В сфере здравоохранения за счет местного бюджета реализуется пакет целевых программ по профилактике и лечению наиболее распространенных заболеваний.
В 2007 году из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта "Здоровье" выделено 113 млн.руб. на приобретение диагностического оборудования (закуплено 170 ед.) и 17,5 млн.руб. - автомобилей скорой медицинской помощи (закуплено 24 автомобиля).
![]() | |
500 × 273 пикс.   Открыть в новом окне |
Следствием продолжения реструктуризации сети учреждений здравоохранения и исполнения мероприятий национального проекта "Здоровье" является развитие в городе сферы здравоохранения по следующим основным направлениям:
- выполнение государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению в необходимом объеме и с высоким уровнем качества;
- укрепление материально-технической базы и повышение эффективности ее использования;
- развитие менее затратных стационар-замещающих технологий (дневные стационары, стационар на дому и т. п.);
- развитие системы эффективной профилактики заболеваний.
Образование
Потребности в воспитании и образовании сопровождают человека практически всю его жизнь. Система образования города представлена учреждениями дошкольного, общего начального, среднего, профессионального, высшего образования, а также учреждениями системы повышения квалификации, дополнительного образования, которые все вместе составляют образовательное пространство города.
Основными задачами деятельности городской администрации в сфере образования являются:
- обеспечение доступности образования гражданам,
- обеспечение уровня и качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и национальным проектом "Образование";
- организация образовательных процессов в соответствии с санитарными нормами и правилами РФ;
- создание условий для образования гражданам с ограниченными возможностями здоровья.
Важными характеристиками образовательного пространства являются число образовательных учреждений и численность учащихся в учреждениях образования.
Таблица 46
Дошкольные образовательные учреждения
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Число дошкольных учреждений, единиц | 342 | 327 | 327 | 326 | 328 | 328 | 328 | 328 |
Число мест в детских дошкольных учреждениях, единиц | 45835 | 43147 | 41046 | 40075 | 40122 | 40032 | 40482 | 42129 |
Численность детей в дошкольных учреждениях, человек | 39580 | 39079 | 39540 | 41551 | 42539 | 45083 | 46697 | 49349 |
Происходит сокращение числа ДОУ и, соответственно, численности мест в них, а также нарастание проблемы обеспеченности местами детей в ДОУ. Разрыв между числом мест и численностью детей в 2007 г. составил более 7 тысяч. Администрация города предпринимает все возможные меры, чтобы изменить ситуацию, сложившуюся с детскими дошкольными учреждениями. В 2007 году в рамках реализации государственной политики по поддержке семьи, материнства и детства большое внимание уделялось повышению доступности дошкольных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях:
- введены в действие 2 новых дошкольных учреждения на 385 мест;
- открыты дополнительные места за счет перепрофилирования 10 учреждений начальная школа - детский сад, передачи 2-х зданий ведомственных детских садов, перепрофилирования функциональных кабинетов, открытия дошкольных отделений при общеобразовательных школах;
- разработана проектно-сметная документация на ремонт 125 групп (2502 места).
- всего создано дополнительно 2652 места, охват детей (от 1 до 7 лет) дошкольным образованием составил 76,9%.
Таблица 47
Общеобразовательные школы города
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Число образовательных учреждений, ед. | 187 | 190 | 189 | 193 | 189 | 187 | 185 | 174 |
Численность учащихся, тыс. чел. | 141,3 | 135,0 | 128,2 | 118,6 | 110,4 | 103,8 | 98,6 | 95,4 |
Численность учителей, тыс. чел. | 9,9 | 9,1 | 9,0 | 8,4 | 8,1 | 8,0 | 7,7 | 7,6 |
Удельный вес обучающихся, %: | ||||||||
- в первой смене | 62,5 | 69,2 | 66,2 | 68,5 | 71,5 | 72,1 | 77,4 | 77 |
- во второй смене | 37,3 | 30,8 | 33,7 | 31,5 | 28,5 | 27,8 | 22,6 | 23 |
- в третьей смене | 0,2 | - | 0,1 | - | - | 0,1 | - | - |
Доля учреждений, имеющих 2 и более компьютерных класса, % | - | - | - | 26 | 45 | 50 | 68 | 70 |
В период с 2003 по 2007 годы наблюдается сокращение числа общеобразовательных учреждений. Что касается численности учащихся, то она также непрерывно сокращается с 1995 г. и соответственно сокращается число учителей. Это является следствием негативной тенденции демографической ситуации.
