Решение Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 26 ноября 2009 г. N 8/1 "О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года" стр. 12

В сфере здравоохранения за счет местного бюджета реализуется пакет целевых программ по профилактике и лечению наиболее распространенных заболеваний.
В 2007 году из федерального бюджета в рамках реализации национального проекта "Здоровье" выделено 113 млн.руб. на приобретение диагностического оборудования (закуплено 170 ед.) и 17,5 млн.руб. - автомобилей скорой медицинской помощи (закуплено 24 автомобиля).
500 × 273 пикс.     Открыть в новом окне
"Приобретение медицинского оборудования"
Следствием продолжения реструктуризации сети учреждений здравоохранения и исполнения мероприятий национального проекта "Здоровье" является развитие в городе сферы здравоохранения по следующим основным направлениям:
- выполнение государственных гарантий по оказанию медицинской помощи населению в необходимом объеме и с высоким уровнем качества;
- укрепление материально-технической базы и повышение эффективности ее использования;
- развитие менее затратных стационар-замещающих технологий (дневные стационары, стационар на дому и т. п.);
- развитие системы эффективной профилактики заболеваний.
Образование
Потребности в воспитании и образовании сопровождают человека практически всю его жизнь. Система образования города представлена учреждениями дошкольного, общего начального, среднего, профессионального, высшего образования, а также учреждениями системы повышения квалификации, дополнительного образования, которые все вместе составляют образовательное пространство города.
Основными задачами деятельности городской администрации в сфере образования являются:
- обеспечение доступности образования гражданам,
- обеспечение уровня и качества образования в соответствии с государственными образовательными стандартами и национальным проектом "Образование";
- организация образовательных процессов в соответствии с санитарными нормами и правилами РФ;
- создание условий для образования гражданам с ограниченными возможностями здоровья.
Важными характеристиками образовательного пространства являются число образовательных учреждений и численность учащихся в учреждениях образования.
Таблица 46

Дошкольные образовательные учреждения

2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Число дошкольных учреждений, единиц
342
327
327
326
328
328
328
328
Число мест в детских дошкольных учреждениях, единиц
45835
43147
41046
40075
40122
40032
40482
42129
Численность детей в дошкольных учреждениях, человек
39580
39079
39540
41551
42539
45083
46697
49349
Происходит сокращение числа ДОУ и, соответственно, численности мест в них, а также нарастание проблемы обеспеченности местами детей в ДОУ. Разрыв между числом мест и численностью детей в 2007 г. составил более 7 тысяч. Администрация города предпринимает все возможные меры, чтобы изменить ситуацию, сложившуюся с детскими дошкольными учреждениями. В 2007 году в рамках реализации государственной политики по поддержке семьи, материнства и детства большое внимание уделялось повышению доступности дошкольных образовательных услуг в муниципальных образовательных учреждениях:
- введены в действие 2 новых дошкольных учреждения на 385 мест;
- открыты дополнительные места за счет перепрофилирования 10 учреждений начальная школа - детский сад, передачи 2-х зданий ведомственных детских садов, перепрофилирования функциональных кабинетов, открытия дошкольных отделений при общеобразовательных школах;
- разработана проектно-сметная документация на ремонт 125 групп (2502 места).
- всего создано дополнительно 2652 места, охват детей (от 1 до 7 лет) дошкольным образованием составил 76,9%.
Таблица 47

Общеобразовательные школы города

2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Число образовательных учреждений, ед.
187
190
189
193
189
187
185
174
Численность учащихся, тыс. чел.
141,3
135,0
128,2
118,6
110,4
103,8
98,6
95,4
Численность учителей, тыс. чел.
9,9
9,1
9,0
8,4
8,1
8,0
7,7
7,6
Удельный вес обучающихся, %:
- в первой смене
62,5
69,2
66,2
68,5
71,5
72,1
77,4
77
- во второй смене
37,3
30,8
33,7
31,5
28,5
27,8
22,6
23
- в третьей смене
0,2
-
0,1
-
-
0,1
-
-
Доля учреждений, имеющих 2 и более компьютерных класса, %
-
-
-
26
45
50
68
70
В период с 2003 по 2007 годы наблюдается сокращение числа общеобразовательных учреждений. Что касается численности учащихся, то она также непрерывно сокращается с 1995 г. и соответственно сокращается число учителей. Это является следствием негативной тенденции демографической ситуации.
Тенденция в системе дошкольного и школьного образования отражает общую картину по численности детей в Челябинске.
Таблица 48

