Решение Челябинской городской Думы четвёртого созыва от 26 ноября 2009 г. N 8/1 "О Стратегии развития города Челябинска до 2020 года" стр. 13

Основные показатели состояния сферы культуры и досуга

2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Число библиотек
71
69
68
66
61
61
61
Библиотечный фонд, млн. экземпляров
5,9
5,8
5,7
5,7
5,6
5,5
5,5
в среднем на 1000 населения, экземпляров
5339
5304
5229
5170
5079
5043
5028
Число учреждений культурно-досугового типа
34
32
32
31
29
29
26
Число мест в учреждениях культурно-досугового типа, тысяч
12,6
11,4
11,0
10,6
9,8
10,0
8,7
на 1000 человек населения
11
10
10
10
9
9
8
Число музеев
4
4
4
4
4
4
3
Число посещений музеев, тысяч
121,4
142,7
168,7
130,1
157,8
217,2
196,5
на 100 человек населения
11
13
15
12
14
20
18
Число театров
8
8
8
8
8
8
8
Число посещений театров, тысяч
480,2
433,3
492,5
557,9
552,2
497,1
569
на 1000 человек населения
433
393
448
509
505
455
521
Вырос количественный и качественный уровень городских мероприятий, увеличилось число посетителей. В 2007 году по отношению к 2004 году количество мероприятий выросло в 2,3 раза, в том числе количество общедоступных мероприятий, проводимых на открытых площадках, увеличилось в 4,2 раза. Охват населения города Челябинска массовыми мероприятиями составил 84 %.
В 2007 году муниципальные театры увеличили количество постановок на 68 ед. и посещаемость спектаклей на 1,8 тыс. зрителей. Состоялось 8 премьер новых спектаклей.
Общественная безопасность
Начиная с 1993 года в городе наблюдается рост числа зарегистрированных преступлений: от 25,9 тыс. в 1993 году до 38,6 тыс. в 2006 году, в 2007 году их число снизилось на 6,9%.
Таблица 51

Динамика уровня преступности в городе Челябинске

2000
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
Количество преступлений,из них:
28305
27841
22616
24252
27966
35466
38635
35983
умышленных убийств
332
405
402
330
303
258
235
212
причинений тяжкого вреда здоровью
540
577
769
646
676
598
542
472
изнасилований
48
86
93
94
98
94
75
49
разбоев
636
774
718
646
916
1145
1029
664
грабежей
2135
2556
1885
2354
3942
5823
5671
5005
краж
13168
11054
7442
9367
12691
15399
16680
16293
преступлений связанных с наркотиками
3650
3570
3139
2670
1773
1753
2044
1567
процент раскрываемости
62,0
62,2
60,4
45,5
38,0
34,7
32,2
32,4
Наибольшую динамику роста имеют такие преступления, как кражи, разбои и грабежи, в то время как процент раскрываемости преступлений после подъема в 2000-2002 годов вновь снизился и составляет лишь 32%.
Анализ данных таблиц показывает наличие в городе негативной тенденции роста зарегистрированных преступления и снижение их раскрываемости. Наблюдается существенный рост преступлений, связанных с наркотиками. Эта ситуация характеризует неблагоприятную обстановку в городе с точки зрения безопасности проживания граждан.
Таблица 52

Уровень преступности Челябинска и Челябинской области

2005
2006
2007
Количество зарегистрированных преступлений - всего
Челябинская область
98710
109163
99097
Количество зарегистрированных преступлений - всего
Челябинск
35466
38635
35983
Удельный вес в Челябинской области
Челябинска
35,9
35,4
36,3

1.3.8. Научный потенциал и система профессионального образования Челябинска

Наука и система профессионального образования Челябинска ориентированы, с одной стороны, на удовлетворение образовательных потребностей населения города, с другой стороны, - отвечает запросам рынка труда и рыночной экономики в целом.
Основной базой для формирования научного и образовательного потенциала являются:
- научно-исследовательские учреждения;
- образовательные учреждения высшего профессионального образования и средне- специального образования.
Научно-исследовательские учреждения
Челябинск является одним из крупнейших научно-образовательных центров России. Однако общая картина, представленная ниже в таблице, говорит о застойных явлениях в этом направлении: общее число организаций города Челябинска, выполняющих научные исследования и разработки, в период с 2003 года по 2006 год снизилось, но начиная с 2007 года наметилась положительная тенденция: общее количество организаций, выполняющих научные исследования и разработки увеличилась с 24 до 31 за счет увеличения научно-исследовательских организаций, высших учебных заведений, промышленных предприятий, прочих организаций и учреждений.
Таблица 53

Динамика числа научно-исследовательских организаций

2003
2004
2005
2006
2007
Всего
27
26
23
24
31
в том числе:
Научно-исследовательские организации
17
17
14
15
17
конструкторские и проектные организации (самостоятельные)
3
2
2
1
-
высшие учебные заведения
4
5
5
6
8
промышленные организации
2
1
1
2
3
Прочие
1
1
1
-
3
Таблица 54