Тенденция в системе дошкольного и школьного образования отражает общую картину по численности детей в Челябинске.
Таблица 48
Возрастная структура численности детей в Челябинске
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Численность детей, всего | 180975 | 180952 | 173773 | 168668 | 164694 | 161738 |
в возрасте 0-1 лет | 9421 | 10406 | 11063 | 11480 | 11036 | 11163 |
в возрасте 1-7 лет | 61450 | 62236 | 63666 | 66063 | 69098 | 71402 |
в возрасте 8-15 лет | 110104 | 108310 | 99044 | 91125 | 84560 | 79173 |
В 2007 году сеть муниципальных образовательных учреждений претерпела значительное изменение, что вызвано изменениями федерального законодательства об образовании, введением новых экономических механизмов обеспечения функционирования образовательных учреждений, расширением спектра и объема предоставляемых услуг.
Основным механизмом развития городской образовательной системы стала городская целевая программа по реализации национального проекта "Образование", в рамках которой обеспечено использование новых информационных технологий:
- все общеобразовательные учреждения были обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет, число девятиклассников, освоивших информационно-коммуникационные технологии, достигло 78,4% от общей численности учащихся 9-х классов;
- 100 % достигло количество средних общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя;
- 100 % достигло количество средних общеобразовательных учреждений, располагающих цифровыми образовательными ресурсами;
- 100 % достигло количество средних общеобразовательных учреждений, оборудованных компьютерными классами;
- 100 % средних общеобразовательных учреждений города имеют действующие сайты в сети "Интернет".
В 2007 году активно использовались дистанционные формы обучения старшеклассников, дистанционное обучение по 6 предметам на профильном уровне было организовано для 272 учеников из 15 школ города, кроме того, 671 учащийся продолжает дистанционное образование в НП "Телешкола".
Продолжен эксперимент по организации предпрофильного и профильного образования. Несмотря на сокращение контингента школьников, для образовательной системы города характерна тенденция сохранения доли старшеклассников, обучающихся в профильных классах, второй год она составляет 44%.
Физкультура и спорт, культура и досуг
Физическая культура и спорт - одна из составляющих здорового образа жизни населения. Физическая активность населения способствует снижению заболеваемости, увеличению продолжительности жизни, эффективному труду и отдыху.
Потенциал в области физкультуры и спорта оценивается сетью спортивных школ, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, числом занимающихся физической культурой, спортом, наличием профессиональных кадров, обучающих физкультуре и спорту.
Таблица 49
Уровень развития физической культуры и спорта
Ед.изм. | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | |
Количество занимающихся физической культурой и спортом | тыс. чел. | 159,3 | 160 | 160,5 | 161 |
Занимающиеся в Детско-юношеских спортивных школах | тыс. чел. | 21,6 | 21,9 | 22,1 | 22,4 |
Наличие спортивных сооружений | ед. | 1660 | 1680 | 1751 | 1778 |
Состояние материальной базы и профессиональных спортивных кадров - важнейшее условие вовлечения населения в секции, клубы и спортивные школы. С одной стороны, в городе наблюдается положительная динамика роста количества спортсооружений и, соответственно, рост численности занимающихся физкультурой и спортом. В то же время износ некоторых спортивных сооружений составляет на сегодняшний день от 50 до 75%.
Культура и досуг. В соответствии с основными направлениями социокультурной политики города деятельность городских органов культуры в 2007 году была направлена на сохранение и развитие системы дополнительного художественного образования детей, развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры, повышение оснащенности современным оборудованием и программным продуктом, обеспечение равных возможностей для жителей различных районов города и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни города.
Таблица 50