Возрастная структура численности детей в Челябинске

2002
2003
2004
2005
2006
2007
Численность детей, всего
180975
180952
173773
168668
164694
161738
в возрасте 0-1 лет
9421
10406
11063
11480
11036
11163
в возрасте 1-7 лет
61450
62236
63666
66063
69098
71402
в возрасте 8-15 лет
110104
108310
99044
91125
84560
79173
В 2007 году сеть муниципальных образовательных учреждений претерпела значительное изменение, что вызвано изменениями федерального законодательства об образовании, введением новых экономических механизмов обеспечения функционирования образовательных учреждений, расширением спектра и объема предоставляемых услуг.
Основным механизмом развития городской образовательной системы стала городская целевая программа по реализации национального проекта "Образование", в рамках которой обеспечено использование новых информационных технологий:
- все общеобразовательные учреждения были обеспечены широкополосным доступом к сети Интернет, число девятиклассников, освоивших информационно-коммуникационные технологии, достигло 78,4% от общей численности учащихся 9-х классов;
- 100 % достигло количество средних общеобразовательных учреждений, располагающих автоматизированными рабочими местами учителя;
- 100 % достигло количество средних общеобразовательных учреждений, располагающих цифровыми образовательными ресурсами;
- 100 % достигло количество средних общеобразовательных учреждений, оборудованных компьютерными классами;
- 100 % средних общеобразовательных учреждений города имеют действующие сайты в сети "Интернет".
В 2007 году активно использовались дистанционные формы обучения старшеклассников, дистанционное обучение по 6 предметам на профильном уровне было организовано для 272 учеников из 15 школ города, кроме того, 671 учащийся продолжает дистанционное образование в НП "Телешкола".
Продолжен эксперимент по организации предпрофильного и профильного образования. Несмотря на сокращение контингента школьников, для образовательной системы города характерна тенденция сохранения доли старшеклассников, обучающихся в профильных классах, второй год она составляет 44%.
Физкультура и спорт, культура и досуг
Физическая культура и спорт - одна из составляющих здорового образа жизни населения. Физическая активность населения способствует снижению заболеваемости, увеличению продолжительности жизни, эффективному труду и отдыху.
Потенциал в области физкультуры и спорта оценивается сетью спортивных школ, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, числом занимающихся физической культурой, спортом, наличием профессиональных кадров, обучающих физкультуре и спорту.
Таблица 49

Уровень развития физической культуры и спорта

Ед.изм.
2004
2005
2006
2007
Количество занимающихся физической культурой и спортом
тыс. чел.
159,3
160
160,5
161
Занимающиеся в Детско-юношеских спортивных школах
тыс. чел.
21,6
21,9
22,1
22,4
Наличие спортивных сооружений
ед.
1660
1680
1751
1778
Состояние материальной базы и профессиональных спортивных кадров - важнейшее условие вовлечения населения в секции, клубы и спортивные школы. С одной стороны, в городе наблюдается положительная динамика роста количества спортсооружений и, соответственно, рост численности занимающихся физкультурой и спортом. В то же время износ некоторых спортивных сооружений составляет на сегодняшний день от 50 до 75%.
Культура и досуг. В соответствии с основными направлениями социокультурной политики города деятельность городских органов культуры в 2007 году была направлена на сохранение и развитие системы дополнительного художественного образования детей, развитие новых направлений и форм деятельности муниципальных учреждений культуры, повышение оснащенности современным оборудованием и программным продуктом, обеспечение равных возможностей для жителей различных районов города и представителей разных социальных групп в получении доступа к культурным ценностям, информации, проявлении и воплощении творческой инициативы с целью развития культурной жизни города.
Таблица 50