В нашей стране по-прежнему актуальны две проблемы - дураки и дороги. Казалось бы, XXI век, космические корабли бороздят просторы вселенной и технологии позволяют клонировать все, что душе угодно. Но нет же, дороги (при их наличии вообще) в нашей стране все также стабильно в ямах глубиной, будто там подземелье гномов, хоть и ремонтируются исправно по 2 раза в год (желательно в дачный сезон, и желательно в дождь). Ненавязчиво прослеживается взаимосвязь между «проблемами» и напрашивается вывод о том, что первая повинна в наличии второй.
И действительно, лазерные сканеры, которые позволили вывести процессы проектирования, строительства и эксплуатации объектов капитального строительства на совершенно иной уровень, не вчера изобретены (кстати, более подробно о лазерном 3D сканировании читайте в нашей статье: «Лазерное 3D сканирование - что это такое и кто делает»). Тогда почему на протяжении всего жизненного цикла автодорог при их проектировании, строительстве и эксплуатации до сих пор используются дедовские методы? Давайте разбираться.
Что имеем на сегодняшний день
Лазерное сканирование успешно используется во многих областях: строительство, архитектура, медицина, военная и гражданская промышленность, цифровое управление процессами, информационное моделирование зданий (BIM) и т.д.
На сегодняшний день многие хозяйствующие субъекты, да и просто крупные игроки рынка переходят от традиционной модели управления процессами предприятия к цифровым, понимая, что с помощью автоматизации и оцифровки бизнес-процессов компании, связанных с проектированием, строительством, эксплуатацией и реконструкцией объектов, снизятся материальные издержки, сократятся сроки выполнения работ, количество ошибок будет сведено к минимуму, что выведет реализацию проектов на качественно новый уровень. Казалось бы, очевидные вещи, но с дорогами вечно что-то не так!
Приборы для лазерного мобильного сканирования (подробнее читайте в нашей статье: «Мобильное лазерное сканирование»), аккурат доведенные до совершенства с целью изучения автомобильных дорог (и других линейных объектов) способны решить большинство актуальных проблем в автодорожном хозяйстве, но нет же, зачем? Тогда появятся четкие временные рамки и сроки исполнения, дорожные карты, сметы, прозрачная бухгалтерия и прочие прелести, которые не позволят начальнику участка купить Mercedes-Benz, а главному инженеру дом в Испании (и это только верхушка айсберга, как вы понимаете).
Кто-то раньше, кто-то позже, но так или иначе к цифровой модели управления придут все, это продиктовано темпами технологического прогресса. Однако, имея на рынке уже сейчас такое высокотехнологичное оборудование, как мобильные лазерные сканеры, состояние автомобильных дорог в нашей стране диссонирует со страшной силой. Почему так?
Почему так, а не иначе
А все, на самом деле, проще чем кажется и выглядит следующим образом.
Цифровая модель управления процессами не искоренит коррупцию, как явление, однако приведет к тому, что весь «делёж» будет происходить «наверху» на стадии смет, т.е. попилить бюджет исполнителям уже не получится, поскольку «разгуляться» уже будет негде, ввиду обоснованного и корректного расчета. Ведь точность современных приборов такова, что былая погрешность между сметными расчетами и фактическими расходами будет ничтожно мала или вовсе исчезнет, а ведь за счет именно этой дельты хорошо живут многие «причастные».
Поэтому, на сегодняшний день, даже самые умные и инициативные «автодорожники» не выносят инициативу с мобильным сканированием на повестку дня, поскольку никто не хочет рубить сук, на котором сидит, даже за «искреннее спасибо» от высшего руководства.
Еще одним сдерживающим «прогресс» фактором является отсутствие соответствующей нормативки по части цифрового моделирования процессов. Т.е. технологии имеются, а вот их внедрение и применение в дорожном строительстве никак и ничем не регламентировано. Удивительно, но по сей день при строительстве дорог руководствуются СНиПами и ГОСТами «лохматых» годов, т.е. о применении новейших технологий на законодательном уровне никто и не слышал, хорошо хоть расстояния до сих пор не аршинами меряют и на том спасибо. Иными словами, никому не интересно на законодательном уровне стимулировать и продвигать оптимизацию внутренних и внешних процессов деятельности предприятий.
Вывод
Подытожить сей разговор можно пословицей, с хорошо известным всем смыслом: «в мутной воде хорошо рыбу ловить», вот и в дорожном хозяйстве, чем «мутнее схема», тем сложнее найти виноватого=лучше. Так и получается замкнутый круг про проблемы России. У меня пока все!
P.S.: смотрю с надеждой в светлое будущее!
Комментарии
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь чтобы оставить комментарий.