Сборку и сварку стыка проводят следующим образом. Сначала трубы или секции укладывают на инвентарные лежки и зачищают их кромки до металлического блеска. Затем при помощи внутреннего центратора собирают стыки с установлением технологического зазора.
При сварке газозащитными электродами типа ВСЦ зазор принимается равным 2,3 - 3 мм, а при сварке электродами с фтористокальциевым покрытием типа УОНИ-13/55 - 3 - 3,5 мм. После установления зазора и окончательного закрепления его положения центратором выполняют прихватку стыкуемых кромок труб. Длина прихватки 80 - 100мм при толщине не менее 4 мм. Прихватка является частью корневого слоя шва и должна обеспечивать полный провар корня шва без пор и трещин.
После наложения прихваток на первом стыке осуществляют сварку первого слоя по всему периметру стыка. Затем центратор снимают и переставляют на другой стык для его центровки. Наложение второго и последующих слоев проводится по схеме «снизу-вверх». Каждый слой шва очищают от шлака и брызг металла шлифовальными машинками.
6.2. Все сваренные стыки трубной плети газопровода перед нанесением на нее изоляции и размещением в защитном кожухе подвергают контролю рентгеновским способом.
6.3. На наружную поверхность трубной плети наносят изоляционное покрытие в соответствии с проектом.
Очистку поверхности труб выполняют электроинструментом с металлическими щетками или портативными приспособлениями. На очищенную поверхность плети наносят грунтовку, а затем изоляционное защитное покрытие усиленного типа. Полимерные ленты рекомендуется наносить с помощью портативных приспособлений. Для предохранения изоляционного покрытия от механических повреждений при монтаже плети в защитном кожухе на нее накладывают защитный оберточный материал.
6.4. На трубной плети в пределах защитного кожуха монтируются опорно-направляющие кольца в соответствии с п. 3.24.
6.5. Футляр для кабеля связи изготовляется из стальной трубы диаметром 50 мм с толщиной стенки 3,5 мм (ГОСТ 8732-58), размещается в верхней части плети и прикрепляется капроновыми канатами (рис. 6.1).
![]() | |
498 × 379 пикс.   Открыть в новом окне |
Рис.6.1. Футляр для кабеля связи:
1 - футляры, 2 - деревянная пробка; 3 - кабель связи; 4- защитный кожух; 5 - дорога; 6 - вытяжная свеча.
В футляр прокладывается проволочка диаметром 3-5 мм для протаскивания через него кабеля связи. Трубы футляров для кабеля свариваются между собой встык и изолируются.
6.6. Укладка трубной плети в защитный кожух осуществляется путем протаскивания ее с помощью кранов-трубоукладчиков и трактора (рис.6.2.) в следующем технологическом порядке:
- плеть на монтажных полотенцах поднимается кранами - трубоукладчиками и перемещается в створ траншей;
- к плети присоединяется канат, который другим концом через защитный кожух прикреплен к трактору-тягачу;
- головная часть плети вводится в защитный кожух, а вся плеть приводится в соосное с защитным кожухом положение;
- продольным перемещением кранов-трубоукладчиков и трактором-тягачом плеть протаскивается в защитный кожух до выхода ее головной части на необходимую величину.
Протаскивание плети в защитный кожух рекомендуется производить в холодное время дня (утром).
![]() | |
605 × 116 пикс.   Открыть в новом окне |
Рис. 6.2. Схема прокладки трубной плети в защитном кожухе:
1 - трубная плеть; 2 - краны - трубоукладчики; 3 - защитный кожух; 4 - автомобильная дорога; 5 - канат; 6 - трактор - тягач
6.7. При укладке плети в защитный кожух не допускается повреждение изоляции.
Трубная плеть должна иметь опоры на дне рабочего и приемного котлованов на протяжении не менее 8 м с каждой стороны перехода.
В качестве опор могут быть использованы мешки с песком, расположенные один от другого с интервалом 1 м.
6.8. После размещения трубной плети в защитном кожухе проверяют сплошность изоляционного покрытия.
Сущность метода состоит в катодной поляризации построенного перехода и оценке переходного сопротивления по смещению разности потенциала «труба - земля» и силе поляризующего тока, вызывающей его смещение. Оценку переходного сопротивления осуществляют путем расчета по результатам измерения смещения потенциала при заданной силе тока на участке перехода определенной длины.
Для оценки переходного сопротивления используют передвижную исследовательскую лабораторию электрохимической защиты (ПЭЛ.ЭХЗ).
6.9. После проверки изоляции производят испытание на прочность и герметичность гидравлическим способом в два или три этапа в зависимости от категории участка.
6.10. По окончании работ по прокладке плети в защитном кожухе выполняют монтаж манжет, вытяжной свечи и другие работы, предусмотренные проектом перехода.
6.11. При открытом способе прокладки трубную плеть, изоляцию, опоры и манжеты предварительно устанавливают в защитном кожухе и опускают в рабочий котлован.
6.12. Перед засыпкой конца защитного кожуха все металлические наружные части, которые будут находиться в грунте, изолируют, а части на поверхности покрывают масляной краской.
6.13. Рабочий и приемный котлованы засыпают бульдозером с подбивкой грунта под трубопроводом и в пазухах, устраивая грунтовый валик по оси газопровода. Затем засыпают отводной трубопровод и свечи.
6.14. Испытание переходов категории В и примыкающих участков категории 1 производят в соответствии с СП 111-34-96 в три этапа:
I этап - испытание участка категории В после его укладки давление 1,5 Рраб. (но не более минимального dтек.) в течение 6 ч.;
II этап - испытание участков категории В с примыкающими участками категории 1 давлением 1,25 Рраб. в течение 12ч.;
III этап - испытание всего перехода совместно со всем участком газопровода.
6.15. Испытание переходов категории 1(прокладываемых в кожухе) производят в два этапа:
I этап - испытание давлением 1,5 Рраб.(но не более минимального dтек.)в течение 6 ч.;
II этап - одновременное испытание перехода со всем участком газопровода.
7. Открытый способ строительства переходов без защитного кожуха под автомобильными дорогами низкой категории
7.1. Прокладка газопровода без защитного кожуха применяется на пересечениях автомобильных дорог низкой категории (грунтовые дороги и дерево-грунтовые с малой интенсивностью движения) и выполняется из труб с утолщенной стенкой.
7.2. При открытом способе строительства переходов могут применяться два способа организации работ:
1) с временным перекрытием движения транспорта по дороге с устройством объезда;
2) с краткосрочным перекрытием движения без устройства объезда.
7.3. Прежде чем приступить к выполнению работ по укладке газопровода открытым способом, необходимо:
- установить ограждения;
- установить предупреждающие, запрещающие и предписывающие дорожные знаки;
- осуществить мероприятия по защите подземных и надземных коммуникаций.
7.4. Объезд устраивается силами и средствами трубопроводостроительного подразделения.
7.5. Работы по строительству перехода с устройством объезда выполняются в следующей последовательности: