Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 30 июля 2001 г. N 101 "Об утверждении и введении в действие Методических рекомендаций по организации надзорной и контрольной деятельности на предприятиях химической, нефтехимической и нефтепере стр. 2

Анализ состояния промышленной безопасности на подконтрольных объектах представляется инспекторами в ежегодных аналитических отчетах, составляемых ими в соответствии с Положением об отчетности по надзорной и разрешительной деятельности в системе Госгортехнадзора России.
Действующие в системе химического надзора традиционные формы и методы контроля (комплексные, целевые, оперативные проверки) должны быть сохранены, но могут видоизменяться с учетом опасности объектов и отнесения их к определенной группе опасности.

Виды обследований, их организация и задачи

В практике надзорной деятельности принято три вида обследований: комплексные, целевые и оперативные.
С учетом переноса акцента на функционирование системы управления промышленной безопасностью основной формой является проведение комплексных и целевых обследований, которые позволяют глубоко проанализировать состояние факторов опасности.
Комплексные обследования предприятий предусматривают детальную проверку деятельности организаций и предприятий, связанных с разработкой проектной и конструкторской документации, изготовлением оборудования, а также эксплуатацией производств и объектов, в том числе проверку основных факторов, определяющих состояние технической безопасности и уровень профилактической работы всех звеньев производственного персонала, служб и руководителей предприятий по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.
На крупных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих предприятиях с большим числом различных производств комплексному обследованию могут подвергаться основные, наиболее опасные производства и объекты (заводы) в объеме, позволяющем установить состояние промышленной безопасности в целом по предприятию.
При проверках дается комплексная оценка эффективности систем управления промышленной безопасности.
Периодичность и сроки проведения комплексных обследований определяются территориальными органами с учетом распределения объектов по группам потенциальной опасности.
Целевые обследования предусматривают глубокие проверки состояния отдельных вопросов, определяющих уровень безопасности производств и объектов, и направлены на своевременное выявление и устранение характерных для предприятия опасностей и отрицательных тенденций, проявление которых может явиться причиной аварий и несчастных случаев, определение роли службы производственного контроля и других технических подразделений предприятия в обеспечении промышленной безопасности в соответствии с разработанными положениями о системе управления промышленной безопасностью и производственном контроле.
Управлением округа планируются и организуются целевые проверки одного из вопросов в целом по предприятию, которые проводятся государственным инспектором или группой государственных инспекторов, с последующим представлением обобщенного материала руководству предприятия для принятия мер.
Отдел химнадзора обобщает результаты целевых обследований, проводимых одновременно на ряде предприятий, и организует их рассмотрение на Совете управления округа или специальном совещании с участием руководителей, специалистов проверенных предприятий и других заинтересованных организаций, в необходимых случаях разрабатывает информацию с предложениями и рекомендациями.
Кроме комплексных и целевых обследований, в планах работы предусматривается резерв времени инспектора для проведения оперативных обследований, которые проводятся с целью определения состояния отдельных конкретных факторов опасности и уровня производственного контроля на опасных производственных объектах предприятия на момент проверки.
Оперативные проверки не планируются, но на их проведение устанавливается руководством химнадзора время в пределах 1-3 дней в месяц.
При оперативных проверках определяется достоверность представляемых предприятием сведений, осуществляется контроль выполнения предписаний. Об этих проверках заранее, как правило, не информируется руководство предприятия, они должны быть внезапными для исключения возможности специальной подготовки предприятия к проверке.
К оперативным относятся проверки: соблюдения норм технологического режима на особо опасных стадиях процессов; обеспечения требований безопасности при проведении сливо-наливных операций, газоопасных, огневых, ремонтных и других опасных работ; подготовленности производств к ремонту и пуску после ремонта или реконструкции; эксплуатации объектов котлонадзора (сосуды, работающие под давлением, котлы-утилизаторы, трубопроводы пара и горячей воды); соблюдения предприятиями независимо от вида деятельности условий действия лицензий; выполнения предписаний, требований информационных писем, мероприятий по актам расследования аварий и несчастных случаев, а также оперативное выявление причин ухудшения показателей аварийности, травматизма и состояния технической безопасности в отдельных цехах и производствах и другие вопросы.
Выявленные в ходе оперативных обследований недостатки и их причины излагаются в соответствующих предписаниях и вручаются руководителю предприятия.
При необходимости по итогам анализа результатов оперативных обследований руководитель надзора (управления округа) направляет на предприятие соответствующее письмо с предложением принять меры по устранению причин выявленных недостатков.

Организация контрольных проверок

Комплексные обследования на предприятиях I группы целесообразно возглавлять начальнику или заместителю начальника управления округа.
Комплексные обследования на объектах II группы могут возглавляться начальником отдела или главным государственным инспектором, на объектах III группы - главным государственным инспектором.
Примечание: необходимо по возможности предусмотреть в штатных расписаниях округов в отделах химнадзора единицы специалистов (технологов, механиков, электриков, специалистов по средствам КИПиА).
Перед началом комплексного обследования (отдельных целевых обследований) следует практиковать направление запроса на предприятия об имеющихся отступлениях от требований действующих нормативно-технических документов по промышленной безопасности на опасных производственных объектах. Данную информацию можно использовать при оценке эффективности производственного контроля путем сопоставления ее с результатами комплексного обследования.
Комплексные обследования проводятся:
на объектах I группы - не реже 1 раза в 3 года;
на объектах II группы - не реже 1 раза в 5 лет;
на объектах III группы - по мере необходимости (при наличии инцидентов, несчастных случаев и др.).
Целевые проверки на объектах I и II групп планируются и проводятся с учетом состояния на них основных факторов опасности.
Состояние промышленной безопасности на объектах III группы определяется по результатам предыдущих обследований, анализа аварийности и травматизма, информации о состоянии промышленной безопасности объекта, поступающей в управление округа, и на его основании принимается решение о проведении обследования объекта.
По результатам целевых обследований проводится обобщение их материалов и, при необходимости, подготавливается соответствующее информационное письмо.
При осуществлении надзорной деятельности необходимо предусматривать постоянное взаимодействие территориальных органов с отраслевым Управлением с целью комплексного решения вопросов промышленной безопасности на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и вывода из эксплуатации опасных производственных объектов.
Виды обследований и их периодичность должны планироваться округом на основе систематического анализа всей имеющейся информации о состоянии промышленной безопасности на предприятии с учетом наличия и эффективности системы управления промышленной безопасностью.
Для обеспечения глубины проверок необходима специализация инспекторского состава, т.к. в каждом случае инспектор (технолог, механик, электрик, специалист по КИПиА) выступает в роли эксперта по конкретным вопросам промышленной безопасности, требующим специальных знаний.
Комплексные обследования проводятся группой государственных инспекторов: инспектора-технолога, закрепленного за проверяемым предприятием, инспекторов-технологов, закрепленных за другими предприятиями, а также инспекторов-специалистов (механика, электрика, специалиста по КИПиА).
На предприятиях, входящих в III группу (при наличии 1 - 2 объектов с низким потенциалом взрывоопасности или небольшим объемом вредных веществ), обследования целесообразно проводить в период, предшествующий процедуре их лицензирования. Для этого перед выдачей лицензии предприятие разрабатывает план мероприятий по повышению состояния промышленной безопасности объектов, который утверждается руководителем предприятия.
На таких объектах специальные обследования не планируются, а надзор осуществляется путем проведения оперативных проверок (при необходимости). Задача инспектора - выборочный контроль за реализацией намеченных мероприятий в установленные сроки. По полученным результатам оценивается также работа инспектора.

Оформление результатов обследований

По результатам обследований первому руководителю предприятия вручается предписание установленной формы (приложение 2).
В констатирующей части предписания дается краткая оценка состояния промышленной безопасности на предприятии, эффективности действующей системы управления промышленной безопасностью (производственного контроля) и излагаются соответствующие выводы.
В предписывающую часть предписания входят предложения по устранению причин вскрытых в ходе обследования отдельных нарушений, существенно влияющих на безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта, и имеющихся недостатков в организации и функционировании системы управления промышленной безопасностью (производственного контроля).
Конкретные нарушения требований правил безопасности, выявленные при проверке, оформляются в виде перечня и подписываются руководителем комиссии по обследованию и техническим директором (главным инженером) предприятия и прилагаются к предписанию.
Программа мер по устранению выявленных недостатков и нарушений должна утверждаться руководителем предприятия по согласованию с управлением округа.
По результатам обследования внимание руководства предприятия должно акцентироваться на задаче организации эффективной системы управления безопасностью, так как выявленные нарушения должны рассматриваться как подтверждение выводов комиссии, проводившей комплексное или целевое обследование, о недостатках в этой работе.
Вскрытые при целевых проверках нарушения отражаются в предписании. В констатирующей части предписания должны излагаться причины вскрытых нарушений и эффективность производственного контроля.
В предписаниях оперативных обследований при необходимости также дается оценка причин вскрытых недостатков.
В предписаниях по результатам комплексных и целевых обследований должны быть отражены принятые в процессе их проведения меры, в том числе наложение административных санкций - отстранение от работы, лишение должностных лиц права технического руководства, приостановка работ, изъятие ранее выданных лицензий на проектирование, изготовление и ремонт оборудования и другие.

Проверка работы инспекторов

Проверка проводится систематически в течение года при посещении руководителями надзора (начальником отдела, заместителем начальника управления округа, начальником управления округа) закрепленных за инспектором объектов.
С учетом состояния промышленной безопасности на объекте, организации и эффективности системы управления промышленной безопасностью (производственного контроля), постановки проблемных вопросов и принципиальности при их решении, качества ведения рабочей документации и других вопросов ведения надзорной деятельности проверяющим в специальном журнале делаются соответствующие записи с указанием вскрытых недостатков и предложениями по их устранению.
Оценка работы инспектора дается руководителями надзора и по качеству ежегодно составляемых им аналитических отчетов, которая учитывается при периодически проводимых аттестациях.