8.3.2. Подготовка транспортных средств, асфальтоукладчика и катков.
8.3.2.1. Доставку смеси на объект производят в автомобиле-самосвале, оборудованном устройством для подогрева кузова отходящими газами и пологом, плотно прилегающим к корпусу кузова.
8.3.2.2. Количество привлекаемых автомобилей-самосвалов и их грузоподъемность для доставки асфальтобетонной смеси должны обеспечить заданный темп работ по укладке смеси.
8.3.2.3. Продолжительность транспортирования асфальтобетонных смесей для шероховатого тонкослойного покрытия при температуре воздуха выше плюс 10 °С ограничивают одним часом. При температуре воздуха от плюс 5 °С до плюс 10 °С время транспортирования не должно превышать 40 мин, а при температуре от 0 °С до плюс 5 °С – 30 мин.
8.3.2.4. Асфальтоукладчик и катки к работе готовят следующим образом:
- приемный бункер, питатели, шнековую камеру трамбующий брус и выглаживающую плиту асфальтоукладчика очищают от прилипшей смеси;
- нагревают выглаживающую плиту;
- настраивают режим работы трамбующего бруса и выглаживающей плиты;
- настраивают следящую систему;
- устанавливают рабочую скорость укладки с учетом погоды, типа смеси, толщины слоя, количества автомобилей-самосвалов, готовых к выгрузке;
- заправляют катки водой и проверяют систему смачивания вальцов.
8.3.3. Устройство шероховатых тонкослойных покрытий.
8.3.3.1. Устройство шероховатого тонкослойного покрытия по высокотемпературной технологии рекомендуется производить в теплое время года и в сухую
погоду при температуре воздуха весной не ниже плюс 5 °С и осенью не ниже плюс 10 °С. При укладке должны быть учтены требования СНиП 3.06.03 и рекомендации [42 – 48].
Примечание – Допускается устройство покрытия при температуре не ниже плюс 1 °С, если:
- погода сухая;
- скорость ветра не превышает 5 – 7 м/мин;
- температура смеси перед выгрузкой не ниже 220 °С;
- смесь укладывают на всю ширину проезжей части;
- скорость укладки не превышает 1 – 2 м/мин;
- толщина укладываемого слоя не меньше 4 см.
8.3.3.2. Укладка смеси в дождливую погоду или на влажную поверхность не
допускается.
8.3.3.3. Производитель работ перед укладкой смеси должен:
- определить виды и количество основной и вспомогательной техники для выполнения подготовительных работ, укладки, уплотнения и отделки покрытия (таблица У.1 приложения У);
- обеспечить бригаду необходимым инвентарем и инструментами в соответствии с таблицей У.2 приложения У.
8.3.3.4. Распределение смеси при укладке на всю ширину проезжей части производят:
- асфальтоукладчиком с дополнительными вставками на шнеки и шнековую камеру;
- широкозахватным асфальтоукладчиком с телескопическим выдвижением шнековой камеры;
- двумя или тремя асфальтоукладчиками одновременно со шнековой камерой, кратной ширине проезжей части.
8.3.3.5. Асфальтоукладчики располагают ступенчато в плане с опережением одного другим на расстояние от 15 до 20 м. Впереди идет укладчик, распределяющий смесь у края проезжей части или бортового камня.
8.3.3.6. В местах, недоступных для работы асфальтоукладчика, допускается ручное распределение смеси.
8.3.3.7. Толщина слоя асфальтобетонных смесей для шероховатого тонкослойного покрытия при распределении должна быть соразмерна с крупностью применяемого щебня и составлять: для ШТПп 10 и ШТПн 10 – 25 мм; ШТПп 15 и ШТПн 15 – 30 мм; ШТПп 20 и ШТПн – 20 – 40 мм.
8.3.3.8. Выглаживающую плиту фиксируют на стартовом брусе, установленном на ровно обрезанном крае старого или нового покрытия, и нагревают до температуры от 130 °С до 150 °С.
8.3.3.9. Толщину стартового бруса принимают от 1,10 до 1,12 толщины покрытия при использовании асфальтоукладчика с активной выглаживающей плитой и от 1,12 до 1,15 толщины покрытия при использовании асфальтоукладчика с пассивной выглаживающей плитой.
8.3.3.10. Боковой упор, во избежание деформирования кромки будущих асфальтобетонных смесей для шероховатого тонкослойного покрытия со стороны обочины, устанавливают на подготовленную поверхность нижнего слоя покрытия. Высота упора должна быть равна толщине будущего слоя. Упор монтируют из нескольких деревянных брусков, которые прибивают к нижнему слою металлическими штырями (гвоздями, дюбелями) по 4 шт. на брусок длиной от 4 до 5 м на длину, равную примерно четверти сменной захватки. Поверхность брусков, во избежание прилипания смеси, смазывают антиадгезивом с помощью кисти. Бруски переставляют по мере укладки и уплотнения смеси.
8.3.3.11. Упор из брусков не устанавливают при наличии бордюра, при этом боковая стенка шнековой камеры асфальтоукладчика должна располагаться вплотную к нему.
8.3.3.12. Поставка смеси к укладчику должна быть организована таким образом, чтобы исключить или свести к минимуму перерывы в укладке.
8.3.3.13. Выгрузка смеси должна производиться с учетом наличия достаточного запаса смеси в приемном бункере, на питателях и в шнековой камере, чтобы не останавливать укладчик и не прерывать укладку. Просыпание смеси на перекрываемый слой не допускается.
8.3.3.14. Укладка и предварительное уплотнение смеси производятся укладчиком с включенным трамбующим брусом и виброплитой.
Режимы работы трамбующего бруса и виброплиты (амплитуда и частота) устанавливаются в следующих пределах:
- частота оборотов валов трамбующего бруса – от 1000 до 1400 об./мин, вала вибратора плиты – от 2500 до 3000 об./мин;
- амплитуда колебаний трамбующего бруса – от 4 до 9 мм, виброплиты – от 0,4 до 1,0 мм [46].
В случае разрыва слоя дефект устраняют немедленно. При этом смесь с лопаты бросать не допускается. Смесь следует поднести, выгрузить и равномерно распределить граблями или гладилкой.
8.3.3.15. Длина полосы укладки устанавливается с учетом погодных условий и температуры края покрытия смежной полосы (таблица 8.4).
Таблица 8.4
Температура воздуха при укладке смеси, оС | Длина укладываемой полосы, м | ||
одним асфальтоукладчиком | двумя асфальто-укладчи- ками | ||
на участках, защищенных от ветра | на открытых участках | ||
от + 1 до + 5 | 25 – 35 | 20 – 25 | 40 – 50 |
от + 5 до + 10 | 30 – 40 | 25 – 30 | 60 – 70 |
от + 10 до + 15 | 40 – 60 | 30 – 50 | 70 – 80 |
от + 15 до + 20 | 60 – 80 | 50 – 70 | 80 – 100 |
от + 20 до + 25 | 80 – 100 | 70 – 80 | 100 – 150 |
более 25 | 100 – 150 | 80 – 100 | 150 – 200 |
8.3.3.16. Кромка ранее уложенной смежной полосы, если она остыла ниже 120 °С, должна быть прогрета на ширину 150 мм с помощью линейки-разогревателя или валика горячей смеси.
8.3.3.17. Проход укладчика над выступающими крышками колодцев и водоприемными решетками (при наличии) после их перестановки на проектную отметку должен выполняться на минимальной скорости и с отключенными уплотняющими органами. Обнаруженные дефекты на поверхности покрытия после распределения смеси устраняют одновременно с работой асфальтоукладчика вручную, с немедленным уплотнением дефектного места катком.
8.3.3.18. При непродолжительном перерыве в работе (до 20 мин) необходимо поднять боковые стенки приемного бункера асфальтоукладчика, ссыпать остатки смеси на питатели и максимально заполнить шнековую камеру. Если в приемном бункере осталось много смеси, а шнековая камера заполнена, смесь в бункере следует укрыть пологом.
П р и м е ч а н и е – Прием свежей смеси в шнековую камеру и ее перемешивание со старой
смесью после перерыва позволяет нагреть всю массу и избежать образования разрывов и раковин в укладываемом слое.
8.3.3.19. После окончания укладки или вынужденного продолжительного перерыва в доставке смеси необходимо полностью освободить приемный бункер и шнековую камеру от остатков смеси, тщательно уплотнить смесь, а поперечную кромку ровно обрезать по рейке.
8.3.3.20. Поперечная и продольная кромка уложенной полосы при возобновлении укладки на следующий день должна быть вертикально обрезана, прогрета и смазана тонким слоем битума или битумной эмульсии.
П р и м еч а н и е – Герметизацию продольных и поперечных холодных стыков полос целе-
сообразно производить с использованием битумной ленты по СТО 18314696.001-2009 [48].
8.3.3.21. Уплотнение смеси и ее частичную запрессовку в нижний слой производят статическими катками с гладкими вальцами. Катки должны иметь исправную систему смачивания вальцов водой. Использование для смазки вальцов дизельного топлива, топочного мазута и других нефтепродуктов не допускается.
Уплотнение начинают сразу, как только образовался фронт работ после прохода асфальтоукладчика, сначала катками массой от 6 до 7 т за 5 – 6 проходов по следу, а затем – массой 12 т, также за 5 – 6 проходов по следу. Движение катков должно быть плавным, без резкого ускорения, торможения и реверсирования на скорости от 3 до 5 км/ч.
8.3.3.22. Каток после укладки смеси на смежной полосе направляется, в первую очередь, по продольному шву. Последующие проходы каток совершает со смещением от 20 до 30 см сначала от ранее уложенной полосы, а затем к ней, перекрывая каждый след.
8.3.3.23. Недостатки, которые могут возникнуть в результате нарушения правил производства работ, а также способы их устранения приведены в приложении Ф.
8.4. Контроль качества работ
8.4.1. Контроль качества устройства покрытия.
8.4.1.1. Технологическая последовательность, сроки и условия производства работ отражаются в процессе их выполнения в общем журнале работ.
8.4.1.2. Контроль качества устройства покрытия включает: