однослойная с двумя слоямищебня | ВS | ЭS | – | 15/20 + 5/10 | – |
Скоростная | IБ | 4 и более | 1S | Однослойная с двумя слоямищебня | ВS | ЭS | – | 15/20 + 5/10, | – |
1S | Двухслойная | ВS | ЭS | – | 15/20 + 5/10 | – | |||
Обычного типа (не скоростная) | IВ | 4 и более | 1 | Однослойная | В1 | Э1 мод. и лат. | 15/20 | 10/15 | – |
1 | Однослойная с двумя слоямищебня | В1 | Э1 мод. и лат. | 15/20 + 5/10 | 10/15 + 5/10 | – | |||
1 + 2 (нижний сой) | Двухслойная | В1 | Э1 латекс | 15/20 +10/15 | 10/15 + 5/10 | – | |||
II | 4 | 1 | Однослойная | В1 | Э1 латекс | 15/20 | 15/20, | – | |
1 | Однослойная с двумя слоямищебня | В1 | Э1 латекс | 15/20 + 5/10 | 15/20 + 5/10 | – | |||
1 + 3 или2 (нижний слой) | Двухслойная | В1или В2 | Э1 латекс | 15/20 +10/15 | 15/20 + 5/10 | 10/15 + 5/10 |
Окончание таблицы К.1
Класс АД по ГОСТ 52398 | Категория АД | Число полос движения | Тип щебня по табл. 6.3 | Рекомендуемый тип поверхн. обработки | Тип вяжущих по таблице В.1 приложения В | Рекомендуемые фракции щебня для поверхности (при необходимости следует учесть таблицу 3) | |||
Битум | Эмульсия | К ш | С ш | М ш | |||||
Обычного типа (не скоростная) | II | 2(3) | 2 | Однослойная | В2 | В | 15/20 | 15/20 | 10-15 |
2 | Однослойная с двумя слоямищебня | В1или В2 | Э1 или Э2 | 15/20 +10/15 | 15/20 + 5/10 | 10/15 + 5/10 | |||
2 + 3 (нижний слой) | Двухслойная | В1или В2 | Э1 или Э2 | 15/20 +10/15 | 15/20 + 5/10 | 10/15 + 5/10 | |||
III | 2 | 3 | Однослойная | В2 | Э2 | 15/20 | 10/20 | – | |
3 | Однослойная с двумя слоямищебня | В2 | Э2 | 15/20 + 5/10 | 10/20 + 5/10 | 10/15 + 5/10 | |||
3 | Двухслойная | В2 | Э2 | – | 10/20 + 5/10 | – |
Приложение Л (обязательное) Порядок определения среднего расхода и равномерности распределения вяжущего по ширине
Л.1 Принцип измерения заключается в том, чтобы посредством известной площади, на которую распределяется вяжущее при проходе машины, сопоставить реальный расход вяжущего, распределяемого на поверхность дороги, с величиной расхода, установленной на пульте управления машины.