Численность персонала, занятого исследованиями и разработками

2003
2004
2005
2006
2007
Весь персонал, чел.
3289
2918
2333
2016
2932
в том числе:
исследователи
1594
1450
1189
1008
1458
техники
372
335
208
201
529
вспомогательный персонал
854
778
646
576
576
прочие
469
355
290
231
369
По стоимости и объему работ, выполненных организациями с 2003 года, сохраняются положительные тенденции.
По численности персонала, занятого исследованиями и разработками, ситуация улучшилась в 2007 году - прирост численности на 916 человек (145,4% к показателю 2006 года).
Таблица 55

Динамика объемов научно-исследовательских работ

2003
2004
2005
2006
2007
Стоимость работ - всего, млн. рублей
402,1
846,3
724,4
1208,3
1783,5
в том числе:
исследования и разработки
323,7
509,0
518,5
582,3
1405
научно-технические услуги
11,9
126,4
61,0
36,7
61,4
Прочие
66,5
210,9
144,9
589,3
317,1
Таблица 56

Структура затрат на научные исследования и разработки по данным 2007 года

Всего
в том числе по наукам
Еcтеcтвенные
Технические
Медицинские
Сельскохозяйственные
Общественные
Гуманитарные
Затраты на исследования и разработки - всего, млн. руб.
1416,4
127,6
1091,8
67,4
35,5
86,7
7,9
Анализ показал, что наиболее активно выполняются технические разработки, далее, с большим отставанием - естественные науки, общественные науки, медицинские и сельскохозяйственные, наименьший объем финансирования научных работ приходится на гуманитарные исследования. Лидерство технических исследований и разработок во многом определяется отраслевой ориентацией экономики Челябинска.
Образовательные учреждения
Динамика числа высших учебных заведений Челябинска имеет явно позитивный характер как по количеству вузов, так и по численности студентов.
Таблица 57

Динамика количества учебных заведений и численности учащихся

2000
2001
2001
2002
2002
2003 1)
2003
2004 1)
2004
2005 1)
2005
2006 1)
2006
2007 1)
2007
2008 1)
Число государственных высших учебных заведений, единиц
9
9
17
18
18
17
17
17
в них студентов, тыс. человек
81,5
96,9
115,7
109,1
109,9
110,2
113,8
126,5
Выпущено специалистов, тыс. человек
8,4
10,6
14,5
15,9
18,5
17,5
20,3
20,1
На 10000 человек занятых в экономике приходится выпускаемых специалистов, всего
160
201
269
293
324
301
345
33,9
1) с 2002 года включены филиалы
Анализ состава учебных заведений позволил выявить положительные тенденции количественного роста числа вузов в основном за счет филиалов. Высокими опережающими темпами растет численность обучающихся в ВУЗах студентов, зафиксирован рост подготовленных специалистов, занятых в различных секторах экономики. Эта тенденция соответствует росту требований работодателей к более высокому образовательному уровню сотрудников при приеме на работу. С другой стороны, молодежь становится все более уверенной в том, что достойную работу можно найти, лишь имея диплом о высшем образовании.
Практически неизменным в последние годы остается численность учащихся профессионально-технических училищ и средних специальных учебных заведений Челябинска. Тенденции последних семи лет четко показывают застой в направлении подготовки, наиболее востребованных на рынке труда специалистов, имеющих среднее специальное образование.
Таблица 58

Количество ССУЗов и численность обучающихся в них

2000
2001
2001
2002
2002
2003
2003
2004
2004
2005
2005
2006
2006
2007
2007
2008
Число ССУЗ, единиц
23
23
24
24
23
23
23
23
в них учащихся, тыс. человек
25,8
28,2
30,7
31,4
33,2
32,4
31,3
29,5
Выпущено специалистов, тыс. человек
6,9
7,2
8,0
8,3
9,1
8,4
8,7
8,8
На 10000 человек занятых в экономике приходится выпускаемых специалистов, всего
132
136
148
153
159
145
148
148
Одним из главных условий инновационного развития Челябинска до 2020 года является вовлеченность студентов и преподавателей системы высшего профессионального образования в фундаментальные научные исследования. Это позволит не только сохранить научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей, ориентированных на потребности инновационной экономики.
Развитие науки и профессионального образования Челябинска предусматривает расширение участия работодателей на всех этапах образовательного процесса, формирование системы привлечения работодателей к созданию образовательных стандартов и аккредитации образовательных программ, развитие новых организационно-правовых форм - автономных учреждений, создание целевых фондов из отчислений предприятий, способствующих расширению участия работодателей в финансировании и формировании требований к научной и образовательной деятельности.
Развитие системы науки и высшего профессионального образования строится исходя из того, что для инновационной экономики нужны, прежде всего, следующие три типа профессионального знания: